12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Васильева Надежда Николаевна41



Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»













Система уроков литературы в 5-9 классе

по теме «Изучение повести Н.В. Гоголя «Портрет».











Выполнила: Васильева Надежда

Николаевна, учитель русского языка

и литературы МАОУ СОШ №1

г. Боровичи Новгородской области





Боровичи

2020 г.

Пояснительная записка.

       Творчество раннего Н.В.Гоголя овеяно порывом высокой романтики. Это поэзия народной сказки, легенды, в которых преобладает атмосфера чистых, почти идеальных человеческих отношений. Свет легко одолевает тьму, добро оказывается всегда сильнее зла, любовь торжествует над ненавистью. В основном это относится к сборникам «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород».

       В иной стилевой манере написаны так называемые петербургские повести. Поэзия украинской народной старины и героического народного быта – все это уступило место картинам, исполненным истинного трагизма. Петербург – место действия всех пяти повестей. Люди, нравы, обычаи – на всем лежит отпечаток особой «физиогномии» Петербурга – города, в котором человеческие отношения искажены, в котором все показное, фальшивое, торжествует пошлость и гибнут талант и вдохновение.

       В повести «Портрет» разыгрывается драма одаренного художника, ставшего жертвой страсти и наживы. Произведение изучается в 5-м классе (Образовательная система «Школа 2100»), когда осуществляется постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, происходит формирование личностного отношения к прочитанному, осмысление литературы как словесного вида искусства. Кроме того, изучение этой повести происходит в 7-м классе (Программа под редакцией М.Б.Ладыгина), в 8-м классе (Программа под редакцией А.Г.Кутузова) и в 9-м и 10-м классах на уроках внеклассного чтения (Программа под редакцией В.Я.Коровиной). Целью литературного образования на этом этапе становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Все программы направлены на логику возрастного литературного развития, системы построения программ формируют основы эстетического подхода к искусству слова.

       Во всех имеющихся методических разработках по данной теме предлагаются лишь примерные виды работ, вопросы для обсуждения, краткие сведения об авторе и его произведениях, материал по истории и теории литературы, что недостаточно для продуктивной работы учителя. Это инициировало создание собственных методических разработок по данной теме, которые представлены в данной работе. Изучая повесть Н.В.Гоголя «Портрет», учащиеся уточняют значение литературоведческих терминов: литературный характер, система характеров, предметный мир в художественном произведении, функции пейзажа, интерьера, художественной детали в тексте. Анализируя композицию и сюжет всей повести и ее частей, эпизоды и целое произведение по предложенным вопросам, составляя план к своему развернутому ответу, сопоставляя образы главных героев в их взаимосвязи и взаимоотношениях, школьники постигают идею повести, эстетические взгляды Н.В.Гоголя. Учащиеся подтверждают свои суждения фактами, цитатами из текста, слушают внимательно доводы одноклассников и передают суть их высказываний, обоснованно возражают или соглашаются с ними. Итоговый урок по повести «Портрет» - урок-семинар «Тема ответственности художника за свой труд».



Урок 1.

История создания повести Н.В.Гоголя "Портрет".

Композиция повести.


Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с историей создания петербургской повести «Портрет».

2. Актуализировать знания учащихся о композиции и сюжете повести.

3. Подвести к осмыслению главного конфликта произведения – трагедии художника Чарткова.

4. Выявить способы раскрытия образов главных героев повести.

5. Продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения.

6. Продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.

7. Прививать обучающимся любовь к литературе как искусству слова, пробудить желание творить самим.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид: урок углубленной работы над текстом.

Оборудование:

1. Портрет Н.В.Гоголя.

2. Иллюстрации к повести "Портрет".

На доске:

Литературные термины: композиция, сюжет, элементы сюжета, контраст, антитеза.

Эпиграф: Основная задача, которую ставил Гоголь в петербургских повестях, - создать психологический портрет времени и человека, «с маленькими радостями, маленькими горестями, словом, всей поэзией его жизни».

В.Г.Белинский.

Гоголю важно потрясти читателя, привести его к «невыносимому знанию о самом себе»…

В. Маркович.

Ход урока.

I. Слово учителя:

      Николай Васильевич Гоголь – одна из значимых фигур в литературе первой половины ХIХ века. По словам русского философа Н.Бердяева, Гоголь является «самой загадочной фигурой в русской литературе». Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь.

      Из биографических сведений о писателе мы знаем, что на разных этапах творческого развития его привлекал вопрос о взаимоотношении искусства и действительности. Художник и общество, искусство и жизнь, идейно-творческие задачи художника - все эти проблемы глубоко волновали писателя в период работы над "Миргородом" и "Арабесками". Только искусство, считал Гоголь, может приблизить к истине современного человека, ослепленного иллюзиями, на которых держится его повседневная жизнь. Такое убеждение оформляется в сознании Гоголя на протяжении ряда лет – от середины 30-х до начала 40-х годов. И мало-помалу оно перерастает в своеобразную эстетическую утопию – в мысль и мечту о реальной жизни – творческой роли искусства, о его прямом воздействии на общество. Искусство все более представляется писателю силой, способной поддержать и отчасти заместить религию в ее традиционной идеальной функции – спасения мира. Решению этих вопросов и посвящена повесть «Портрет».

Сообщение ученика. Повесть «Портрет» входит в цикл «Петербургские повести». Опубликовав повесть в «Арабесках» в 1835 году, писатель снова вернулся к ней через семь лет, создав ее новую редакцию, существенно отличавшуюся от первой. В первой редакции фамилия главного героя – Чертков (от слова «черт»). По мысли Гоголя, душу в человека вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет черт. Трагическая судьба художника в современном обществе, столкновение идеалов искусства, прекрасного с действительностью составляют основу содержания как первой, так и второй редакции, приобретая лишь более широкое и углубленное решение в окончательном варианте текста. «Портрет», по-видимому, призван был убедить читателя в том, что воссоздание жизненной реальности, какой она является нашему взору («рабское, буквальное подражание натуре»), способно отдать искусство во власть дьявольского наваждения или, иными словами, во власть зла. По мысли Гоголя, это значило бы подчинить искусство «ужасной действительности» и тем самым усилить царящее в ней зло, потому что, получив эстетическое воплощение, зло обрело бы духовную мощь и бессмертие. Проблемы искусства, занимавшие Гоголя в период создания петербургских повестей и «Миргорода», получили свое отражение и в ряде публицистических статей писателя, напечатанных в "Арабесках": "Несколько слов о Пушкине", «Скульптура, живопись и музыка", "Об архитектуре нашего времени", "Последний день Помпеи".

I. Эвристическая беседа о композиции повести.

-Что вы можете сказать о композиции данного произведения?

( «Портрет» состоит из двух частей, каждая из которых представляет собой законченную новеллу, имеющую свой конфликт, самостоятельный сюжет, особую систему персонажей.)

- Что представляет собой каждая часть повести?

       В первой части писатель рассказывает о жизни художника Чарткова. Гоголь размышляет о судьбе искусства в обществе, в котором все продается и покупается за деньги, где талант, вдохновение художника становятся достоянием богачей. Чартков сам изменил искусству, поддался всеобщей продажности, стал на сторону тех, кто превратил искусство в товар. Вторая часть повествует о происхождении страшного портрета, о ростовщике Петромихали и художнике-монахе, искупающем свои грехи.

- Какие литературные приемы используются?

Антитеза, художественный повтор, усиление. При создании образов художников – принцип контраста, зеркальности, уподобления.

-Что объединяет обе части в одно произведение?

      Общая тема – творчество художника, композиционный центр – портрет ростовщика.

