СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Волкова Ирина Николаевна303
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
0

Статья «Использование научно- популярной литературы для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку»

Использование научно- популярной литературы для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку.

При подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку чаще всего учитель берет задания из прошедших ранее олимпиад, из сборников олимпиад по русскому языку или сам составляет задания, основываясь на методику подготовки олимпиадных заданий. Получая задания , современные ученики, в том числе и одаренные дети , обращаются к интернету, тем самым быстро находят ответ на предложенное задание . С одной стороны, это хорошо, дети показывают свои умения работать мобильно, быстро, использовать информационные ресурсы.

Но не менее важным является умение работать с книгой ( хотя может быть использована книга и в электронной версии). Необходимо познакомить учащихся с большой библиотекой научно- популярной литературы , где в доступной для учащихся форме излагается интересный материал по разным разделам лингвистики. Научно-популярная литература – общее название книг, в которых доступным для широкой массы читателей языком рассказывается о науке и научных открытиях.

Работа с научно- популярной литературой по лингвистике требует системы, учитель должен научить учащегося культуре работы с такими книгами. Это не чтение для развлечения, это умственная работа, требующая от ученика внимания, сосредоточенности, логического мышления и, конечно ,творческого восприятия .Чаще всего такими вопросами интересуется одаренный ребенок, которого не сложно заметить учителю. Эти дети любознательны, у них развито языковое чутье, они заинтересованы в развитии своих языковых компетенций.

Как отмечалось выше, необходимо обучить культуре работы с научно-популярной литературой. В чем же она состоит?

Во-первых, приступая к работе с научно популярной книгой, ученик должен иметь представление об авторе книги, в какой области, разделе языкознания

автор наиболее компетентен, какие книги еще есть у этого автора.

Во- вторых, необходимо научить работать учащегося с аннотацией к книге.

Аннотация помогает определить основные вопросы, рассматриваемые автором книги.

В – третьих, работая с книгой в процессе подготовки к олимпиаде, ученик должен понимать, что это не однодневная задача, что проработанный им материал может и не встретиться в конкретной предстоящей олимпиаде, но этот материал , знания, которые он получает в работе с книгой, должны стать своего рода «накопительным» багажом , если хотите « копилкой», и могут быть востребованы в дальнейшем . Это необходимо обговорить с ребенком, потому что часто дети , затратив определенное время на работу с подобной литературой, допустим, даже с одной книгой из этой серии, разочаровываются, если полученные знания остались не были ими применены на данном этапе. В данном вопросе большую роль играет мотивация, поэтому на это следует обратить особое внимание.

Важным является правильный подбор литературы научно – популярного характера.

Предлагаю список интересных книг , который может быть использован в работе с одаренными детьми в области языкознания в подготовке к олимпиаде по русскому языку.

1.Аксенова М. «Знаем ли мы русский». Издательство «Центрополиграф», 2012г.

2.Альбеткова Р.И. Русская словесность. М. : Дрофа, 2007.

3.Волина В. В. Веселая грамматика. М. : Знание, 1995.

4. Галь. Н. Слово живое и мертвое. — М.: Время, 2012

5.Граник Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991

6.Кронгауз Максим «Русский язык на грани нервного срыва 3D.-Астрель, 2012

7.Одинцов В.В. «Лингвистические парадоксы». . М. «Просвещение»,2008 г

8.Откупщиков Ю.В. « К истокам слова. М. «Просвещение»,1996г

9.Панов. М.В. И все-таки она хорошая. — М., 1964 (2-е изд., испр.), М.: Вербум-М, 2006

10.Постникова И.М., Подгаецкая И.М. Просто и занимательно о русском языке.- М.: Просвещение,2006

11. Успенский Лев «Слово о словах».-Издательство «Зебра Е», 2009 год

12.Храпа В.В. « От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений» .-Издательство «Энас», 2009г

13.Чуковский К Живой как жизнь. — М.: КДУ, 2004

14.Шанский Н.М. «Лингвистические детективы». -Дрофа, 2006г.

Литература

16.О.Н.Зайцева «Олимпиады по русскому языку». -М:Издательство «Экзамен», 2015г


Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.