Статья «Система самостоятельных работ учащихся по теме "Происхождение человека"» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 28 February 2019

Система самостоятельных работ учащихся по теме

«Происхождение человека»

 

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний. Задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

Самостоятельная работа – это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения умениями (авт. Брунов Е. П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т. и др.).

В школьной биологии учащиеся приобретают знания, умения и навыки с помощью различных самостоятельных работ. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом учебном занятии, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически [1].

Под системой самостоятельных работ понимают, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. При таком условии вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении системных заданий самостоятельной работы и наращиваются темпы ее выполнения. Самостоя­тельные работы учащихся методически эффективна, если про­водится постоянно на основе продуманной системы заданий. Система заданий для ее выполнения в свою очередь стро­ится с учетом источников знаний, содержания темы, усложнения заданий и условий выполнения работы (схема 1).

 

Самостоятельная работа как деятельность учащихся имеет двуединую основу. Внешней формой самостоятельной работы выступает учебное задание - это целостная функционирующая система, в которой обеспечивается взаимодействие процессов преподавания и учения. Внутренним содержанием  является развивающая задача - для решения, которых не требуются новых знаний по предмету, необходимо применять имеющиеся знания в иной комбинации; задачи, с помощью и на основе которых приобретаются знания по предмету.

 

Система учебных заданий, представленная в учебной программе по биологии, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на требования ФГОСа «на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации».

Рассмотрим использование системы самостоятельных работ учащихся по теме «Происхождение человека» в 9 классе. Во-первых, в основу изучения указанной темы положена синтетическая теория эволюции, также необходимы знания понятий наследственности и изменчивости, лежащие в основе механизмов эволюционного процесса, далее процесс эволюции рассматривается на популяционном уровне биологии, так как здесь взаимодействуют элементарные эволюционные факторы и эволюционный материал и тема изучается на стыке сопоставления микро- и макроэволюции, здесь рассматривается длительный путь исторического развития органического мира. Во-вторых, ознакомление научных гипотез требует  постановки и решения новых проблем на пользу научных поисков в пограничных областях разных дисциплин биологии: морфология и физиология человека, теория эволюции, генетика, экология человека.

В 8 классе тема «Происхождение человека» раскрывает биосоциальную природу человека, учащиеся определяют место человека в природе. А в 9 классе по данной теме такие виды деятельности - анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека упрощены и контролируемый объем меньше чем в 11 классе.

При разработке системы самостоятельных работ учащихся по теме учитывались принципы отбора содержания заданий: включение регионального материала, научность, свя­зь с современностью  и практической деятельностью человека, доступность в соответствии с возрастными особеннос­тями учащихся.  Задания для системы самостоятельной работы состоят из трех уровней сложности и разработаны для учащихся 8- 9 классов.

Анализ учебно-методической литературы показывает, что по теме «Происхождение человека»  задания самостоятельных работ делятся по темам, в них включены задания со свободным ответом, вопросы и практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождение человека».

В 7 классе учащиеся рассматривали систематические группы, изучали разнообразие видов млекопитающих, особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Поэтому работа с текстом учебника по данной теме при выявлении таксономии, признаков  доказывающих принадлежность человека к этим систематическим  группам, основана на этих знаниях и умениях. В учебном занятии для 8 классов по теме «Место и роль человека в систематике органического мира, его сходство с животными и отличие от них» использован подражательно-пассивный уровень самостоятельной работы: задание учащимся даны такие, как «прочитать текст учебника и заполнить таблицу «Систематическое положение человека». На данном учебном процессе так же используется активно-поисковый уровень самостоятельной работы учащихся, они с помощью дополнительной литературы выявляют фактологические данные о связи человека с животными. Например, по заданию «По каким признакам кроманьонцев относят к людям современного типа?». Учащиеся самостоятельно находят ответ на вопрос, на который дан прямой ответ в учебнике и есть вопросы, в которых нужно  выразить своими словами главные мысли, нет прямого ответа, требуется осмысление.

Педагогический  эксперимент по выявлению сформированности умений самостоятельно работать проводился в средней общеобразовательной школе №7 г. Якутска и Магарасской СОШ Горного улуса, в нем приняли участие всего 175 учащихся. Констатирующий этап эксперимента включала работу по проверке знаний и умений учащихся  по следующим вопросам темы с указанием процента положительных ответов: об основных положениях эволюционной теории Ч.Дарвина - 61%; о происхождении человека - 65%. Эксперимент показал, что у школьников различны мотивы, побуждающие учеников к самостоятель­ной работе; потребность расширить свои знания, узнать новое - 18% учащихся; овладеть умением самостоятельно работать -13%; желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи - 10%; возможность пережить чувство радости, удовлетворение потребности быть успешным, получить хорошую оценку - 20%; однако доминирующим явля­ется мотив самоконтроля, желание проверить свои знания и воз­можности - 39%.

