Конспект урока по русскому языку на тему «Второе склонение имён существительных» (3 класс)
Тема: «Второе склонение имен существительных»
Тип урока: ОНЗ
Цель: познакомить с признаками имен существительных второго склонения, формировать умение распознавать имена существительные второго склонения. Развивать орфографическую зоркость
Оборудование: учебник Русский язык 3 класс А.В. Полякова, презентация Power Point
1. Мотивация
Начинаем наш урок. Настройтесь на работу, на получение хорошего результата, вспомните свои успехи. Даю вам несколько секунд... Готовы? Начинаем работать!
2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Запишите словарные слова: аллея, аптека, беседка, дорога, забота, застежка, запятая, закат, колонна, котлета.
- Найдите лишнее слово (закат). Почему? (все первого склонения, а закат — второго)
- Что такое склонение? А какие существительные относятся ко второму склонению?
- Возьмите карточку № 1 и подчеркните слова, которые относятся ко второму склонению.
Карточка № 1
Тополя, медали, за метелью, в журнале, соловьем, в словаре, в глуши, на дереве.
3. Выявление места и причины затруднения
- Давайте проверим. Как вы думаете почему у некоторых детей ответы не совпали? В чем возникло затруднение? (существительные стоят в косвенных падежах)
- Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? (учиться распознавать существительные второго склонения)
- А как же будет звучать тема нашего урока? (существительные второго склонения)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Я предлагаю работать вам по следующему плану:
1) вспомним какие существительные относятся ко второму склонению;
2) вспомним алгоритм для определения склонений существительных;
3) пользуясь алгоритмом, будем учиться распознавать существительные второго склонения.
5. Реализация построенного проекта
- Какие же существительные относятся ко второму склонению? (на доске появляется эталон)
- А теперь вспомним алгоритм для определения склонения существительных? (1. поставить в начальную форму, 2. определить род, 3. выделяем окончание 4. определяем склонение)
- Вернемся к заданию на карточке № 1 и исправим ошибки, пользуясь алгоритмом.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Возьмите карточку № 2 и выпишите только существительные второго склонения.
Карточка № 2
Поезда, лица, шинели, руки, гвозди, дела, песни, ночи, сугробы, ткани, зрители, черепахи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Вместе вы хорошо поработали, а теперь проверим как вы справитесь с заданием самостоятельно. Возьмите карточку № 3 и выпишите из нее существительные второго склонения.
Карточка № 3
Травы, комары, арбузы, дожди, пчелы, корабли, читатели, писатели, зерна, капли, журавли, тени, тучи, города, мысли.
- Проверьте с образцом. У кого ответы не совпали с моими, поставьте себе вопросы.
8. Включение в систему знаний и повторения
- Как вы думаете для чего мы учимся определять склонения существительных? (чтобы в будущем правильно писать окончания существительных в косвенных падежах)
- Запишем предложения и в них найдем существительные второго склонения.
Холод сковал землю.
Зимние ветры гуляли в макушках деревьев.
- Разберем второе предложение по членам предложения и укажем части речи.
- А теперь выполним упражнение 25 на странице 16. Выпишем существительные первого и второго склонения в два столбика.
- Проверяем.
9. Рефлексия деятельности
- Подведем итог нашего урока. Какую цель ставили?
- Как распознать имена существительные второго склонения?
- Кто всё понял?
- У кого возникли затруднения? Кому нужно повторить эту тему?
Домашнее задание: