Системный подход при создании мини-музея в ДОУ с учётом интеграции образовательных областей согласно ФГОС ДО
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9»
Романова Ольга Николаевна
Системный подход при создании мини–музея в ДОУ с учетом интеграции образовательных областей согласно ФГОС ДО.
Миасс, 2020
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Роль музейной педагогики в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, творческому и эмоциональному развитию
- Изучение проблемы музейной педагогики/ обзор педагогической литературы……………………………………………………..
- Теоретические основы музейной педагогики. Этапы создания мини-музея в детском саду……………………………………
Выводы по первой главе
Глава 2. Этапы создания музея хлеба в средней группе детского сада
2.1 Предварительный (аналитико-исследовательский).
2.2 Подготовительный.
2.3 Практический.
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….
Введение
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории, процесс социализации следует начинать с дошкольного возраста. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с окружающим миром, обществом, историей, культурой человечества является одной из основных задач воспитательного процесса. Реализуя федеральный государственный образовательный стандарт по разделу «Ознакомление с окружающим миром», а также работая над нравственным и трудовым воспитанием дошкольников, мы столкнулись с некоторыми трудностями.
Проводя мониторинг детей, мы заметили, что у детей не сформировано бережное отношение к хлебу, выявили существенные пробелы в знаниях о культуре поведения за столом, об этапах производства хлеба и о профессиях, связанных с ним.
Дети усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами, но развивающая среда нашей группы не могла помочь им познакомиться с профессиями, научить уважать труд взрослых, познакомить с историей, обычаями, орудиями труда наших предков.
Тогда мы решили обратиться к музейной педагогике. В настоящее время она приобретает особую актуальность, так как позволяет интегрировать различные образовательные области и позволяет детям самостоятельно приобретать знания и трудовые навыки.
Музейная педагогика помогает решать все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Цель нашей работы – создать в средней группе дошкольного учреждения музей хлеба.
Объект – процессы выращивания и обработки зерна, производства хлеба и хлебобулочных изделий.
Предмет исследования - этапы производства хлеба и профессии, связанные с ним.
Создавая в нашей группе музей хлеба, мы ставили перед собой следующие задачи:
- приобщить детей к профессиям, связанным с выращиванием зерновых культур, обработкой зерна, производством хлебобулочных изделий, познакомить детей с историей производства муки и хлеба;
-воспитать уважение к труду взрослых, бережное отношение к продуктам;
- привить культуру поведения за столом.
Мы выдвинули гипотезу: если создать в группе музей хлеба, то он поможет детям познакомиться с профессиями, научиться уважать труд взрослых, приобщиться к истории и обычаям наших предков.
База исследования: ДОУ № 9, г. Миасс
Глава 1. Роль музейной педагогики в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, творческому и эмоциональному развитию
- Изучение проблемы музейной педагогики/ обзор педагогической литературы.
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.
Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В. Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта, их интериоризацию и экстериоризацию.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности детей. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно его родителям. Музейная педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации, в связи с этими переменами? Поэтому центральной в музейной педагогике стала культура посетителя. Во-вторых, на развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- педагог и дети должны знать, посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
1.2. Теоретические основы музейной педагогики. Этапы создания мини-музея в детском саду.
Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики».
Музейная педагогика позволяет:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- объяснять учебный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогом деятельности детей;
- формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики:
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
Формирование у дошкольников представления о музее;
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
Рзвитие речи и расширения словарного запаса.
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.
Методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике должна иметь ряд отличительных особенностей:
1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.
2. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.
3. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.
4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).
5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.
6. Цель курса – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.
Музейная педагогика позволяет использовать следующие формы работы с детьми:
- практические опыты;
- разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ-экспонатов;
- выставки;
- экспресс-выставки;
- чтение художественной литературы;
- сбор информации совместно с родителями;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные народные игры
- театрализованные игры
- игры-драматизации
- беседы
- поисковая работа (аудио, видео, занимательные познавательные и творческие задания (ребусы, логогрифы, составление словариков и др.)
- праздники (развлечения, конкурсы, викторины и т. п.)
- проекты
- экскурсии в музеи
- совместные мероприятия с музеями и т.д.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы:
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
- Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
- Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Доступность.
