Конспект урока-викторины по сказкам Корнея Ивановича Чуковского для начальных классов
Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО учителя начальных классов Зеткиной Ю.А.
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
		Цели:
		1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
		2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
		2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
		3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:
		1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
		2) презентация;
		3) выставка детских книг.
		Подготовительная работа к проведению:
		а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
		б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
		в) Выставка книг в классе.
		
		Ход урока
1. Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
		2. Вступительное слово
		- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
		Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
		– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
		- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
		Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
(слайды 2,3,4)
3. Закрепление.
		А) Соревновательная часть
		 
		I тур «Вспомни сказку».
		- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
		Веселится народ -
		Муха замуж идёт
		За лихого, удалого
		Молодого… (комара).
		«Муха – Цокотуха»
		Нет – нет! Соловей
		Не поёт для свиней
		Позовите-ка лучше… (ворону).
		«Телефон»
		И мне не надо
		Ни мармелада, ни шоколада
		А только маленьких,
		Ну очень маленьких… (детей).
		«Бармалей»
		
		Лечит маленьких детей,
		Лечит птичек и зверей,
		Сквозь очки свои глядит
		Добрый доктор… (Айболит)
		«Айболит»
		Только вдруг из – за кусточка
		Из-за синего лесочка,
		Из далёких из полей
		Прилетает… (воробей)
		«Тараканище»
		А посуда вперёд и вперёд
		По полям, по болотам идёт.
		И чайник сказал утюгу
		- Я больше идти… (не могу).
		«Федорино горе»
		А за ним – то народ
		И поёт, и орёт:
		- Вот урод, так урод!
		Что за нос, что за рот!
		И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
		Солнце по небу гуляло
		И за тучку забежало.
		Глянул заинька в окно,
		Стало заиньке… (темно).
		«Краденое солнце».
		Свинки замяукали – мяу – мяу,
		Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю) 
(«Путаниц)
(слайды 5,6,7)
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”,“Телефона”…
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
		II тур «Кто есть кто».
		- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
		Айболит - (доктор)
		Бармалей - (разбойник)
		Федора - (бабушка)
		Каракула - (акула)
		Мойдодыр - (умывальник)
		Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
		Цокотуха - (муха)
		Барабек - (обжора)
		Рыжий, усатый великан - (таракан)
(слайд 8)
		
		- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
		Аукцион.
		1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
		2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
		3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
		4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
		5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
		6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
		7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
		8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
		9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
		10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
		- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
		Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
(слайда 9,10)
		IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
		- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
		Телефон (У меня зазвонил телефон)
		Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
		Мыло (Вот и мыло подскочило)
		Блюдце (А за ними блюдца)
		Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
		Термометр (И ставит им градусник)
		Сито (Скачет сито по полям)
		Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
		Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
		Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
		Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
		Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
(слайд 11)
V тур «Музыкальная страничка».
		Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
		Музыкальная пауза « Веселый танец».
(слайд 12)
- К.И.Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
Загадки К.И.Чуковского.
(слайды с 13 по 21)
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
(слайды с 22 по 27)
		
		VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
		- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
		БРМЛЙ ЦКТХ
		МЙДДР ФДР
		ЙБЛТ ТРКНЩ
		КРКДЛ КРКЛ
		(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
		(слайд 28)
		- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет  “Федорино горе”.
		VII тур «Героический поступок».
		- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
		Айболит  Зажгли море.
		Воробей  Проглотил солнце.
		Крокодил  Помыла свою посуду.
		Комар  Вернул солнце в небо.
		Федора  Потушила море.
		Медведь  Спас Муху – Цокотуху.
		Бабочка  Съел таракана.
		Лисички  Вылечил зверей.
(слайд 29)
		VIII тур «Конкурс чтецов».
		Дети читают выбранные отрывки из сказок.
		- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей.
		Нам жалко дедушку Корнея:
		В сравненье с нами он отстал,
		Поскольку в детстве “Бармалея”
		И “ Крокодила” не читал,
		Не восхищался “Телефоном”
		И в “Тараканище” не вник.
		Как вырос он таким учёным,
		Не зная самых главных книг?
		(слайд 30)
		- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
IX Подведение итогов викторины
4. Итог урока. Выставление оценок.
 
                                     
                                 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                        
Юлия Васильевна Воробьева