- Почему Гоголь меняет части местами: не соблюдает хронологию событий, помещая в начале повести часть, повествующую о судьбе Чарткова, а не о создании портрета?

Задача писателя – заинтриговать читателя.


III. Составление опорного конспекта по теме, эвристическая беседа по вопросам.

Образы художников в повести «Портрет».

1 часть                                                                                 2 часть

Хронологическая композиция                                      Рамочная композиция

                                               Образы художников

Чартков                              противопоставляются                   Художник Б.

                          принцип контраста, зеркальности, уподобления

Экспозиция

(покупка портрета ростовщика)                                                ( аукцион)

1.Портрет художника Ч.                                          1. Портрет художника Б.

2.Интерьер (нищета).                            ДО             2. Интерьер (благополучие).

3. Творчество, талант, одиночество.                       3. Творчество, талант, семья.

Завязка

покупка портрета, создание портрета

деньги, выпавшие из рамы ростовщика

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ

1.Портрет художника Ч.                                          1.Портрет художника Б.

2.Интерьер (богатство, популярность).    ПОСЛЕ      2.Интерьер (нищета).

3.Растрата таланта, гибель.                                     3.Расцвет таланта, душевная

                                                                                   свобода.

1.Происходят ли изменения до и после переломного момента в обеих частях?

2.Когда каждый из художников это осознает?


Кульминация

(чужая картина)                                                           (очищение души в монастыре)

3.В ком или в чем ищет причину случившегося главный герой части?

причину в других                                                          причину в себе


Развязка действия

Сжигание творений.                                                    Создание шедевра (наказ сыну).

4. Как каждый из художников из них пытается изменить ситуацию?

Разрушает произведения,                                            Изменяет, очищает себя,

созданные другими художниками.                                свою душу, свой взгляд на мир.

5.Что символизирует собой портрет ростовщика?

(Олицетворение зла)

IV.Выводы.

       Оба художника в какой-то момент оказываются под воздействием таинственного ростовщика, чьи деньги отравляют их души, испытывают искушение материальным благополучием. В первой части произведения художник Чартков предает себя, свое призвание ради денег, популярности, но скопленное им богатство обращается в прах, растраченное на борьбу с произведениями тех, кому, потерявший себя, он яростно завидует. Герой второй части повести художник Б. совершил чудо: созданное им произведение искусства настолько точно воплотило сущность ростовщика, что смогло принять в себя его душу. В этом, по мнению Гоголя, заключается и великая сила искусства, и страшное преступление художника: злая душа, которая должна была покинуть землю вместе со смертью материального тела ростовщика, получает новую (почти вечную) материальную оболочку, в которую вселяется, чтобы продолжить свои черные дела среди людей.

        Портрет не только продлевает земное существование души ростовщика, он как бы наследует и род занятий своего прототипа: ведь именно портрет снабжает Чарткова той первоначальной суммой «злых денег», с которых начинается его отступление от своего призвания.



V. Домашнее задание.

Задание к уроку - семинару.

1.Выбрать творческую группу (разные вопросы по уровню сложности).

2.Подготовить ответы на вопросы.

1 группа. Трагедия художника Чарткова.

1.В чем трагедия художника Чарткова?

2.Когда Чартков ее осознает?

2.В чем ее причины?

4.Существуют ли подобные проблемы сегодня?

2 группа. «Эстетическая программа" Гоголя в повести.

1.Повесть называют "эстетической программой" Гоголя. Расскажите и покажите с помощью текста, каковы взгляды автора на искусство и художника.

2.Кто из героев повести является истинным художником? Почему?

3.Что думает Гоголь о свободе творчества, о предназначении искусства, о взаимоотношениях его с религией?

3 группа. Смысл финала повести.

1.В 1-ой ред. повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика исчезает у всех на глазах с полотна.

Во 2-ой ред. портрет во время рассказа крадут. В чем смысл такого финала?


Урок 2 (3-ий резервный).