- Наглядность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
- Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Технология музейной педагогики, создание мини-музеев в детском саду, требуют системного метода.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Этапы создания мини-музея в детском саду
1. Предварительный (аналитико-исследовательский).
На данном этапе планируются и организуется работа по изучению научно-педагогической литературы, сбор материалов и создание, составление картотеки библиотечного фонда по этому направлению, работа с интернет-ресурсами, посещение музеев города, совместная работа с музеями по организации обучающих лекций музейных специалистов для педагогов, анкетирование родителей и педагогов, семинары, семинар-практикумы.
2. Вводный, подготовительный.
Работа по введению в педагогический процесс детского образовательного учреждения музейной педагогики идет на двух уровнях: по горизонтали – с педагогами, родителями, с выстраиванием путей сотрудничества с музеями области, города. По вертикали эта работа продолжается с родителями и, наконец, с воспитанниками.
Разработка музейного комплекса в детском саду, включающего в себя мини-музеи в групповых помещениях – это основная цель данного этапа. Реализациии этой цели подчинена предварительная и сопроводительная работа с родителями и воспитанниками: беседы, анкетирование, родительские собрания по выбору тематики и направленности мини-музея в группе. Эта работа может продолжаться в течение 1-го полугодия, всего учебного года, так это – самый ответственный момент в организации учебно-воспитательной работы педагогов, родителей и воспитанников группы.
Организации мини-музея способствует использование метода системного подхода:
1. Рассматриваемый объект – «Система»
2. Надсистема – место, в котором находится объект и частью которого он является
3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит объект.
4. Система в прошлом. Этот раздел можно рассматривать в 2 позициях:
- материал, из которого изготовлена объект
- история возникновения.
5. Система в будущем.
6. Надсистема в прошлом
7. Подсистема в прошлом
8. Надсистема в будущем
9. Подсистема в будущем.
3. Третий этап – практический. Это: организация экскурсий в мини-музей, проведение организованных образовательных ситуаций, смена экспозиций, сюжетно-ролевые, дидактические и театральные игры с использованием материалов мини-музея, демонстрация экспозиций музея родителям, воспитанникам других групп детского сада, опытная деятельность с экспонатами музея и т.д.
Музейная педагогика, изначально решая педагогические задачи по обучению и воспитанию детей, параллельно трансформирует их в психологические, когда ребенок включается в совместно-взрослую деятельность по решению поставленной проблемной ситуации или задачи и принимает ее уже внутренне. У дошкольника зарождается интерес, и это находит свое отражение в его мыслях, предполагаемых действиях, что положительно влияет на его эмоциональную психологическую сферу. Все, что интересно ребенку, приобретает для него ценность. В итоге у ребенка повышается мотивация к обучению, уровень и качество приобретаемых знаний и умений.
Выводы по первой главе
Дети усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами, но развивающая среда нашей группы не могла помочь им познакомиться с профессиями, научить уважать труд взрослых, познакомить с историей, обычаями, орудиями труда наших предков. Поэтому мы решили обратиться к музейной педагогике.
В настоящее время она приобретает особую актуальность, так как позволяет интегрировать различные образовательные области и позволяет детям самостоятельно приобретать знания и трудовые навыки.
Мы выдвинули гипотезу: если создать в группе музей хлеба, то он поможет детям познакомиться с профессиями, научиться уважать труд взрослых, приобщиться к истории и обычаям наших предков.
Изучив литературу по данной теме и теоретические основы музейной педагогики, мы узнали, что ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования.
Музейная педагогика позволяет осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей; раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала; попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.
Процесс создания мини-музея содержит несколько этапов: предварительный (аналитико-исследовательский), вводный, подготовительный, третий этап– практический.
Организации мини-музея способствует использование метода системного подхода (система, надсистема, подсистема; система, надсистема, подсистема в прошлом и будущем).
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Создание мини-музея позволяет активизировать различные виды детской деятельности, решить целый ряд задач по нравственному, социальному, трудовому воспитанию. У дошкольника зарождается интерес к делу, выполняемому самостоятельно, и это находит свое отражение в его мыслях, предполагаемых действиях, что положительно влияет на его эмоциональную психологическую сферу.
Все, что интересно ребенку, приобретает для него ценность. В итоге у ребенка повышается мотивация к обучению, уровень и качество приобретаемых знаний и умений.
