12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рыбакова Елена Евгеньевна16

Урок русского языка в 3б классе

Тема урока: «Склонение имён существительных»

Учитель: Рыбакова Е.Е.



Тема: Изменение имён существительных по падежам (склонение). Ход урока

Организационный момент. Постановка целей урока.

Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
 

Мы продолжаем исследовать части речи.

Отгадайте часть речи. ~ Для этого зачеркните все буквы, а и ё.

Аимяасуёщесатвиётеальноеё 1слайд

Актуализация знаний.

Понаблюдайте, ~ как изменяется существительное «кошка»?

Кошка привыкла к Тиме.

Тима скучает без кошки.

Он налил кошке молока.

Мальчик напоил кошку.

Он подружился с кошкой.

Тима рассказал о кошке другу.

Вы заметили, ~ что в каждом предложении изменяется форма слова «кошка»: ~ меняется окончание ~ в зависимости от других слов.

Найдите словосочетания, в которые входит слово «кошка» ~ поставьте вопросы.

2 слайд

Скучает (без кого?) без кошки,

налил (кому?) кошке,

напоил (кого?) кошку,

подружился (с кем?) с кошкой,

рассказал (о ком?) о кошке.

Обратите внимание! ~ Окончание существительного зависит от вопроса, на который оно отвечает в словосочетании, ~ предложении.

Изменение окончаний имён существительных по вопросам ~называется изменением по падежам ~ или склонением.

Каждому ученику очень важно научиться склонять имена существительные ~ и уметь определять падежи существительных.

Чистописание.

3 слдайд

Отгадав, что объединяет эти слова, ~ вы узнаете тему минутки чистописания:

соловей, молодежь, болото, полоса, молоко, колосок, солома, голоса, голова. ~3~

Буквосочетаниеоло- ~ помогает нам запомнить написание этих слов.

4слайд

Запишите сочетание –оло- и слова, ~ соблюдая закономерность по образцу.

Обратите внимание на правописание в словах буквы «о», обозначающей непроверяемой безударной гласной звук. ~ Написание буквы «о» надо запомнить.

Укажите род данных существительных.

оло соловей оло болото оло молоко оло солома слайд Работа над лексическим значением слова.

Как вы понимаете значение слова ~ «солома»?

Подберите к нему однокоренные слова.

слайд

Солома~ это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.

Когда используют в речи выражения:

~ хвататься за соломинку, ~ солома в голове?

Запишите пословицу и объясните её смысл: ~ Семеро одну соломину поднимают.

Работа по теме урока.

Что значит ~ просклонять имена существительные? ~3~

Изменить их по вопросам ~ или по падежам.

В русском языке шесть падежей:

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Ваши прапрабабушки и прапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шуточной присказки:

Иван ~ рубит ~ дрова, ~ Варвара ~ топит ~ печку.

Заучите эту присказку.

слайд

Рассмотрите таблицу.

Именительный~ есть ~ кто? что?

Родительный – ~ нет ~ кого? чего?

Дательный – ~ дам ~ кому? чему?

Винительный~ вижу ~ кого? что?

Творительный – ~ горжусь ~ кем? чем?

Предложный~ думаю ~ о ком? о чём?

Упр. 103 стр. 78

Обратите внимание! ~ У одушевлённых и неодушевлённых существительных вопросы различаются. ~ Чтобы легче было определить падеж существительного, каждый падеж имеет слова-подсказки.

Запомните падежные вопросы к существительным и слова-помощники.

Упр. 104 стр.79

слайд

Просклоняем существительные ~ сестра, земля:

Именительный падеж – ~ есть кто? сестра, ~ что? земля

Родительный ~ нет кого? сестры, ~ чего? земли

Дательный ~ даю кому? сестре, ~ чему? земле

Винительный падеж~ вижу кого? сестру, ~ что? землю

Творительный~ горжусь кем? сестрой, ~ чем? землёй

Предложный~ думаю о ком? о сестре, ~ о чём? о земле

Обратите внимание! ~ При склонении у существительных изменяется окончание.

слайд

Просклоняйте существительные: ~ сова, ~ сосна.

Выделите окончания.

Упр. 105 стр. 79

5.Закрепление материала.

Игра «Займёмся делом».

Определите падеж слова дело в разных пословицах:

Дело шуток не любит

От слов до дела целая верста.

Не по сути дело, а по делу суть.

Запишите пословицы, объяснив их смысл. Укажите падеж слова дело.

Что нужно знать для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного?

Запомните алгоритм определения падежа существительного. ~

Чтобы определить ~ падеж имени существительного надо:

1. Найти слово, к которому относится имя существительное.

2. Поставить от него нужный вопрос.

3. По вопросу ~ и предлогу определите падеж.

Если вы затрудняетесь в определении падежа, ~ подставьте слова- подсказки.

Пользуясь алгоритмом, ~ определим падежи существительных в предложении:

На высокой горе стоит дом.

Существительное дом является подлежащим. ~ Значит, существительное дом употребляется в именительном падеже.

Определяем падеж существительного (на) горе. ~

Находим слово, от которого зависит слово (на) горе. Это слово ~ стоит. Ставим от него вопрос. ~ Стоит (где? на чём?) на горе. ~

Существительное (на) горе употребляется в предложном падеже.

Определи падеж слова ~ мох.

Жил старичок-моховичок,

Из мха он сделал пиджачок,

Он валенки из мха скатал

И сплел он гамачок.

Он мхом зеленым укрывался.

Он сочным, нежным мхом питался,

Во мхах он жил и не тужил,

Он мхам «спасибо» говорил…

Но был он очень одинок,

Тот старичок-моховичок…

Поставьте существительные в нужный падеж.

Мяч в предложный падеж

(думаю о чём?) о мяче

лед в родительный

(нет чего?) льда

сосна в творительный падеж

(горжусь чем?) сосной

солнце в дательный

(даю чему?) солнцу

лес в винительный

(вижу что?) лес.

Прочитайте отрывок из передачи «Радионяня».

Найдите ошибки.

Какой вывод вы можете сделать?

Кенгуру в кафу зашел, Занял там свободный стол, И сидит за доминой С шимпанзой и какадой.

Правильно говорить:

Кенгуру в кафе зашел,

Занял там свободный стол,

И сидит за домино

С шимпанзе и какаду.

Обратите внимание! ~ В русском языке есть существительные, которые не изменяются по падежам. ~ Такие существительные называются ~ несклоняемыми.

Эти слова, в основном, пришли к нам из других языков.

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто,

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!

Самостоятельная работа.


Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Укажите падеж существительных.

Гуляли в роще, шли к ч…рёмухе, взм…хнул пл…тком, нах…дился в ло…ке, т…тра…ь без обло…ки, гнездо без насе…ки, всадник на к…не, ж…л в гор…де, полз за ужом, л…жал на п…чи, подош...л к ферме, срубил б...рёзу.

ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

Закончите предложения в этом тексте.

В именительном падеже никогда не бывает … . А вот…, наоборот никогда не употребляется без предлогов, за что и получил свое название. Другие падежи: …- разрешают словам быть как с предлогами, так и без них.

Помогите Зайчонку собрать правильно падежи и вопросы к ним.

Вот такие падежи.
А ты с ними подружись,
Будешь грамотно писать
И пятерки получать.

Д. з. стр. 80 № 106

Спасибо за урок! ~ Молодцы!

7


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.