12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Цуканова Валентина Геннадьевна1600 Педагог дошкольного образования. Окончила педагогической колледж по специальности - воспитатель, затем ВУЗ - преподаватель дошкольной педагогики и психологии. Имею 5 лет педагогического стажа, на данный момент занимаю должность заместителя заведующей ДОУ Россия, Забайкальский край, Чита Материал размещён в группе «Дошкольники» |
Модель воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС
Модель воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС
Обновление системы дошкольного образования
Нормативно-правовая база:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности
- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1»
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Проект. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Главная цель введения ФГОС ДО – стандартизировать содержание дошкольного образования и обеспечить
каждому ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе.
Модель воспитательно-образовательного процесса
Cоздать усовершенствованную модель воспитательно-образовательного процесса, которая войдет в базовую часть образовательной программы ДОУ. Такая многогранная модель станет индивидуальной для каждого конкретного дошкольного учреждения.
Формы образовательной деятельности
Ранний возраст
№ п/п | Направление развития ребенка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
1. | Физическое развитие | -прием детей на воздухе в теплое время года - гигиенические процедуры - закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны) -физминутки на занятиях -физкультурные занятия -прогулка в двигательной активности |
- закаливание - физкультурные досуги, игры и развлечения - самостоятельная двигательная активность - прогулка (инд. работа по развитию движений) |
2; 3. | Познавательное, речевое развитие
| - занятия - дидактические игры - наблюдения - беседы - экскурсии | - занятия - игры - досуги - индивидуальная работа |
4. | Социально – коммуникативное развитие | - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы - формирование навыков культуры еды - этика быта - формирование навыков культуры общения - театрализованные игры - сюжетно – отобразительные игры | - индивидуальная работа - эстетика быта - игры с ряженьем - работа в книжном уголке - сюжетно – отобразительные игры |
5. | Художественно – эстетическое развитие | - занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности - эстетика быта - экскурсии в природу | - музыкально – художественные досуги - занятия - индивидуальная работа |
Младший дошкольный возраст
№ п/п | Направление развития ребенка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
1. | Физическое развитие | -прием детей на воздухе в теплое время года - утренняя гимнастика - гигиенические процедуры - закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) -физминутки на занятиях -физкультурные занятия -прогулка в двигательной активности | - гимнастика после сна - закаливание - физкультурные досуги, игры и развлечения - самостоятельная двигательная активность - прогулка (инд. работа по развитию движений) |
2; 3. | Познавательное, речевое развитие | - занятия - дидактические игры - наблюдения - беседы - экскурсии - исследовательская работа, опыты, экспериментирование | - занятия - игры - досуги - индивидуальная работа |
4. | Социально – коммуникативное развитие | - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы - оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы - этика быта, трудовые поручения - формирование навыков культуры общения - театрализованные игры - сюжетно – ролевые игры | - индивидуальная работа - эстетика быта - трудовые поручения - игры с ряженьем - работа в книжном уголке - общение младших и старших детей - сюжетно – ролевые игры |
5. | Художественно – эстетическое развитие | - занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности - эстетика быта - экскурсии в природу | - музыкально – художественные досуги - занятия - индивидуальная работа |
Старший дошкольный возраст
№ п/п | Направление развития ребенка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
1. | Физическое развитие | - прием детей на воздухе в теплое время года - утренняя гимнастика - гигиенические процедуры - закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) - физминутки на занятиях - физкультурные занятия - прогулка в двигательной активности | - гимнастика после сна - закаливание - физкультурные досуги, игры и развлечения - самостоятельная двигательная активность - прогулка (инд. работа по развитию движений) |
2; 3. | Познавательное, речевое развитие | - занятия познавательного цикла - дидактические игры - наблюдения, беседы - экскурсии - исследовательская работа, опыты, экспериментирование | - занятия - развивающие игры - интеллектуальные досуги - клубы по интересам - индивидуальная работа |
4. | Социально – коммуникативное развитие | - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы - оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы - формирование навыков культуры еды - этика быта, трудовые поручения - дежурство по столовой, в уголке природы, помощь в подготовке к занятиям - театрализованные игры - сюжетно – ролевые игры | - воспитание в процессе хозяйственно – бытового труда и труда в природе - эстетика быта - тематические досуги в игровой форме - работа в книжном уголке - общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения) - сюжетно – ролевые игры |
5. | Художественно – эстетическое развитие | - занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности - эстетика быта - экскурсии в природу - посещение музеев | - музыкально – художественные досуги - занятия - индивидуальная работа |
Система физкультурно – оздоровительной работы ДОУ состоит из:
-комплексной системы физкультурно – оздоровительной работы;
-оптимального двигательного режима;
-оздоровительного режима;
-форм и методов по оздоровлению детей;
-мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей;
-направления работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей;
Принципы построения образовательного процесса в ДОУ.
Принцип развивающего образования целью которого является развитие ребенка;
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников спецификой и возможностями образовательных областей;
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.
Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС
Интеграция образовательных областей
«Интеграция содержания дошкольного образования» – объединение в единое целое отдельных частей, состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса
Виды интеграции
- Интеграция содержания психолого – педагогической работы по образовательным областям.
- Интеграция детской деятельности.
- Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого – педагогических задач 2 – х и более областей.
- Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы в целом.
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.
Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.
Комплексно – тематическая модель организации образовательного процесса
Описана в Научной концепции под редакцией В.И. Слободчикова (2005 года)
Предполагается выделение ведущей темы дня, недели, месяца
Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности
Основания для выбора темы.
- События, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (своего города, страны, мирового сообщества);
- Явления нравственной жизни (Дни доброты, спасибо, друзей и другие);
- Явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);
- Мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);
- Традиционные праздничные события (В группе, в детском саду, семье, обществе, государства);
- Проекты.
Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей |
1)Занятия (Непосредственно образовательная деятельность) Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2)Решение образовательных задач в ходе режимных моментов. | Актуальная предметно-развивающая среда, соответствующая психологическим и педагогическим требованиям, предъявляемые к её построению. |
Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС
Непосредственно образовательная деятельность. Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Способы организации занятий (непосредственно образовательной деятельности)
Детская деятельность | Примеры |
Двигательная | Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования |
Игровая | Сюжетные игры,игры с правилами |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества,реализация проектов |
Чтение художественной литературы | Чтение,обсуждение,разучивание |
Познавательно-исследовательская | Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) |
Коммуникативная | Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами) |
Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы с воспитанниками.
Организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.
Самостоятельная деятельность детей- одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Свободная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельность по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту, в общении и т.д. )