Глава 2. Этапы создания музея хлеба в старшей группе детского сада
2.1. Предварительный (аналитико-исследовательский).
Однажды дети моей группы играли в сюжетно-ролевую игру «Дом». Даша предложила Максиму:
- Давай ты будешь папа, а я мама. Я буду печь хлеб.
- А как его пекут? – спросил Максим.
- Не знаю, - Даша взяла пластмассовый батон, засунула его в игрушечную духовку, подождала минуту и вытащила. – Ой, хлеб подгорел, придется его выбросить.
И Даша бросила батон на пол.
Многие дети не были приучены бережно относиться к хлебу, оставляли недоеденные кусочки на столе, не знали о том, как трудно получить хлеб. Актуальность работы по ознакомлению детей с процессом изготовления хлеба в моей группе была очевидной.
Позже необходимость этой работы подтвердилась во время мониторинга на начало учебного года. Выявились существенные пробелы в некоторых областях знаний:
-ознакомление с окружающим (больше половины детей – низкий уровень в разделе «знакомство с профессиями»),
-культурно-гигиенические навыки (недостаточно сформирована культура поведения за столом у 48 процентов),
-трудовое воспитание (не понимают, почему нужно уважать труд взрослых),
-валеологическаие знания (нет представления о здоровой и вредной пище, о том, какие витамины содержатся в разных группах продуктов, какая польза от витаминов).
Кроме того, отмечалось недостаточное развитие мелкой моторики у многих детей.
Проанализировав результаты мониторинга, мы пришли к выводу: если создать в группе музей хлеба, то он поможет детям восполнить пробелы в образовательных областях, познакомиться с профессиями, научиться уважать труд взрослых, приобщиться к истории и обычаям наших предков. При создании мини-музея мы пользовались системным подходом.
Первый этап создания музея - предварительный (аналитико-исследовательскому). На данном этапе планируется и организуется работа по изучению научно-педагогической литературы, сбор материалов и, составление картотеки по этому направлению, работа с интернет-ресурсами, анкетирование родителей.
Был проведен круглый стол с родителями воспитанников. Папы и мамы познакомились с направлением «музейная педагогика» и узнали, зачем нужен музей хлеба в нашей группе. По результатам мониторинга родители поняли, что музей необходим для нравственного воспитания и для восполнения пробелов в знаниях детей.
Совместно с воспитателями они принялись собирать материалы, составлять картотеки по выбранному нами направлению, работать с Интернет-ресурсами. Всего было создано 4 картотеки:
- «История хлеба» - в ней собраны исторические сведения о различных способах изготовления хлеба, интересные факты о том, как пекли хлеб и относились к нему в древности, начиная с первобытных времен. Родители нашли информацию о национальных сортах хлебобулочных изделий, историю хлеба на Руси, приметы, связанные с хлебом, сведения об эволюции орудий труда, необходимых для производства хлеба и так далее;
- «Стихи о хлебе» - сюда вошли произведения Г.Виеру, Н.Рыленкова, Л.Кузьмина, Я.Дягутите, Л.Воронько, С.Погореловского и др., считалки и чистоговорки о хлебе.
- «Пословицы и поговорки о хлебе» - более 300;
- «Загадки о хлебе».
Кроме того, нами была изучена научно-педагогическая литература. Эффективность работы над мини-музеем в немалой степени зависит от того, насколько удачно отобраны и расположены экспонаты, от того, насколько они привлекательны для ребенка.
Наиболее оптимальные варианты расположения экспонатов – разноуровневые (они должны располагаться на разных уровнях – вертикальном и горизонтальном). Мы познакомились и с местами возможного размещения мини-музея, с его целями и задачами.
Организуя мини-музей, целесообразно использовать метод системного подхода. Этот метод активно используется в программах ТРИЗ и РТВ и подробно описан А.М.Страунинг в пособии «Методы активизации мышления дошкольников».
Рассматриваемый нами объект (в нашем случае хлеб) условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек (3 на 3). Этот объект называется «Система» (1).
Надсистема (2) – место, в котором находится объект и частью которого он является) (хлеб производится в пекарне, развозится по магазинам, а оттуда попадает к нам на стол).
Подсистема (3) – части, детали объекта (хлеб состоит из муки, воды, соли, дрожжей, мука состоит из зерна; существуют разные виды хлебобулочных изделий).
Таким образом, рассматривая центральный столбец (1,2,3) мы получаем исчерпывающие сведения о нашем объекте в настоящем времени. Но в нашем случае этих знаний недостаточно, ведь мы хотели познакомить детей и с прошлым нашей системы.
Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлась система в прошлом (зерно растет в поле, затем хранится на складе, привозится на мельницу, становится мукой, мука становится тестом в пекарне и так далее. Можно вести речь и о том, как выглядел хлеб в прошлом, как его выращивали наши предки, как назывались профессии, какие использовались орудия труда).
В 5 ячейке рассматривается будущее системы, ячейки 8,9 - будущее системы и надсистемы. Но так как рассмотрение производства хлеба в будущем никак не помогало решить поставленные нами задачи, мы не работали в этом направлении.
Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что и у нее есть собственная надсистема и подсистема. Если хлеб в прошлом был зерном, то надсистемой зерна было поле, а само зерно тоже имело свои составляющие (росток, который проклюнется и созреет только при соблюдении определенных условий).
После того, как организация музея была рассмотрена с точки зрения системного подхода и определено, в каких направлениях актуально будет вести работу с детьми, пришло время второго этапа – подготовительного.
2.2. Подготовительный этап.
Разработка музейного комплекса в детском саду, включающего в себя мини-музеи в групповых помещениях – это основная цель данного этапа. Реализациии этой цели подчинена предварительная и сопроводительная работа с родителями и воспитанниками: беседы, анкетирование, родительские собрания по выбору тематики и направленности мини-музея в группе. Эта работа может продолжаться в течение 1-го полугодия, всего учебного года, так это – самый ответственный момент в организации учебно-воспитательной работы педагогов, родителей и воспитанников группы.
Работа по введению в развивающую среду группы мини-музея шла в двух направлениях: по горизонтали – с педагогами, родителями. По вертикали эта работа продолжалась с родителями и, наконец, с воспитанниками.
Наш мини-музей начался с объявления в приемной: «Дорогие родители! В нашей группе открывается музей хлеба. Мы будем очень рады принять в дар любые экспонаты и книги по данной теме». Так как родители уже знали, зачем нужен этот музей, они откликнулись на нашу просьбу.
У нас появились первые экспонаты: старинное сито, ухват, серп, коса, глиняные горшки для замешивания теста, железные формы для выпечки хлеба в печи, кочерга, кукла в русском национальном костюме, иллюстрации, книги.
Первым этапом работы по вертикали (с детьми) стала работа над ячейкой 1 - знакомство с системой – хлеб. В результате предварительной работы (ситуативные диалоги с детьми, проблемные ситуации) удалось сформировать интерес детей к вопросу «Откуда на нашем столе появился хлеб?».
Необходимо было закрепить знания детей о том, что хлеб - это ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда, воспитать уважение к хлебу и труду хлеборобов. Чтобы достичь поставленных целей, были использованы различные формы работы с детьми.
Например, была подготовлена и проведена беседа «Откуда хлеб пришел?». В течение беседы выяснилось, что дети практически не знают пословиц и поговорок про хлеб. Мы обратились к составленной заранее картотеке «Пословицы и поговорки о хлебе».
В нашей группе появилась дидактическая игра «Кто лучше объяснит». Зачитывается пословица, а дети своими словами рассказывают, как они поняли ее смысл. Так дети знакомились с одной из малых форм фольклора, пополняли и активизировали словарь, учились применять личный опыт, находить причинно-следственные связи, составлять распространенные предложения, развивали логику. Дети постепенно знакомились с надсистемой хлеба (ячейка 2)
Например, пословицу «Много снега – много хлеба» дети объяснили так: снег бывает зимой, а хлеб растет летом, в снег зерна не бросают, нужно ждать пока снег растает. Когда у нас на огороде снег растаял, там была грязь, много луж. Значит, зернам будет хорошо, им же нужна вода. И будет много зерен, хороший урожай».
Постепенно игра усложнялась, позже мы обращалась к пословицам с более глубоким смыслом, не обязательно связанным с хлебом. Детям очень нравилась эта игра, она просуществовала вплоть до выпуска детей в школу и очень помогла в формировании связной монологической и диалогической речи.
