Технологическая карта урока литературы «Сказка как вид народной̆ прозы»
Методическая разработка урока литературы по теме "Сказка как вид народной̆ прозы"
Шишаева Екатерина Николаевна,
учитель русского языка и литературы, методист
КГБОУ «Алтайский краевой педагогический
лицей-интернат»
Класс: 5 класс, русский язык
Раздел: Устное народное творчество
Тема: "Сказка как вид народной̆ прозы.
Планируемые результаты урока:
Образовательные:
изучить и закрепить знания учащихся о русских народных сказках;
ознакомить обучающихся с терминами: «сказка», «собиратель сказок»;
познакомить с видами народных сказок;
Развивающие:
формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать,
формирование навыков устной монологической речи, умения работать с текстом.
Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации
Развитие логического мышления
Воспитательные:
воспитывать любовь к художественному слову;
формировать умения определять художественную значимость слова;
развитие умений использовать научные методы познания.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.
Технологическая карта урока
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Компетенции/ аспекты компетенции/ УУД |
|
Образовательная программа |
Адаптированная программа для детей с ЗПР |
|||
1. Организационный. |
||||
Проверка готовности к уроку, создание благоприятного |
психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. |
Приветствуют учителя. |
Приветствуют учителя. |
Принимать роль ученика. |
2 этап. Создание «Ситуации успеха». |
||||
Актуализация опорных знаний и умений. Определение уровня усвоения материала предыдущей темы |
Слово учителя: - Проверим, насколько вы усвоили материал прошлого урока. - Задание (уч. 2ч. стр 8 з.2). |
Обучающиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению. |
Слушают ответы учеников. Обучающиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению. |
Успешно демонстрировать собственные знания по предмету, вносить корректировку при необходимости. |
3 этап. Постановка учебной задачи. |
||||
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися. |
Слово учителя: - Ребята, можно ли по оформлению кабинета догадаться о теме урока? - «В некотором царстве, в некотором государстве жили- были…» Начало чего прозвучало? Как вы догадались, что это не песня, не былина? - А что же такое сказка? Учитель озвучивает цель урока. |
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, сами озвучивают тему урока и записывают ее в тетрадь. |
Записывают название темы урока в тетрадь под контролем учителя. |
- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
4 этап. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала с использованием межпредметных связей. |
||||
Совместное планирование учебной деятельности |
Обучающиеся обсуждают предложенный план работы и определяют средства достижения по каждому пункту плана. |
Вовлекаются учителем в диалог обсуждения плана работы. |
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; |
|
5 этап. Усвоение новых знаний. |
||||
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. 1. Изучение своеобразия русской народной сказки (стр. 2, 7) Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (базовое изучение) |
Объяснения учителя. Учитель эмоционально рассказывает, дополняя содержание ЦОР. Учитель обращает внимание обучающихся на выделенные слова, значения которых они могут посмотреть в справочнике ЦОР. |
Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экранах компьютеров, читают определение «сказки», ее приметы. Делают записи в тетрадь. http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html |
Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экране компьютера под руководством учителя. Оформляют запись в рабочей тетради. |
- иметь представление о понятиях «сказка», «виды сказок», «сказитель»; - видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление. |
2. Работа с иллюстрацией Е. Здорнова к сказке «Емеля и щука» |
Учитель обращает внимание обучающихся на репродукции картин Васнецова В. А. , которые используются при оформлении кабинета и на экране и задает вопрос: - Эпизоды каких сказок изображены? - Как вы думаете, чем отличаются эти сказки друг от друга? |
Обучающиеся рассматривают иллюстрации и репродукции, отвечают на вопросы учителя. |
Рассматривают иллюстрации и репродукции, отвечают на вопросы учителя. |
- уметь работать с доступным справочным материалом, учебником; интерактивными ресурсами |
3. Изучение своеобразия народной сказки (стр.3) |
Учитель акцентирует внимание обучающихся на особенности каждого вида русских народных сказок. Задание: выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке |
Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экранах компьютеров, просматривают фрагмент мультфильма, делают вывод о различиях русских народных сказок. |
Работают в паре с одноклассниками. |
- уметь находить сведения по теории литературы; |
4. Изучение своеобразия народной сказки (стр.2) |
Учитель: - Ребята, а как вы думаете кто автор сказок? Как сказки дошли до нас? Одинаковые ли это вещи - читать сказки и рассказывать их? Собиратель сказок и сказочник, как вы думаете, это одно и то же? |
Обучающиеся отвечают письменно на вопросы учителя. Прослушивают фрагмент из ЦОР в исполнении А. Зуевой. |
Прослушивают фрагмент из ЦОР в исполнении А. Зуевой. Работают индивидуально с учителем устно. |
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученной темой; |
6 этап. Закрепление новых знаний. |
||||
Первичный контроль усвоения знаний. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Учитель предлагает обучающимся выполнить задания по вариантам. Учитель делит класс на 3 варианта. Объясняет выполнение задания. Анализирует ответы обучающихся. |
Обучающиеся 1 варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере. Задание: выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке |
Выполняют задания интерактивного теста под руководством учителя. Озвучивают результаты. |
- слушать и понимать речь других; |
Обучающиеся 2 варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере. Озвучивают результаты. Задание: определите характерную черту животного - персонажа сказки |
Выполняют задания интерактивного теста под руководством учителя. Озвучивают результаты. |
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
||
Обучающиеся 3 варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере. Озвучивают результаты. |
Выполняют задания интерактивного теста под руководством учителя. Озвучивают результаты. |
|||
Задание: распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e43da140-ffa0-49e2-a7ed-1d2196006192/?from=9b74e45d-78b8-4375-b716-0b87649d2b99&interface=pupil&class=47&subject=10 |
Работают в паре с одноклассниками. |
|||
7 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
||||
Подведение итогов урока |
Слова учителя: - Сегодня мы познакомились с русскими народными сказками, узнали о особенностях и видах русских народных сказок. Таким образом, сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества. И как говорил А. С. Пушкин: Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. |
Обучающиеся формулируют вывод самостоятельно и сравнивают с мнением учителя. |
Обучающиеся слушают вывод учащихся и учителя, запоминают. |
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; |
Объяснение домашнего задания |
Прочитать сказку «Царевна- лягушка», нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. |
Записывают домашнее задание. |
Записывают домашнее задание. |
|
Рефлексия |
Учитель раздает обучающимся памятку «Как рассказывать сказку». Благодарит обучающихся за работу на уроке. |
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, и при выходе из кабинета на доску прикрепляют «колобок»- урок понравился, я справился со всеми заданиями, все понял. «Ёжик» - я не все понял. Благодарят учителя за урок |
- осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. |