Учащиеся готовятся к семинару. Работают в группах, составляют план ответа, собирают для него материал, выбирают лидера группы.

Учитель выступает в роли консультанта. Определяет по наблюдениям, выработанным группами планам ответов, беседам с ее членами готовность учащихся к уроку-семинару.


Урок-семинар

«Тема ответственности художника за свой труд»

( по повести Н. В. Гоголя "Портрет").

Цели и задачи:

1. Актуализировать знания учащихся о композиции, сюжете, содержания повести.

2. Систематизировать и обобщить знания о героях повести.

3. Подвести к осмыслению главного конфликта повести – борьбы добра со злом за человеческие души.

4. Раскрыть идейный замысел повести, роль финала, смысл эпиграфа урока.

5. Продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения.

6. Продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение, определять авторскую позицию.

7. Прививать учащимся любовь к литературе как искусству слова.

Оборудование урока:

1. Портрет Н.В.Гоголя.

2. Иллюстрации к повести «Портрет».

3. Карточки-плакаты с названием темы, над которой работала группа: "Трагедия художника Чарткова", "Эстетическая программа" Н.В.Гоголя", "Смысл финала повести", "Аналитическая группа".

4. "Листки контроля" (для каждого учащегося).

На доске:

Эпиграф: Другие дела наступают для поэзии. Как во времена младенчества народов служила она к тому, чтобы вызывать на битву народы, возбуждая в них браннолюбивый дух, так придется ей теперь вызывать на другую, высшую битву человека - на битву уже не за временную нашу свободу, права и привилегии наши, но за нашу душу, которую сам небесный творец наш считает перлом своих созданий".

Н.В.Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями", т.8,с.408

Основные вопросы.

1.Следует ли искусству всегда правдиво и точно изображать земную жизнь?

2.Любой ли портрет и каждый ли человек может быть удостоен высокой чести обрести вечность с помощью кисти живописца?

3.Какой ценой заслуживает себе прощение создатель портрета?

4.В чем подлинная задача искусства, по мнению Н.В.Гоголя?

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня наше семинарское занятие по повести Н.В.Гоголя «Портрет» посвящено теме ответственности человека за свой труд. На первом уроке по творчеству писателя вы получили задание к уроку-семинару. Ваша задача состояла в том, чтобы за это время найти ответы на поставленные вопросы и выбрать творческую группу. Вы сделали свой выбор, и мы начинаем нашу работу.

В творчестве каждого большого писателя есть одна тема, имеющая для него особое значение. Условно мы ее называем "тема назначения поэта и поэзии". Каждый художник задумывается о судьбе своих творений, о смысле собственного творчества, о том, кому и как его произведения служат.

Н.В.Гоголя вопрос о предназначении художника мучил особенно сильно. Всю жизнь этот писатель искал возможности послужить отечеству и не раз сомневался в том, верно ли он выбрал поприще. Две причины лежали в основе его сомнений: глубокая религиозность и осознание могучей силы воздействия искусства на человека.

Писатель считал, что искусство призвано служить человеку, обращая его сердце к Богу. Но искусство одновременно должно бороться со злом, с враждебными Богу силами, воплощенными в самые разные земные обличья. Все ли он сделал для победы Добра над Злом в душе человеческой - вот вопрос, который волновал Гоголя.

"Портрет» - не просто одна из "петербургских повестей", в которой ставятся проблемы назначения поэта и поэзии. Это программное произведение, в котором с наибольшей полнотой в художественной форме выражается гоголевский взгляд на суть и задачи искусства.

В процессе работы на уроке мы должны дать в итоге ответы на следующие основные вопросы (Учитель зачитывает вопросы, данные на доске.)

Учащиеся оценивают свою готовность к уроку на "Листках контроля".

II. Слово учителя:

Н.В.Гоголь пишет в "Портрете": " Наш 19 век давно уже приобрел скучную физиономию банкира, наслаждающегося своими миллионами "только в виде цифр, выставляемых на бумаге". Эту губительную силу денег, золота писатель показывает нам на примере судьбы Чарткова.