Еще одна форма работы – экспериментирование. Дети лучше всего усваивают и запоминают то, что смогли сделать своими руками, то, до чего додумались сами. Кроме того, подготовка оборудования для экспериментов – это хороший способ пополнения мини-музея.
Самые простые эксперименты с зерном и мукой помогли нам познакомить детей с подсистемой «хлеб» (ячейка 3). Дети проращивали пшеницу и рожь, рассматривали зерна через лупу, пробовали растворить муку в воде. Особый интерес у детей вызвал процесс получения муки.
Однажды мы рассматривали иллюстрацию «Электрическая мельница». У детей появился вопрос: а как получали муку, когда не было электричества, ведь они уже знали, что молоть зерно для того, чтобы получить муку, - это задача, с которой люди научились справляться очень давно. Пришлось обратиться к картотеке «История хлеба», познакомить с самыми распространенными способами растирания зерен. Появилась идея создания экспозиции «История муки».
Первым экспонатом в экспозиции стали плоские камни, ведь первобытные люди научились растирать зерна в муку задолго до того, как изобрели хлеб, используя самый простой способ - положить зёрна на плоский камень и ударять по ним чем-нибудь тяжёлым, например другим камнем, и таким образом измельчать их. Так появилась зернотерка, состоящая из двух камней: нижнего, на который клали зерно и меньшего - верхнего. Перемещая верхний камень вдоль нижнего, зерно растирали в муку.
Дети с удовольствием пробовали растирать пшеницу и рожь. Их очень удивляло, что муку получить так трудно, и что нужно приложить большие усилия даже для того, чтобы размолоть всего несколько зерен. При растирании зерен пшеницы было замечено, что мука состоит преимущественно из светлого порошка и крупных темных частиц - оболочек. И дети сами догадались, почему в нашем музее находится сито.
Еще одним любимым экспонатом музея стали ступы и пестики, подаренные родителями. Дети пришли к выводу, что толочь муку в ступе гораздо интереснее, чем растирать камнями. Рядом со ступой и пестиком располагалась емкость с зерном, и каждый день находились желающие «делать муку». Музей стал привлекать внимание детей, так как экспонатами они могли пользоваться самостоятельно. Растирание зерен оказалось отличным аналогом мозаикам и шнуровкам, у детей формировалась усидчивость, ручная умелость, мелкая моторика.
Экспозиция «История муки» пополнялась в течение всех трех лет существования музея. Мы поместили туда сито, ручную мельницу, различные виды муки (ржаную, пшеничную, мелкого помола, крупного помола), ручную кофемолку. Родители принесли нам и электрическую кофемолку, и под наблюдением взрослых дети смогли получить муку, похожую на магазинную, но затем из соображений безопасности мы вернули электрическую кофемолку родителям.
Одним из самых интересных экспонатов стал макет ветряной мельницы, изготовленный нами совместно с детьми. Дети узнали, что первые ветряные мельницы появились лишь в 10 веке в Европе, где для привода мельничных жерновов додумались использовать силу ветра. Имя изобретателя ветряной мельницы неизвестно.
В России водяные и ветряные мельницы стали использовать в 15-16 веках. Изобретение мельницы позволило осуществлять перетирание зерен за счёт силы ветра или воды. У ветряной мельницы есть огромные лопасти, которые называют крыльями. Ветер толкает крылья, заставляя их вращаться, и их вращение передаётся на ось, к которой они прикреплены. При помощи системы зубчатых колёс вращение передаётся с горизонтальной оси на вертикальную, а вертикальная ось вращает тяжёлый жернов, который и измельчает зерно.
Недалеко от нашего детского сада расположено кафе, стилизованное под ветряную мельницу. Естественно, мы не могли упустить возможность показать детям крылья ветряной мельницы в натуральную величину. Была организовала экскурсия, а позже проведена беседа. Дети зарисовали свои впечатления.
Экскурсии оказались еще одним эффективным способом привлечения интереса к мини-музею. Так, например, экскурсии в кулинарию и в магазин привели к созданию экспозиции «Что можно сделать из теста». Идея экспозиции возникла случайно. Им так понравились торты и пирожные, что они захотели сделать их самостоятельно. Это оказалось прекрасным способом больше узнать о надсистеме хлеб (ячейка 2).