Учителя биологии по-разному относятся к самостоятельной работе учащихся в учебном процессе. Только 23% учителей считают, что самостоятельные работы могут быть выполнены учащимися на любом этапе урока, остальные отводят им определенное место: 37% - при закреплении, 30% - при изучении нового материала, 10% - при проверке знаний. Уровень своей подготовки к организации и проведению са­мостоятельных работ в учебном процессе учителя оценивают, в основном, как «частично готовы»  (77%).

В 8 классе проверялись умения работать с текстом учебника - вычленение главного в тексте, работа со справочным материалом – для выявления сущностных характеристик понятий «хордовые», «позвоночные», «млекопитающие», «приматы», «гоминиды»,  «человек», «человек разумный». А также учащиеся выполнили тестирование на тему: «Место человека в системе органического мира. Размножение и развитие организма человека», где используется задание подражательно-пассивного уровня. На этом уровне только 25% учащихся были готовы к 100% выполнению заданий.

На активно-поисковом уровне, например на задание «Каково систематическое положение человека по таксонам?». Примерный ответ учащихся должен быть таким: «Таксонами называют систематические группы организмов, связанных той или иной степенью родства, поэтому анализ систематического положения вида Человек разумный начинается с царства Животные, Тип Хордовые, Класс Млекопитающие, Отряд Приматы, Семейство Гоминид, Род Люди. На этом уровне задания включают высказавание своего мнения, например, «Что могло способствовать формированию прямохождения у предков человека? 78% учащиеся не дали полного ответа. Хотя на задание «Как вы думаете, какие признаки указывают на связь человека с млекопитающими животными?» ответ учащихся: «Я думаю, что сходство человека и млекопитающих животных: четырехкамерное сердце, диафрагма, хорошо развитая кора головного мозга, млечные железы, матка, где происходит развитие плода, теплокровность» указывает на спонтанное перечисление сходных признаков без объяснения причинно-следственных связей с классом млекопитающих. Также проверялось умение вычленять главное из текста учебника, умение грамотно составить устные и письменные ответы.

На III уровне используется интенсивно-творческой самостоятельной работы, учащиеся могут с помощью интернет ресурсов и дополнительной литературы   сделать домашнее задание в виде реферата по теме: «Гипотеза о прародине человека». Проверялось умение подбора литературы, источников, которые относятся к теме реферата; умение создавать и оформлять текст реферата; умение сбора данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); умение выражать отношение к гипотезе о прародине человека (выводы, предположения). Где у некоторых учащихся не было выражено отношение к гипотезе о прародине человека. Эксперимент показал, что многие учащиеся  не умеют создавать и оформлять текст реферата, не умеют анализировать и обобщать с формулированием выводов и предположений.

На основе выше сказанного нами разработаны система заданий самостоятельной работы в необходимой дидактической и логической последовательности, с постепенным усложнением их содержания с нарастанием трудностей для учащихся. Это была такая организация учебно-познавательной деятельности, кото­рая побуждает школьников к усвоению знаний и к овладению умениями, воспитывает их творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к тем ценностям, которые воп­лощены в изучаемой теме «Происхождение человека» (Схема 2).

 

Первый уровень подражательно-пассивный учащиеся понимают о каком объекте идёт речь, могут назвать его главный признак, определить к какому царству относится объект изучения, перечислить составные части. Второй уровень частично-поисковый учащиеся  могут анализировать, выделять существенные морфологические признаки, объединять признаки, сравнивать и делать выводы. Третий интенсивно-творческий уровень учащиеся  могут применять свои знания, обобщать, творить и оценивать. При выполнении самостоятельных работ происходит дальнейшее формирование таких общеучебных умений и навыков, как работать с учебником, наглядными пособиями, тетрадями на печатной основе, выполнять домашние задания и др. Систематическое выполнение самостоятельных работ способствует повышению качества знаний учащихся, формированию умений и навыков наблюдать, анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы [3].

 

Таким образом, выдвинутые нами и целенаправленно внедряемые в учебном процессе система уровневых, развивающих учебных заданий и условия формирования самостоятельности оказались эффективными. Было замечено, что учащиеся стали более уверенными в себе, общительными, ответственными и самостоятельными. Такие работы способствуют развитию у учащихся наблюдательности, творческой инициативы, выработке умений и навыков целенаправленной поисковой работы по биологии.

 

Литература:

1.               Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников // Вопросы психологии. 1963, №5.

2.               Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб.- М.: Логос, 2002.-384с.  

3.               Кудрявцевой Л. Д. Статья на тему "Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии как средство развития конкурентоспособности".

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.