Звучат вопросы к семинару 1-ой группы.

Примерный ответ первой группы.

Скромным и незаметным художником начинает свою деятельность герой. Чартков глубоко любит искусство, "с самоотвержением предан своему труду". Он возмущается бездарными, шаблонными «малеваниями», ценит высокое искусство старых мастеров, и достижения художников нового времени. В своем творчестве обнаруживает наблюдательность и стремление приблизиться к природе. Это был «художник с талантом, пророчившим многое". Но он беден, терпит нужду и лишения, он в любой момент может оказаться на улице, так как у него нет денег на квартиру. Старый профессор, его учитель, предупреждает его о том, чтобы он не стремился стать «модным живописцем», чтобы он не соблазнился дешевым успехом, «щегольством», не продал свой талант за деньги: «Берегись, тебя уже начинает свет тянуть…» Профессор отмечает, что он "нетерпелив" и его картинам присуща чрезмерная бойкость. Чартков тяготился лишениями, завидовал модным живописцам. Покупка портрета становится началом перелома, происшедшего в самом художнике и уже подготовлявшегося в нем. Большие деньги, которые неожиданно достались ему (выпали из рамы портрета) оказали губительное влияние на всю его дальнейшую судьбу. Первой его мыслью было спокойно, без забот о грошовом заработке отдаться свободному творческому труду. Этих денег ему хватило бы на 3 года скромной, труженической жизни, чтобы до конца сформировать свой талант. Но вскоре эти сменяются честолюбивыми замыслами. В нем заговорили 22 года и горячая юность. Он становится на путь, от которого его предостерегал профессор,- он сделал искусство средством достижения славы, богатства, высокого положения в обществе. Вначале он приобретает модный фрак, разговляется после долгого поста, покупает славную квартиру, посещает театр, кондитерскую и т.д. Затем помещает статью в газете о себе. Приход светской дамы с дочерью для заказа портрета окончательно решает судьбу художника. У него появляются заказы, их становится все больше

Примерные вопросы группе от оппонентов:

1. Что привлекло внимание Чарткова в портрете ростовщика?

2. Существуют ли подобные проблемы сегодня?

Лидер 1-ой гр. проходит к столу с табличкой "Аналитическая группа" и работает над выводами своей группы.

II. Слово учителя.

"Портрет"- единственная петербургская повесть, где Гоголь показал и объяснил трагедию художника, изменившего искусству. Но с другой стороны, в повести на примере истории отца художника Б. автор показывает нам путь духовного спасения и торжества Добра над Злом. Тема искусства занимает центральное место во 2-ой части, в которой Гоголь изложил свою эстетическую программу.

Звучат вопросы 2-ой группы.

Примерный ответ 2-ой группы.

Во время аукциона, на котором был представлен на продажу портрет ростовщика, появляется художник Б., которого многие из присутствующих знали. Он просит продать ему портрет ростовщика. Ему необходимо уничтожить полотно. Это предсмертная просьба его отца, создателя этого портрета.

Его отец был художник-самоучка, очень талантливый, лишенный честолюбия и зависти к другим художникам. Он работал за небольшую плату, рад был деньгами помочь любому молодому дарованию. Художнику давали беспрестанно заказы в церкви, работа у него не переводилась. Однажды к нему со странной просьбой обратился ростовщик, который попросил его нарисовать портрет. У ростовщика Петромихали не было детей; но он не хотел умереть совершенно, он хотел остаться жить в своем портрете. Художника удивила его просьба, кроме этого, он был наслышан о многочисленных страшных судьбах тех людей, которым приходилось брать деньги у этого ростовщика. Он соглашается писать портрет ростовщика, но пишет его без желания, без души, точно следуя природе. Не закончив работу, он бросает ее, так как ужас и отвращение охватывают его. Осознание того, что он совершил нечто "греховное", приходит к нему после того, как он видит, что в созданных им последующих картинах все образы имеют глаза ростовщика, глаза демона. Портрет, созданный им, начинает приносить людям несчастья, сеет по земле зло. Его самого постигают несчастья: умирают его жена, дочь, малолетний сын. Он почел это небесной казнью себе, решился оставить свет и уйти в монастырь. В молениях и строгих постах потекла его монашеская жизнь. Перед смертью он призывает сына. В словах отца изложена "эстетическая программа" Гоголя на искусство.

