Конспект урока-викторины по литературному чтению «Путешествие по сказкам Чуковского» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока - викторины по литературному чтению
УМК «Планета Знаний»
Класс: 1.
Тема: Путешествие по сказкам Чуковского.
Цель: Создать условия для повторения и обобщения знаний о произведениях К.И. Чуковского.
Задачи.
1) Ориентированные на достижение личностных результатов:
- формирование учебных мотивов, позитивного отношения к процессу обучения, потребности к новым знаниям, мотивация чтения сказок и художественной литературы.
- развитие познавательной сферы учащихся: внимания, мышления, речи, восприятия; развитие творческих способностей.
- формирование культуры общения.
2) Ориентированные на достижение метапредметных результатов обучения.
- Регулятивные УУД: формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, проговаривать последовательность производимых действий, контролировать собственную учебную деятельность.
- Познавательные УУД: формирование умения выделять проблему, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, обобщать и соотносить названия предметов и звуковые схемы, осуществлять сравнение.
- Коммуникативные УУД: развитие умения слышать и слушать друг друга, умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
3) Ориентированные на достижение предметных результатов обучения:
- вспомнить и обобщить знания о сказках К. И. Чуковского;
- формирование навыка чтения.
Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Оборудование: презентация
Здесь будет файл: /data/edu/files/y1460105337.ppt (Презентация к уроку)
портрет К. И. Чуковского, звёздочки, выдаваемые детям за правильные ответы, музыка для проведения физминутки, волшебная шкатулка с предметами, корзина со сладостями.Здесь будет файл: /data/edu/files/p1460105385.mp3 (Музыка)
Литература:
1. Чуковский К.И Сказки. – ООО «Издательство АСТ», 2001. – 177 с.
2. Чуковский К.И. Чудо-дерево и другие сказки. - М.: Детская литература, 1975 год.
3. Я познаю мир: Русская литература.- М: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004 год.
4. Иллюстрации в презентации из интернет-ресурса.
План викторины по станциям:
1. Разминка.
2. Путаница.
3. Отгадай героя.
4. Ребусы.
5. Физминутка с Мухой-Цокотухой.
6. Собери картинку с Федорой.
7. Герои и их поступки.
8. Инсценирование сказки «Телефон».
9. Волшебная шкатулка.
10. Подведение итогов.
1. Оргмомент.
Мы с вами познакомились с удивительными произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Похлопайте те, кому понравились его произведения. А знаете ли вы, что Чуковский и не думал быть детским сказочником. А поводом к тому, чтобы начать писать сказки для детей, послужил один случай. Заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вез его домой в ночном поезде, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика под перестук колёс, стал рассказывать сказку:
«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил, Крокодилович...
Мальчик очень внимательно слушал. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю наизусть.
И второй случай. Корней Иванович услышал, как его маленькая дочка не желала мыться. Он взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так появился «Мойдодыр». Его стихи легко читаются и запоминаются. «Сами лезут с языка» как говорят малыши. С тех пор стали появляться новые стихотворения: «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Телефон», «Айболит». А замечательную сказку «Чудо-дерево» он посвятил своей маленькой дочери Муре.
И сегодня я предлагаю вам совершить удивительное путешествие по сказкам Корнея Чуковского. Кто готов, поднимите свои правые ручки.
А теперь дружно поднимем левые руки и издадим звук отъезжающего поезда. Итак, в путь!
2. Станция «Разминка».
Мы с вами на первой станции «Разминка». Приготовились слушать и отвечать на вопросы. (По поднятой руке)
1. Назовите не меньше пяти животных, которые позвонили по телефону в произведении «Телефон». (Цапли, свинья, медведь, слон, газели)
2. О чём спрашивали по телефону газели, медведь и мартышки? (Не сгорели карусели; спасите моржа; пришлите, пожалуйста, книжки)
3. Кто сначала был злым, а потом перевоспитался? (Бармалей)
4. По телефону, как мы знаем, доктор Айболит получил телеграмму. Кто ее ему передал? (шакал)
5. Какой герой встречается почти во всех сказках Чуковского? (Крокодил)
6. Кто самый здравомыслящий герой сказки «Путаница» и о чем он просил? (Заяц.)
