Конспект ОД
по нравственно-патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию
в средней группе «Ромашка»
по стандартам ФГОС детского сада № 49 «Тополёк»
«Сказка про мастера и Семёновских матрёшек»
Воспитатель высшей категории:
Нургалиева Ирина Ватымовна
Дата проведения: 20.02.2024 г.
г.Псков
Цель: развитие у детей нравственно-патриотических чувств, любознательности и познавательного интереса к народным промыслам России.
Задачи:
Обучающие:
-дать детям представление о Семёновских матрёшках;
-учить детей уважать труд русских мастеров и культуру своего народа;
-обучать умению слушать.
Развивающие:
-развивать речь детей, мышление, зрительное восприятие, воображение, любознательность;
-развивать творческие способности.
Воспитательные:
-формировать нравственно-патриотические чувства к своей Родине, русским народным промыслам;
-воспитывать желание приходить на помощь в трудную минуту, защищать слабых.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Оборудование:
- театральная ширма; 2 стола;
- сундучок с героями сказки: Семёновские матрёшки 5 шт., мастер-художник, деревянная заготовка большой матрёшки, матрёшка-капитан, кораблик, матрёшка-моряк (образец);
-тазик с водой, баночка с водой и кисточками, трубочка; гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов;
- шаблоны матрёшек-моряков по числу детей;
- гуашь чёрного, синего, красного, жёлтого цветов, баночки с водой, кисточки, салфетки, клеёнки.
Ход.
1.Сюрпризный момент.
Дети сидят на ковре перед театральной ширмой.
На столик перед ширмой воспитатель ставит сундучок с игрушками-героями сказки, на другой стол - тазик с водой. Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня я расскажу вам сказку из сундучка.
Слушайте сказку ладком, не перебивайте!
2. Основная часть.
Воспитатель: Давным-давно в Российском государстве в Нижегородской
области Семёновского района жил да был один мастер.
На стол перед ширмой поставить фигуру мастера (художника).
Мастер очень любил с утра до вечера игрушки для детишек делать. Однажды
задумал он сделать необычную игрушку - деревянную куклу с чудесным
секретом.
На стол перед ширмой выставляются по очереди матрёшки, начиная с большой.
Внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё, и ещё.
Дети, посчитайте, сколько всего матрёшек? (ответы детей)
Яркими красками разрисовал мастер кукол, одел в нарядные платьица. Назвал
он эту чудесную игрушку Матрёшкой! С той поры для всех детишек точил
мастер забавные матрёшки, разрисовывал их цветами, листиками и другими
узорами. Вот так, ребята, родилась русская матрёшка!
Красный, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
B деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская...!(ответы детей)
Молодцы! Это русская Матрёшка!
Ребята, однажды, у мастера закончились краски для росписи матрёшек. И он
пошёл на базар за новыми красками. А в это время в его мастерской
проказничал Водяной - хозяин воды!
Демонстрация воспитателем бурления воды в стаканчике с кисточками с помощью трубочки.
В стаканчике с кисточками забурлила вода, расплескалась и смыла краски с самой большой матрёшки!
Поставить на стол перед ширмой деревянную заготовку большой матрёшки, а раскрашенную матрёшку убрать.
И только Водяной хотел водой смыть краску с другой матрёшки, пришёл
мастер. Вернувшись домой с базара, мастер увидел, что случилось, очень
расстроился, но не растерялся и раскрасил новыми красками большую
матрёшку, которая стала ещё краше, чем прежде!
Поставить на стол баночки с гуашью красного, жёлтого, зелёного цветов.
Цвета мастер выбирал для росписи матрёшки особенные: красный - цвет
радости, жизни, любви; жёлтый – цвет солнца, звёзд, луны; зелёный – цвет
листиков, весны.
Поставить на стол перед ширмой раскрашенную большую матрёшку, а деревянную заготовку матрёшки убрать.
А имя у этой матрёшки - Семёновская, так как мастер жил и работал в
Нижегородской области Семёновского района.
Посмотрите, ребята, у Семёновской матрёшки обилие цветочных мотивов: в
правой руке - большой букет цветов, в котором собраны колокольчики, рябинки,
розаны и травки. Цвета нежные: светло-зелёный, прозрачный розово-алый.
Платочек красный, сарафан жёлтый.
И вот снова мастеру надо было уйти на базар, на этот раз за деревом, чтобы
выточить новых матрёшек.
Ребята, но как же защитить матрёшек от вредного Водяного? (Ответы детей.)
Мастер решил позвать на помощь своего друга капитана и отправил к нему
почтового голубя с письмом о помощи.
Вылетает голубь.
Капитан прочёл письмо и приплыл на корабле по реке Волга.
В тазик с водой поставить кораблик, показать матрёшку-капитана.
Капитан согласился защищать матрёшек от вредного Водяного, но только ему
нужны были помощники! Ведь матрёшек у мастера много, а капитан один!
Ребята, кто у капитана является помощником? (ответы детей)
Бескозырка и тельняшка,
Вьются ленты за спиной.
По полгода ходит в море,
Вы узнали кто такой?(Ответы детей.)
Молодцы, это моряк!
Ребята, вы поможете капитану, сделаете моряков - защитников матрёшек?
(Ответы детей.)
Дети, как мастера-игрушечники, раскрашивают гуашью заготовки матрёшек-моряков.
3.Рефлексия.
-Дети, вам понравилась сказка про мастера и матрёшек?(Ответы детей.)
-Какое имя у матрёшек, которых делал мастер?(Ответы детей.)
-Кто защитил матрёшек от вредного Водяного?(Ответы детей.)
Теперь у матрёшек много смелых и сильных защитников!