Искусство способно открыть человеку тайное совершенство мира, а тем самым восстановить гармонию мироздания. Отец призывает сына: "Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну создания. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе. В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом, в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего". Мысль и чувство, обращенные к людям, к Добру - вот что является необходимым условием художественно-правдивого отображения жизни.

Примерные вопросы группе от оппонентов:

1.Правильно ли я понял, что художника привело в монастырь желание искупить свой грех?

2. Почему так долго художник отказывался приступить к росписи храма? Что помогло ему создать дивное произведение искусства?

Лидер 2-ой группы переходит за стол аналитиков.

III. Слово учителя:

Художник писал портрет с отвращением, и поэтому не сумел вложить в него свою прекрасную душу. Портрет вызывает мятежные, тревожные чувства, сеет зло среди людей. Так мотивируется вторгающаяся в повседневную жизнь фантастическая история портрета. Созданное художником произведение искусства настолько точно воплотило сущность ростовщика, что смогло перенять его душу. В этом, по мнению Гоголя, заключается и великая сила искусства, и страшное преступление художника: злая душа, которая должна покинуть землю вместе со смертью материального тела ростовщика, получает новую материальную оболочку, в которую вселяется, чтобы продолжить свои черные дела среди людей.

Получив эстетическое воплощение, зло обретает духовную мощь и бессмертие.

Звучат вопросы к семинару 3-ей группы.

Примерный ответ 3-ей группы.

Портрет ростовщика - символ демонической власти золота. Он олицетворяет собой всемогущую силу богатства. Портрет, как и ростовщик, разрушительно, губительно влияет на судьбы людей, приводит их к страданиям и преступлениям. Получив эстетическое воплощение в портрете, зло (на беду людям) обрело себе духовную мощь и бессмертие.

Первая редакция повести имеет оптимистический конец. Зло исчезает.

Во второй редакции портрет продолжает свою жизнь и распространяет зло.

Примерные вопросы группе от оппонентов:

1. Получается, что зло побеждает в повести добро?

- Да. Финал повести пессимистический. Эстафета зла продолжается, и конца ей не видно. Но писатель надеется, что читатель не даст восторжествовать злу в душе своей.

Лидер 3-ей группы переходит за стол аналитиков.


IV. Эвристическая беседа по основным вопросам.

IV. Выводы аналитической группы.

VI. Итоговое слово учителя:

Судьба Чарткова становится страшным и вместе с тем грандиозным символом возможной судьбы человечества. Гоголю важно потрясти читателя своей повестью, заставить нас задуматься о роли искусства, о роли творчества в жизни общества и человека. Ведь творчество - сила, способная преодолеть мировое зло. И от людей, которые выбрали своим поприщем служение искусству, зависит, восторжествует Зло в нашей жизни или победит Добро. На них лежит огромная ответственность за дальнейшую судьбу нашего общества, всего человечества.

Читается эпиграф к уроку.

VII. Комментирование и выставление оценок.

VIII. Домашнее здание.

Письменно ответить на вопрос « В чем подлинная задача искусства, по мнению Н.В.Гоголя?»

Листок контроля.

Самооценка подготовки к уроку


Самооценка вклада в работу этой группы (ответ на основные вопросы, умение задавать вопросы)


Оценка лидера группы


Итоговая оценка



17



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.