Урок чтения на тему «Сказ П.П. Бажова "Серебряное копытце". Отражение в сказке реальной жизни» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока литературного чтения
Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
4 класс
Конспект к уроку составлен
учитель I категории
Беляевой Ириной Владимировной
Конспект урока литературного чтения
Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Отражение в сказке реальной жизни
Цели: продолжить работу над произведением П.П. Бажова; анализ литературного произведения сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце»; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление; умениям характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте; работа над жанром «сказ»
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; мета- предметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества П.П. Бажова.
Ход урока.
- Орг .момент. Настрой на урок Слайд 2
Пусть этот урок несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
Слайд 3
- Прочитайте про себя.
Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
- Прочитайте медленно.
- Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с раздражением, с радостью, скороговоркой).
- Выучите стишок.
- 2.Постановка цели урока.
- - Над каким разделом мы работаем? Слайд 4
Слайд 5
Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла
И много расскажет нас басен
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают,
Красива природа – покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
Слайд 6
-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?
В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.
Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его… (Слайд №7)
- Что Вы можете рассказать о писателе?
Дети:
- О писателе (………………….)
Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего. Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык.
- (………………..)
Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка».
- (………………..)
Главные герои произведений Павла Бажова – простые люди с чистой душой, которые верят в добро, честность, и посвящают свою жизнь труду.В своих сказах Бажов отразил тяжелую жизнь горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали они камень малахит, а жили бедно и голодно.Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но и складывать сказки, примечая все интересное, отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы Урала.
В сказах Бажова особое место занимают фантастические существа, которые являются не чем иным, как древними верованиями уральцев
. Почему это сказ? Слайд 8 СКАЗ – это произведение, в котором присутствуют и реальные события и вымысел
Слайд 9
Постановка темы и цели урока
На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.
3.Проверка домашнего задания. Слайд 10
Дома вы ещё раз перечитали сказ « Серебряное копытце»и приготовили
краткий пересказ текста,
Как Даренка оказалась у Коковани. (……………….)
Главный герой рассказа – старый рабочий Кокованя, у которого не было семьи. Как-то он захотел взять к себе жить сироту, чтобы не проводить свою старость в одиночестве.
Люди рассказали Коковане, что в конце деревни растет маленькая девочка, родители которой умерли. О девочке должна была заботиться другая семья, однако ребенок не получал должной любви и ласки.
Когда наступил праздник, дед пошел уговаривать маленькую девочку переехать к нему. Чтобы заинтересовать ребенка он рассказал историю о необыкновенном козле, который топает своей волшебной ножкой.
_______________________________________________________________
Пересказ жизнь Даренки у Коковани. (………………..)
Девочка очень хотела узнать подробности, однако дед сказал, что расскажет ей всю историю, только после того, как она переедет к нему. Девочка согласилась переехать к доброму деду. Он каждый день ходил на работу, она готовила еду и убирала избу. Дед каждый вечер рассказывал своей приемной внучке разные сказки.
Однажды, девочка попросила рассказать до конца сказку про волшебного козла. Дедушка поведал внучке, что у козла есть серебряное копытце: где оно стукнет, на том месте будет драгоценный камень. Девочка, заинтересовавшись сказкой, попросила, чтобы дед взял ее с собой в лес.
___________________________________________________
Рассказ о встрече девочки с серебряным копытцем. (………………)
Дедушка согласился взять Даренку в лес. В лесу у него был маленький домик с печкой, в котором девочка вместе со своей кошкой ждала деда с охоты. Когда дед в очередной раз пошел в лес охотиться на дичь, девочка увидела в окошко, как ее кошка играет с тем самым волшебным козлом, о котором рассказывал старик.
Девочка выбежала на улицу и увидела, как козел запрыгнул на крышу и начал быть своим серебряным копытцем по дому. За считанные секунды дом был обсыпан драгоценными камнями.
Когда пришел дедушка, они вместе с девочкой набрали целую шапку камней. Это позволило им всю дальнейшую жизнь прожить в достатке и благополучии
- Ребята, а попробуйте назвать идею произведения!
( заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.)
Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.
4.Работа по теме урока Слайд 11 - 12
- Назовите главных героев сказки.
- Есть ли в этом произведении отрицательные герои? Докажите свое мнение.
Слайд 13 (Работа в парах)
Проверка Слайд 14
Слайд 15 ФИЗМИНУТКА
У оленя дом большой,
(Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко.
(Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)
Работа в группах Слайд 16
Задание 1 группе: Охарактеризуйте самого взрослого главного героя – Кокованю, используя в подтверждение своих слов текст.
Задание 2 группе: Опишите характер девочки Дарёнки. Как вы думаете, почему Дарёнке так хотелось увидеть чудо – Серебряное копытце?
Задание 3 группе: Опишите внешний вид кошки Мурёнки. Можем ли мы сказать, что у неё есть свой характер? Подтвердите словами из текста.
Проверка Слайд 17 – 19
5. Закрепление изученного Слайд 20 - 21
1. Характеристика главных героев.
- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану используя учебник. Слайд 20 - 21
План.
- Где герой живёт?
- Какие поступки совершает?
- Чем занимается герой?
- Какой характер у героя?
- Как вы относитесь к герою?
Примерный анализ Коковани.(…..)
1 Большой да бородатый.
2. До Даренки жил один. С Даренкой жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил.
3. Добрый «веселый да ласковый».
Примерный анализ Даренки.(………………………)
1. Маленькая девочка шести лет.
2. До знакомства с Кокованей житье у нее было плохое. Приказчик избу Григорьеву отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастет. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. С Кокованей жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила.
3. Была трудолюбивой.
4. Любопытно стало про козла-то узнать . "Нельзя ли, - думает, - этой веревкой Серебряное копытце поймать?"
-_____________________________________________
Примерный анализ Муренки.(……………….)
1. Кошка бурая. Кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Кошка звонко мурлычет.
2. До Коковани ее не любили «. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала, да еще корми ее!». С Кокованей жилось хорошо. Муренка на охоту ходила - мышей ловила.
3. Умная. С характером. К добрым людям шла, а к злым нет « так еще кошку драную где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала… Неласковые, видно, твои ребята…»
2. Это интересно. Слайд 22 – 24
Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.
Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях - подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.
3.Работа в парах. Слайд 25
Впиши нужные слова. Чья пара быстрее справится с заданием той и будет дано слово.
Козлик этот __________________. У него на правой______________ ноге______________ копытце.Ростом он __________ стола, ножки_______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой________.
6. Подведение итогов. Слайд 26
-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?
Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни,. и зажить богато?
-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.
-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)
-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
-А какой урок извлекли вы?
-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?
7. Рефлексия
- А вы верите в чудеса?
- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.
- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо.
Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь.
Слайд 27
8. Д/З: с. 180 - 192 – перечитать. Подготовить иллюстрацию
Презентация к уроку П.П.Бажова "Серебряное копытце"
PPT / 16.93 Мб
Перминова Елена Федоровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Беляева Ирина Владимировна
Воробьева Оксана Павловна
Беляева Ирина Владимировна
Дементьева Ирина Михайловна
Беляева Ирина Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Беляева Ирина Владимировна