Урок русского языка в 3 классе по теме «Три типа склонения имён существительных»

0
0
Материал опубликован 16 July 2019

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: Три типа склонения имен существительных.

Цель урока:

1) Совершенствование умения учащихся определять тип склонения

существительных

2) Обобщение знаний о склонении имен существительных

3) Обобщение словарного запаса учащихся

4) Воспитание  доброты, любви к родному языку.

Оборудование: таблицы –опоры, карточки для индивидуальной работы, красный, зеленый, синий квадратики.

Ход урока

Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка 
и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
 

Давайте приступим к работе.

Пусть интересным будет урок!

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас необычный урок русского языка – урок –игра

-Занимайте пожалуйста, команды, свои места.

У. На данном уроке мы продолжаем исследование имени существительного.

Карточка 1. Определите основное понятие, о котором пойдет речь на данном уроке.

С

А

М

В

З

К

Н

Е

Н

И

Л

О

У

Д

Е

1

       

2

5

6

7

8

3

4

   

9

У. Определите, какие задачи для себя Вы поставите на уроке?

Д. Научиться определять склонение. Нам в этом помогут род и окончание имени существительного.

III Конкурс «Собери схему» Команды получают задания.

1 команда. Рассказать, что вы узнали о трех типах склонения.

 

Мы узнали, что к первому склонению относятся имена существительных женского и мужского рода с окончаниями -а,-я.

Например: земля, дядя, мама.

Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончанием –о,-е.

Например: окно, пень, карандаш.

К 3-му склонению относятся имена существительных женского рода с ь знаком на конце:

Например: Мать, печь, дочь.

Мы предлагаем вот такую схему- опору:

(вывешивается на доску)

 

2 команда. Как определить склонение имени существительного.

Чтобы определить склонение имен существительных, нужно:

1) Определить род существительного

2) Выделить окончание существительного в начальной форме (ед ч, И.п).

3) По роду и окончанию определить склонения.

Например: Смелая девочка– сущ. 1 склонения

Мы составили схему опоры, чтобы по ней быстро определить склонение существительных. (вывешивается на доску)

 

1) Определить род

2) окончание в И.п.

3) по роду и  окончанию определить склонение

3 Команда: Как определить склонение имени существительного в косвенном падеже.

Чтобы определить склонение, надо определить начальную форму имени существительного

Имя существительное должно стоять в им. падеже ед.ч

Например: в  нашей стране

что? страна - сущ., ж.р. окон.-а- 1 скл.

 

1)Поставить в начальную форму

2) Определить род

3) окончание в И.п.

4) по роду и окончанию определить склонение.

IV Конкурс « Найди свое слово»(каждая из команд получает карточку)

Задание: Образуйте от данного слова 3 однокоренных существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Разберите слова по составу.

(ученики записывают слова на карточке и разбирают)

 

1 команда

старый

 

2 команда

хитрый

 

3 команда

бедный

 

 

1-скл. старушка 1- хитринка 1- беднота

2-скл. старик, старец. 2 -хитрец 2-бедняк

3-скл. старость 3 -хитрость 3-бедность

(Представители команд обосновывают правильность выполнения заданий.)

V Конкурс « Кто быстрее и точнее»

Задание: к именам существительным подобрать и написать антонимы, относящиеся к другому склонению. (Обозначьте склонения)

Правда - ложь                   грубость - ласка

ночь– день                       темнота -свет

горе   - радость                 польза - вред

поражение - победа          война - мир

(Учащиеся работают самостоятельно, обсуждают и дают готовый ответ. Один из участников зачитывает ответ, объясняет склонение имен существительных).

VI. Игра -опрос «Крестики – нолики» (если да-«x», нет –«0»)

1) Склонение-это изменение имен существительных по падежам в ед. и мн. числе

2) В русском языке 7 падежей

3) В русском языке 3 склонения: женское, мужское, среднее

4) Склонение – постоянный признак существительного

5) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям.

6) Имя существительное имеет склонение , а изменяется по числам и падежам.

7) Конь-имя существительное 3 склонения.

8) Имя существительное дедушка – 2 склонения.

ПРОВЕРЬ х00х0х00. Исправь ошибки. Оцени себя сам.

VII. Физкультминутка

VIII Конкурс «Доскажи словечко».

Задание: Определите падеж и склонение имен существительных. Запишите их по столбикам 1, 2, 3 склонение.

А водитель спозаранку

Крутит круглую …

Чтобы не было беды_

Жить нельзя нам без…

Тает снег. Течет ручей

На ветвях полно…

 

И вспомнили про булки…

Когда пришли с …

Достал мешок костей

И пригласил…

Лейся, дождь, веселей

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по…

Чтобы было где писать.

В школе нам нужна…

Под березами, где тень

Притаился старый…

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Как приятен он на вкус,

И зовут его... 

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь.

Это зверь лесной... 

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он весёлая игрушка.

И зовут его... 

Верещунья, белобока,

И зовут её... 

Чтобы было где писать.

В школе нам нужна... 

Ответы на загадки: Баранку, еды, грачей, прогулки, гостей, лужам, тетрадь, пень, арбуз, медведь, Петрушка, сорока, тетрадь .

IX. Конкурс «В мире слов»

Задание: Найдите общее определение к каждой группе слов и определите склонения

имен существительных

I команда II команда III команда

Хлеб                                            Луковица                                          Сон

Подушка        мягкая                    Таблетка           горькая                     Пирог сладкий

Характер                                      Правда                                              Чай

Вата                                             Перец                                                Конфета

X.Конкурс «Самый внимательный и быстрый»Учитель читает текст. Дети записывают имена существительные.

Заботливая мать

   Под старой елью устроила своё жильё лиса. В норе находились малыши. Лиса была осторожна. Вблизи норы она долго петляла, запутывала следы.
  Лисята были очень смешные и очень податливые. Они всё время старались выбраться из норы. Малыши любили играть на зелёной полянке. Возвращалась мать. Лисята затихали. Лиса брала каждого лисёнка и тащила в нору.
  Вскоре все лисята были снова в норе. Мать успокоилась.

-Какие имена существительные первого склонения использованы в тексте?

- Как определили склонение?

- Назовите существительные второго склонения?

- Назовите существительные третьего склонения?

XI.  Домашнее задание.

Ребята, внимательно посмотрите доску. Выберите то задание, которое вам понравилось.

1 сочинить четверостишье по строке «Не послушал зайка маму…»

2 описать любое животное.

3 выписать из словаря по 5 имен существительных 1, 2, 3 склонения.

XII. - Поднимите квадратики, кто какое домашнее задание выбрал. (Записать в дневнике).

ХII. Попробуем оценить свою работу сами.

- Итак, если вы работали легко, все вам понравилось, поднимаем зеленые квадратики.

- Если какие-то задания вызвали затруднения, то – синие квадратики.

- А если многое было непонятно. игра не понравилась, то поднимаем красные квадратики.

ХIII. Подведение итогов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации