Непосредственно-образовательная деятельность с учетом интеграции образовательных областей по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебница вода»
Непосредственно-образовательная деятельность с учетом интеграции образовательных областей по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Волшебница вода»
Программное содержание:
Познавательно-речевое развитие
Познание: расширять представления детей о свойствах воды: вода прозрачная, не имеет цвета, запаха и вкуса; формировать умения к исследовательским действиям; воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику всего живого; развивать познавательные способности с помощью зрительных, вкусовых и слуховых анализаторов; продолжать формирование навыка безопасного обращения с водой; развивать умение работать с мнемотаблицами.
Коммуникация: продолжать развивать связанную речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы; развивать общие речевые навыки (четкость дикции, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность).
Социально-личностное развитие
Социализация: воспитывать чувство такта, вежливость, взаимовыручку,
доброжелательное отношение друг к другу.
Физическое развитие
Физическая культура: развивать общую и мелкую моторику; способствовать развитию координации речи с движением.
Художественно-эстетическое развитие
Музыка: развивать общую музыкальность детей.
Чтение художественной литературы: продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе; пополнять литературный багаж стихотворениями.
Используемые образовательные технологии:
- Здоровье сберегающие (речь с движением «Дождик», игра малой подвижности «Какая бывает вода»)
- Технологии развивающего обучения (мнемотехника – работа с мнемотаблицей «Свойства воды»; экспериментирование - изучение свойств воды).
- ИКТ (прослушивание шума воды, просмотр презентации)
Материалы для НОД:
Изображение Капельки.
На подложках: стаканы с водой, молоком, тарелка с кубиками сахара, кусочками лимона, деревянные палочки.
Мнемотаблица «Свойства воды».
Предварительная работа: экспериментальная работа в группе, загадки, подвижные игры, чтение стихотворения «Вы слыхали о воде?», беседы о воде, её роли в жизни человека.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель. (звучит шум воды)
Если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг,
Снимает грязь с лица и рук? Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать? Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели, чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … (воды).
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! Ребенок 1
В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить.
Воспитатель. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать? (ответы детей)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель. Ребята, посмотрите, это кто к нам пришел? Ты кто? (воспитатель показывает детям картинку с изображением Капельки)
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, зачем Капелька к нам пришла? (ответы детей)
Воспитатель. Правильно, Капелька пришла в гости к своим сестричкам – капелькам, которые живут у нас в группе. Давайте пригласим Капельку в путешествие по группе и покажем ей, где живут ее сестрички – капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
1. Путешествие детей и Капельки по группе (дети идут по группе, делают остановки)
В игровом уголке
Дети. Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (дети приклеивают капельку)
У аквариума
Дети. Рыбки живут в воде, им нужно много воды, чтобы плавать, без нее они погибнут. (дети приклеивают капельку)
В туалетной комнате
Дети. Вода нужна, чтобы дети могли помыть руки, лицо после прогулки, перед едой, выполнить необходимые гигиенические требования. (дети приклеивают капельку)
В уголке природы
Дети. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут - им нужна вода. (дети приклеивают капельку)
Около мойки в подсобном помещении
Дети. Младшему воспитателю надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (дети приклеивают капельку)
У стола на котором стоит чайник с водой
Дети. Вода нужна, чтобы мы могли ее пить. (дети приклеивают капельку)
Воспитатель. Вот, Капелька, сколько в нашей группе сестричек – капелек живет, которые нам приносят большую пользу.
Воспитатель. Ребята, Капелька немного устала и предлагает вам поиграть с ней в игру.
Физкультминутка «Дождик»
Капля раз, капля два. (прыжки на носках, руки на поясе)
Очень медленно сперва. (4 прыжка)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом (8 прыжков).
Мы зонты свои раскрыли, (руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой).
2. Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель называет несколько слов, дети должны выбрать лишнее и постараться объяснить почему:
- река, озеро, море, песок (песок лишний, там представлено жидкое состояние воды)
- лёд, снег, сосульки, леденец (леденец, потому что это конфета)
- пар, горячая вода, облако, дым из трубы (дым из трубы, в его состав не входят капельки воды)
3. Посещение лаборатории
Воспитатель. Ребята, все отдохнули, а теперь Капелька предлагает вам посетить ее лабораторию, узнать о свойствах воды и провести с ней опыты. А как по-другому можно назвать опыт. Правильно, эксперимент. (дети садятся на места, где приготовлены стаканы (с водой, с молоком, пустой), палочки, кубики сахара, кусочки лимона)
Опыт № 1. Подтвердит, что вода жидкая и принимает форму
того сосуда, в котором находится. Воспитатель поочередно переливает воду из одного сосуда в другой, сосуды отличаются формой и размером. Предлагает детям сделать тоже самое и рассказать, что получилось.
Вывод: Вода – это, она не имеет формы и принимает форму того сосуда в котором находится.
Воспитатель показывает мнемотаблицу «Вода - жидкость».
Опыт № 2. Подтвердит, что вода бесцветная. Воспитатель спрашивает детей, какого цвета вода, показывая стакан с водой и стакан с молоком.
Вывод: Вода не имеет цвет, она бесцветная.
Воспитатель показывает мнемотаблицу «Вода - бесцветная».
Опыт № 3. Подтвердит, что вода прозрачная. Воспитатель предлагает детям опустить деревянную палочку в воду, а затем в молоко и ответить на вопросы: Мы видим палочку в молоке? Почему? Мы видим палочку в воде? Почему?
Вывод: Палочка видна в воде, потому что вода прозрачная.
Воспитатель показывает мнемотаблицу «Вода - прозрачная».
Опыт № 4. Подтвердит, что вода не имеет запаха. Воспитатель предлагает детям разделить воду на две части и в одну из частей добавить кусочек лимона. Дети нюхают оба стакана и определяют, чем пахнет вода.
Вывод: Вода не имеет запаха, но может пахнуть тем, что в неё наливают.
Воспитатель показывает мнемотаблицу «Вода не имеет запаха».
Опыт № 5. Подтвердит, что вода безвкусная. Воспитатель предлагает детям в один из стаканов добавить кусочек сахара (щепотку соли), размешать, попробовать и ответить на вопрос «Какой вкус приобрела теперь вода?»
Вывод: Вода без вкуса и приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.
Воспитатель показывает мнемотаблицу «Вода без вкуса».
Итог опытов: дети, с помощью мнемотаблиц, рассказывают о свойствах воды.
4. Игра «Какая бывает вода?»
Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч (варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цвета, морская, речная, водопроводная, болотная, родниковая и т.д.).
5. Просмотр презентации «Кому нужна вода»
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с Капелькой посмотрим презентацию «кому нужна вода» и постараемся ответить на несколько вопросов:
- Кому нужна вода?
- Зачем вода растениям?
- Нужна ли вода животным?
- Зачем вода нужна человеку?
- Нужно ли беречь воду? Как это сделать? (ответы детей)
Вывод: Вода есть везде на Земле. Вода нужна всему живому на планете. На нашей планете существует огромный запас воды, но её необходимо беречь и рационально использовать. Как необходимо беречь воду? (выключать краны, не загрязнять реки, моря, океаны, не сбрасывать мусор в водоёмы). Совершенно верно.
Берегите воду Ребенок 2
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Чтоб мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ, РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель. Ребята, что вы узнали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Возьмите смайлики и покажите друг другу и нашим гостям какое у вас настроение.
Ребята, Капелька тоже рада, что побывала на вашем занятии, она хочет оставить вам в подарок своих сестричек – капелек, чтобы вы бережно относились к воде. Закончить наше занятие хочется такими словами:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянись,
В природу в глянись,
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница – наша Вода!