7. Кто позвонил и сообщил о том, что бегемот провалился в болото? (Носорог)
8. Имя акулы в сказках Чуковского? (Каракула)
9. Любимое блюдо Тотоши, его мамы и папы. (Калоши)
10. Назовите имена детей, для которых папа с дерева срывал гамаши, ботинки и чулки. (Маше – гамаши, Зинке – ботинки, Нинке – чулки)
11. Полное имя героини из произведения «Федорино горе»? (Федора Егоровна)
3. Станция «Путаница».
На этой станции нас встречает любимый герой сказок Чуковского – Крокодил. Перед вами яблочки с буквами, а на них листочки с цифрами. Вам нужно расшифровать фразу, вспомнить из какого она произведения и почему это произошло. (По группам)
(Вот была потом забота –
За луной нырять в болото
И гвоздями к небесам приколачивать.)
(«Тараканище.» А слониха – щеголиха так отплясывала лихо……….)
4. Станция «Угадай героя».
На этой станции я предлагаю узнать, чьи это слова и из какого произведения.
1. Бабочка-красавица,
Кушайте варенье.
Или вам не нравится
Наше угощение? (Бабушка Пчела, «муха – Цокотуха»)
2. Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами! (Раки-забияки, «Тараканище»)
3. Моем, моем трубочиста,
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист! (Щетки, «Мойдодыр»)
4. Ой, меня укусила оса! (Лиса «Айболит»)
5. Как я рад, как я рад,
Что поеду в Ленинград! (Бармалей «Бармалей»)
6. Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда? (Курица, «Федорино горе»)
7. Здравствуй, дедушка мы тут! (Медвежата, «Краденое солнце»)
8. Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить. (Кастрюли, «Федорино горе)
9. Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! (Кит, «Путаница»)
5. Станция «Ребусы».
На этой станции у нас зашифрованы названия животных, встречающихся в сказках Чуковского. Готовы разгадывать ребус? (выводится на экран) (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
6. Физминутка с Мухой-Цокотухой.
Под веселую музыку дети повторяют движения за учителем.
7. Собери картинку с Федорой.
На этой станции ребятам предлагается собрать картинку из частей, назвать литературного героя и сказку с его участием.
8. Герои и их поступки.
На этой станции предлагаем вам назвать поступки, которые совершили герои сказок К. Чуковского.
Айболит – лечил зверей,
Комар - спас Муху- Цокотуху
Медведь – спас солнышко
Воробей – съел таракана
Федора – вымыла всю посуду
Бармалей – сначала был злым, совершал плохие поступки, потом стал добрым.
Паук – хотел погубить Муху – Цокотуху
Мойдодыр – учил всех быть чистыми
Лисички – подожгли море
Бабочка – потушила огонь.
9. Инсценирование сказки «Телефон».
На этой станции несколько ребят демонстрируют классу сказку «Телефон». Сценка заранее репетировалась.
10. Волшебная шкатулка.
Учитель заранее готовит красивую коробочку и складывает туда предметы:
ПРЯНИК, МЫЛО, БЛЮДЦЕ, ПЕРЧАТКИ, МОНЕТА, МОЧАЛКА, ГРАДУСНИК, ГРИБ.
Ребята, у меня есть волшебная шкатулка. В ней находятся предметы, которые встречаются в сказках Чуковского. Я вам буду показывать предметы, ваша задача узнать из какой сказки этот предмет. Если удастся вспомнить, то процитируйте несколько строк из этой сказки.
11. Подведение итогов.
Мы с вами совершили увлекательное путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Поднимите руки, кому захотелось еще раз прочитать его сказки. Похлопайте, кому сегодня было весело.
Давайте посчитаем, сколько звездочек накопилось у каждой группы?
Вы все молодцы! Хорошо работали, друг другу помогали. И в завершении нашего урока каждому из вас я преподношу сладкий сюрприз от Чуковского.
(Заранее приготовлены в красивой корзине сладости)