Родители оказали существенную помощь: они помогли составить картотеку «Виды хлебобулочных изделий», приносили фотографии изделий из теста и даже настоящую выпечку, которая тут же фотографировалась для картотеки.
Когда было собрано достаточно информации о видах изделий из теста, можно было приступить к практической работе. Материалом для создания экспонатов стало соленое тесто, которое изготавливалось совместно с детьми: 2 стакана муки, стакан воды и гуашь нужного цвета. Дети по желанию замешивали тесто и принимали участие в создании очередного экспоната. Они лепили пельмени, пирожки, печенье, блины, бутерброды с колбасой, караваи, торты и даже пиццу. Всего в коллекции оказалось более 30 экспонатов.
В результате этой работы дети поняли, как трудно замесить тесто, сколько нужно терпения и умения их мамам, чтобы получить самые обычные пирожки. Создание этой экспозиции помогло сформировать уважение к чужому труду, а так же развить мелкую моторику. Готовое соленое тесто всегда находилось в музее для того, чтобы дети могли лепить самостоятельно.
Эта экспозиция оказалась настолько интересной, что посетителями мини-музея стали и родители, и воспитанники других групп. Дети с удовольствием рассказывали о том, как называются и из чего делаются хлебобулочные изделия.
Знакомство с надсистемой «хлеб» мы продолжили еще в одном направлении. Зерновые культуры представлены не только пшеницей и рожью. На полях выращивают и гречку, и просо, и овес. И каждая из этих круп приносит человеку пользу.
Например, в белке зерна ржи содержатся аминокислоты, необходимые для роста и восстановления тканей, производства гормонов и антител, рожь способствует сопротивляемости организма заболеваниям. А геркулесовая каша повышает иммунитет, нормализует обмен веществ, очищает организм от шлаков, солей тяжелых металлов, очень полезна для пищеварения.
Информация о пользе пшеницы, ржи, различных круп могла помочь пополнить знания детей о здоровом питании, привлечь их интерес к данным продуктам. В музее была создана еще одна экспозиция - «Коллекция круп».
На специально отведенной полочке поселилась сударыня-барыня (кукла в национальном русском костюме), хранительница коллекции. Различные виды круп, которые дети приносили из дома, помещались в пластиковые контейнеры, взрослые их подписывали и находили информацию о том, чем полезна та или иная крупа. В коллекции оказались пшеница, рожь, манка, рис, гречка, просо, перловка и другие крупы, всего около 15 видов. Все они были доступны детям для рассматривания и экспериментирования.
Работа над этой экспозицией позволила повысить уровень валеологических знаний. Было отмечено, что дети стали лучше есть блюда из круп, рассказывали друг другу, чем они полезны.
Так как мы достаточно узнали о системе, надсистеме и подсистеме «хлеб» в настоящем, можно было обратиться к прошлому системы (ячейки 4,6,7).
В музее появилась экспозиция «История хлеба». Здесь очень пригодились экспонаты, принесенные родителями в начале года. Совместно с детьми был изготовлен макет русской избы, где центральное место занимала печь – ведь именно в печи наши прабабушки пекли хлеб. Дети с интересом рассматривали печь, глиняный горшок для замешивания теста, ухват, старинные железные формы для хлеба, волосяное сито, рушники, серп, цеп, косу.
Дети познакомились с приметами и обычаями, связанными с хлебом. Они узнали историю обычая встречать гостей хлебом-солью, о том, что люди, преломившие хлеб, становились друзьями на всю жизнь, что блины на масленицу пекутся не просто так, это символ солнца. Большим грехом на Руси считалось уронить хлеб на пол, еще большим – растоптать хлеб ногами. Из-за почтительного отношения к бесценному продукту подбирались все крошки за столом.
Знакомство с историей хлеба помогло сформировать уважительное отношение к этому продукту. Дети перестали баловаться хлебом, доедали те кусочки, которые взяли. Мы договорились, что оставшийся после обеда хлеб не будем выбрасывать в отходы. Дети выносили его, когда шли на прогулку, и клали в кормушки на участке.
Изучение будущего системы, надсистемы и подсистемы (ячейки 8,5,9) не могло помочь в решении поставленных задач, поэтому работа в этом направлении не велась.
