Сказки как вид народной прозы. Виды сказок

1
0
Материал опубликован 9 October

Разработка урока по литературе 5 класс

Тема: Сказки как вид народной прозы. Виды сказок

Цели: развивать представление об особенностях жанра сказки; познакомить с систематизацией сказок.

Обучающие задачи:

- продолжить знакомство учащихся с одним из жанров УНТ - сказкой;

- научить определять вид сказки, видеть особенности русских народных сказок.

Развивающие задачи:

- развивать коммуникативные умения;

- развивать речемыслительные умения;

- расширять кругозор учащихся.

Воспитательные задачи:

- прививать любовь к литературе

- создавать положительный эмоциональный настрой учащихся;

- воспитывать культуру общения на уроке.

Оборудование: записи на доске о сказке, учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной, проектор, презентация, сундук, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма проведения урока: урок-практикум.

Формы работы:

Фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.

Метод обучения:

Элементы проблемного обучения.



Ход урока

Сказка – ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок.

А. С. Пушкин

I.Организационный момент

1) Приветствие. Ребята, улыбнитесь друг другу.

УДИВЛЕНИЕ: Стук в дверь

- Здравствуйте, здесь 5В? Вам посылка.

- Спасибо. Ребята, посмотрим, что в посылке?

- Посмотрите, здесь ключ и записка. Ключ, смотрите, необычный (скрипичный)

Ученик читает записку:

Этот ключ тебе подскажет,

Этап урока он покажет.

Дружно ты его послушай

И скажи, что делать нужно.

Вспомни, что ты изучал,

На уроке вспоминал.

2) Ученики слушают фольклорную музыку. Должны определить, что это фольклор.

II. Актуалицация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания

- Вспомните, что мы называем фольклором (народная мудрость, устное народное творчество).

- Объясните, почему мы называем фольклор устным народным творчеством.

- Вспомните жанры фольклора (колыбельная, закличка, скороговорка, сказка, песня, легенда, былина, частушка, анекдот, пестушка, потешка, прибаутка, пословица, игра, считалка, скороговорка, загадка, поговорка, предание, дразнилка.)

- Что объединяет все эти жанры? (в них содержится народная мудрость)

Вызываем к доске 2 учащихся. На доске элемент геймификации – сказочный терем и крыльцо (5 ступенек). Каждому по 5 заданий. Под каждой ступенькой карточка с оценкой.

2. Доминанта.

Учитель проходит мимо сундучка и незаметно нажимает музыкальную кнопку.

- Ой, что это? Ребята, а в сундучке еще что-то есть для вас. (Альбомный лист, на котором написано: «Поскорей ты посмотри, что у меня внутри!». Развернув лист, видим объемный сказочный терем. Сразу включаем видео «В гостях у сказки»)

- Определите цели урока, используя глаголы повторить, узнать, научиться.

- повторить жанры УНТ;

- узнать о видах сказок;

- научиться определять вид сказки, (Прием «Домысливание»)

Записывают тему в тетрадь


III. Объяснение нового материала

Слово учителя

Сказка - это волшебный мир, где обычное становится необычным, а невозможное - возможным. Она погружает нас в захватывающие истории о героях и их приключениях, полных чудес и загадок. Несмотря на то, что события сказки - плод воображения, в них отражаются глубокие мысли и ценности народа. Сказка учит нас различать добро и зло, справедливость и несправедливость, любовь и ненависть. Герои сказок ярко делятся на положительных и отрицательных персонажей, и через их поступки мы понимаем, какие качества ценятся в обществе. В волшебных сказках мы встречаемся с фантастическими существами и предметами: говорящие животные, волшебники, Баба-яга, ковер-самолет, живой клубок и многие другие. Эти элементы делают сказку увлекательной и неповторимой, позволяя нам путешествовать по миру фантазии и открывать для себя важные жизненные уроки.

- В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово – «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями».. 


Работа со статьей учебника.

Работа в группах. Выдается каждой группе карточка с вопросами по статье.

- Как вы понимаете слова великого русского поэта А.С. Пушкина? Чему учат нас сказки?

Пушкин сказал: "Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок."

* Что такое сказка? Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Определение сказки выпишем в тетрадь.

Какие типы сказок упоминаются в конце отрывка?

Упоминаются сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки.


Работа в парах с таблицей, в которой отражены особенности каждого вида сказок.

- Ребята, перед вами таблица. Подготовьте по этой таблице ответ «Особенности разных видов сказок»

СЛАЙД №7. Виды сказок.

- Запишите схему в тетрадь.

1. Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

- Приводите примеры («Кот, петух и лиса», «Звери в яме», «Лисичка-сестричка и волк»)

2. Бытовые сказки - герои этих сказок -  крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми: с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

- Ваши примеры? («Барин и мужик», «Солдатская шинель», «Как поп работницу нанимал»)

3. Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. У главных героев есть помощники. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила.

- Примеры? («Сивка-Бурка», «Волшебное кольцо», «Кощей Бессмертный»)

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Кощей Бессмертный - это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.

Змей Горыныч – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, - тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван : Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка.

Физминутка

- Ребята, если вы слышите название волшебной сказки, то приседаете, если бытовой- шагаете на месте, если о животных – наклоны вправо, влево

Сказка дала нам отдохнуть? Отдохнули? Снова в путь!

Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 26), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).


1.Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».

2.Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».

3.Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».

IV. Первичное закрепление.

Работа с иллюстрациями в учебнике/презентации

Внимательно рассмотрите иллюстрации в учебнике. Попробуйте рассказать о героях этих сказок, об их приключениях

Иллюстрация худ. Мавриной («Морозко»)

Иллюстрация худ. Васнецова («Кот, петух и лиса»)

Иллюстрация худ. Кузнецова («Гуси-лебеди»)

Иллюстрация худ. Кузнецова («По щучьему велению»)


Послушать небольшой отрывок сказки и определить название и вид.

Каша из топора

Царевна-лягушка

Теремок

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Что такое русская народная сказка?

а) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

б) памятник исторической прозы Древней Руси

в) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях

2.Герои волшебных сказок

а)борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой

б) живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом, побеждают благодаря находчивости, уму и смелости

в) разговаривают и ведут себя как люди

3.Сказка «Василиса Премудрая» является

а) о животных

б) бытовой

в) волшебной

4.Назовите автора строк:

Сказка - ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

а) Шарль Перро

б) Александр Сергеевич Пушкин

в) Ганс Христиан Андерсен

5.Сказка «Каша из топора» является

а) волшебной

б) бытовой

в) о животных

- Посчитайте количество правильных ответов.

5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла –«3»


IV. Рефлексивно-оценочный этап

Видео- фрагмент

- Ребята, если сегодня на уроке вам было все понятно, интересно и вы хотите побывать в гостях у сказки еще раз, по приклейте свои стикеры на сказочный терем.

Если не все было понятно, ивы не хотите в гости к сказке, то приклейте свои стикеры на картинку здания школы.

V.  Домашнее задание

Снова слышится звонок из сундучка! Ребята, вам послание. Думаю, это ваше дз. Достаю из сундучка бумажные самолетики, на каждом из которых домашнее задание в виде сказки. Необходимо прочитать сказку и определить ее вид.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.