12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беляева Ирина Владимировна3531
Мое профессиональное кредо: «Это невозможно!» - сказала Причина, «Это безрассудство!» - отметил Опыт, «Это бесполезно!» - отрезала Гордость, «Попробуй!» - шепнула Мечта. «Каждый человек ищет свой путь,… а я ищу тропинки»
Россия, Приморский край, с. Кремово
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
17

Урок чтения на тему «Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни», 4 класс



Конспект урока литературного чтения

Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
  4 класс

 

Конспект к уроку составлен

учитель I категории

Беляевой Ириной Владимировной

 

 

Конспект урока литературного чтения

Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Отражение в сказке реальной жизни
Цели: продолжить работу над произведением  П.П. Бажова; анализ литературного произведения сказки  П.П.Бажова «Серебряное копытце»; обога­щать словарный запас; развивать память, речь, мышление; умениям характеризовать поступки героев, за­мечать мотивы народных сказок в авторском тексте; работа над жанром «сказ»

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; мета- предметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, плани­рование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключе­вых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо­жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных дей­ствий, умение договариваться о совместных действиях); личност­ные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отно­шений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), про­явление интереса к чтению и изучению творчества П.П. Бажова.

 

 

Ход урока.

  1. Орг .момент. Настрой на урок Слайд 2

Пусть этот урок несет нам

          Радость общения,

 Наполнит сердце

 Благородными чувствами.

  Слайд 3

- Прочитайте про себя.

Мы купили кошке

К празднику сапожки.

 Причесали ей усы,

 Сшили новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

  • Прочитайте медленно.
  • Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с раздражением, с радостью, скороговоркой).
  • Выучите стишок.
  •    2.Постановка цели урока.
  • - Над каким разделом мы работаем? Слайд 4

 

Слайд 5

Мы держим с тобою, приятель, в руках

 «Уральские сказы» о дивных горах.

 Здесь много случалось историй.

 Тут были и радость, и горе.

 Озера и реки здесь – как зеркала,

 Нам песню споет пожилая ветла

 И много расскажет нас басен

 Уральский лес чуден, прекрасен.

 А горы до неба почти достают,

 Красива природа – покой и уют.

 И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

Слайд 6

-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?

 В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память. 

Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его…  (Слайд №7)

- Что Вы можете рассказать о писателе?

 Дети:

  1. О писателе (………………….)

Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего. Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык.

  1. (………………..)

Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка».

  1. (………………..)

Главные герои произведений Павла Бажова – простые люди с чистой душой, которые верят в добро, честность, и посвящают свою жизнь труду.В своих сказах Бажов отразил тяжелую жизнь горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали они камень малахит, а жили бедно и голодно.Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но и складывать сказки, примечая все интересное, отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы Урала.

В сказах Бажова особое место занимают фантастические существа, которые являются не чем иным, как древними верованиями уральцев

 

. Почему это сказ? Слайд 8  СКАЗ – это     произведение, в котором присутствуют и реальные события и вымысел

Слайд 9

Постановка темы и цели урока

На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас  с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

 

3.Проверка  домашнего задания. Слайд 10

 

Дома вы ещё раз перечитали сказ « Серебряное копытце»и приготовили

краткий пересказ текста,

Как Даренка оказалась у Коковани. (……………….)

Главный герой рассказа – старый рабочий Кокованя, у которого не было семьи. Как-то он захотел взять к себе жить сироту, чтобы не проводить свою старость в одиночестве.

Люди рассказали Коковане, что в конце деревни растет маленькая девочка, родители которой умерли. О девочке должна была заботиться другая семья, однако ребенок не получал должной любви и ласки.

Когда наступил праздник, дед пошел уговаривать маленькую девочку переехать к нему. Чтобы заинтересовать ребенка он рассказал историю о необыкновенном козле, который топает своей волшебной ножкой.

_______________________________________________________________

Пересказ  жизнь Даренки у Коковани. (………………..)

Девочка очень хотела узнать подробности, однако дед сказал, что расскажет ей всю историю, только после того, как она переедет к нему. Девочка согласилась переехать к доброму деду. Он каждый день ходил на работу, она готовила еду и убирала избу. Дед каждый вечер рассказывал своей приемной внучке разные сказки.

Однажды, девочка попросила рассказать до конца сказку  про волшебного козла. Дедушка поведал внучке, что у козла есть серебряное копытце: где оно стукнет, на том месте будет драгоценный камень. Девочка, заинтересовавшись сказкой, попросила, чтобы дед взял ее с собой в лес.

___________________________________________________

Рассказ  о встрече девочки с серебряным копытцем. (………………)

Дедушка согласился взять Даренку в лес. В лесу у него был маленький домик с печкой, в котором девочка вместе со своей кошкой ждала деда с охоты. Когда дед в очередной раз пошел в лес охотиться на дичь, девочка увидела в окошко, как ее кошка играет с тем самым волшебным козлом, о котором рассказывал старик.

Девочка выбежала на улицу и увидела, как козел запрыгнул на крышу и начал быть своим серебряным копытцем по дому. За считанные секунды дом был обсыпан драгоценными камнями.

Когда пришел дедушка, они вместе с девочкой набрали целую шапку камней. Это позволило им всю дальнейшую жизнь прожить в достатке и благополучии

- Ребята, а попробуйте назвать идею произведения!

( заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.)

Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.

 

4.Работа по теме урока  Слайд 11 - 12 

  • Назовите главных героев сказки.
  • Есть ли в этом произведении отрицательные герои? Докажите свое мнение.

Слайд 13  (Работа в парах)

 

Проверка Слайд 14 

Слайд 15  ФИЗМИНУТКА

У оленя дом большой,        

 (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко.  

(Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит,         (Бег на месте)
В дверь к нему стучит:        (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой,      (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой».   (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай!        (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай».              (Протягиваем руки с открытой ладонью)

 

Работа в группах Слайд 16  

Задание 1 группе: Охарактеризуйте самого взрослого главного героя – Кокованю, используя в подтверждение своих слов текст.

Задание 2 группе: Опишите характер девочки Дарёнки. Как вы думаете, почему Дарёнке так хотелось увидеть чудо – Серебряное копытце?

Задание 3 группе: Опишите внешний вид кошки Мурёнки. Можем ли мы сказать, что у неё есть свой характер? Подтвердите словами из текста.

Проверка  Слайд 17 – 19

5. Закрепление изученного Слайд 20 - 21

1. Характеристика главных героев.

- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану используя учебник. Слайд 20 - 21

 

                                       План.

  1. Где герой живёт?
  2. Какие поступки совершает?
  3. Чем занимается герой?
  4. Какой характер у героя?
  5. Как вы относитесь к герою?

Примерный анализ  Коковани.(…..)

1 Большой да бородатый.

2. До Даренки жил один. С Даренкой жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.  Кокованя с утра на работу уходил.

3. Добрый «веселый да ласковый».

Примерный анализ  Даренки.(………………………)

1.           Маленькая девочка шести лет.

2.           До знакомства с Кокованей житье у нее было плохое. Приказчик избу Григорьеву отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастет. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. С Кокованей жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила.

3.           Была трудолюбивой.

4.           Любопытно стало про козла-то узнать . "Нельзя ли, - думает, - этой веревкой Серебряное копытце поймать?"

-_____________________________________________

Примерный анализ  Муренки.(……………….)

1.           Кошка бурая.  Кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Кошка звонко мурлычет.

2.           До Коковани ее не любили «. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала, да еще корми ее!». С Кокованей  жилось хорошо.  Муренка на охоту ходила - мышей ловила.

3.           Умная. С характером. К добрым людям шла, а к злым нет « так еще кошку драную где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала… Неласковые, видно, твои ребята…»

2. Это интересно. Слайд 22 – 24

Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях - подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

3.Работа в парах. Слайд 25

Впиши нужные слова. Чья пара  быстрее справится с заданием той и будет дано слово.

Козлик этот __________________. У него на правой______________  ноге______________ копытце.Ростом он  __________ стола, ножки_______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой________.

 

6. Подведение итогов. Слайд 26

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?

Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни,. и зажить богато?

-Почему всё-таки  произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.

-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

 -А какой урок извлекли вы?

-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?

7.  Рефлексия

- А вы верите в чудеса?

 - Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.

 - Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо.

Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

 Добрый волшебник с Урала,

 Павел Петрович Бажов,

 Чтоб нам грустно не стало,

 Сказочный отпер засов.

 Только засов отворился,

 В сказку открылася дверь:

 Запах лесов заструился, -

 В мир ты волшебный поверь.

 Чтоб Огневушка смешная

 К кладам открыла нам путь,

 Или змея голубая, -

 Книги прочесть не забудь.

 

Слайд 27

8. Д/З: с. 180 - 192 – перечитать. Подготовить иллюстрацию


Презентация к уроку П.П.Бажова "Серебряное копытце"
PPT / 16.93 Мб

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Легоцкая Вера Сергеевна, 03.06.19 в 11:58 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, грамотный интересный урок.
Воробьева Оксана Павловна, 10.07.19 в 20:30 0Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, поздравляю с наградой 3 место в номинации "Лучший урок месяца"! Дальнейших успехов!

Дементьева Ирина Михайловна, 10.07.19 в 20:52 0Ответить Пожаловаться
С ПОБЕДОЙ!!!!!!!!!!!!!!! ОТЛИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Язенина Ольга Анатольевна, 12.07.19 в 00:17 0Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, с заслуженной наградой!
Беляева Ирина Владимировна, 21.07.19 в 12:23 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Анатольевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.