2.3. Практический этап
Мини-музей был создан в группе ближе к концу учебного года. Подготовительный этап был завершен, и можно было перейти к третьему этапу – практическому.
Это организация экскурсий в мини-музей, проведение организованных образовательных ситуаций, смена экспозиций, сюжетно-ролевые, дидактические и театральные игры с использованием материалов мини-музея, демонстрация экспозиций музея родителям, воспитанникам других групп детского сада, опытная деятельность с экспонатами музея.
У нас не получилось отделить подготовительный этап от практического, так как при создании очередной экспозиции у детей возникал неподдельный интерес, они начинали пользоваться экспонатами сразу же, как только они появлялись в музее.
Так, на основе выставки «Что можно сделать из теста?» была проведена проектно-проблемная ситуация «Из чего готовят хлеб, что едим мы на обед?», показанная во время творческого отчета. Дети познакомили гостей с историей производства муки, самостоятельно получили ее, а потом вылепили главный экспонат выставки – хлеб. Ведь именно хлеб мы едим каждый день, без него нельзя обойтись, в тяжелые времена люди выживали благодаря хлебу.
Экспонаты выставки «Что можно сделать из теста?» использовались детьми в сюжетно-ролевых играх «Дом», «Кафе», «Магазин».
Благодаря музею дети познакомились с рядом профессий: кулинар, продавец, агроном, тракторист, комбайнер, шофер. А некоторые профессии даже попробовать на практике – экскурсовод, мукомол, пекарь.
Дети с удовольствием проводили экскурсии для воспитанников других групп и родителей. Была разработана специальная схема для описания экспонатов (экспозиция «Что можно сделать из теста?»): название, цвет, форма, величина, вкус, из чего сделан. Составление рассказов-описаний у детей стало получаться гораздо лучше.
Наличие музея позволило организовать большое количество образовательных ситуаций, интегрировать различные области знаний: художественная литература, социализация, ознакомление с окружающим, познание, экология, развитие речи.
Например, дети самостоятельно замешивали тесто, сеяли рожь и пшеницу, выпекали печенье для мам.
Мини-музей хлеба просуществовал в группе 3 года. Мы периодически возвращались к нему, открывали новые экспозиции, пополняли уже существующие. Использование системного подхода помогло нам максимально логично отбирать экспонаты и экспозиции, собрать все необходимые знания о системе, надсистеме и подсистеме «хлеб».
Заключение
В настоящее время музейная педагогика приобретает особую актуальность, так как позволяет интегрировать различные образовательные области и позволяет детям самостоятельно приобретать знания и трудовые навыки.
Обращаясь к музейной педагогике и создавая мини-музей хлеба в нашей группе, мы выдвинули гипотезу: музей хлеба поможет детям познакомиться с профессиями, научиться уважать труд взрослых, приобщиться к истории и обычаям наших предков.
При создании мини-музея мы пользовались системным подходом. Этот метод активно используется в программах ТРИЗ и РТВ и подробно описан А.М.Страунинг в пособии «Методы активизации мышления дошкольников». Хлеб – это система, которая имеет свою, надсистему и подсистему, можно рассмотреть их в настоящем, прошлом и будущем.
Проводя мониторинг в конце года, мы отметили следующие изменения:
-ознакомление с окружающим (низкий уровень по ознакомлению с профессиями отсутствует, 42 % - высокий уровень),
-культурно-гигиенические навыки (культура поведения за столом у большинства детей сформирована),
-трудовое воспитание (низкий уровень отсутствует, дети охотно выполняют трудовые поручения, дежурят, берегут чужой труд),
-валеологическаие знания (большинство детей знают о пользе продуктов).
Кроме того, существенно повысился уровень развития мелкой моторики.
По результатам мониторинга мы пришли к выводу: гипотеза полностью подтвердилась.
Мини-музей хлеба просуществовал в группе 3 года. Мы периодически возвращались к нему, открывали новые экспозиции, пополняли уже существующие. Использование системного подхода помогло нам максимально логично отбирать экспонаты и экспозиции, собрать все необходимые знания о системе, надсистеме и подсистеме «хлеб».
Библиографический список
1. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.
3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.
4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
5. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
10.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
6. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
8. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004. -216 с.
9. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.
10. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л, 2005. – 184с.
11. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.