Урок русского языка в 3 классе по теме «Три типа склонения имён существительных»
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: Три типа склонения имен существительных.
Цель урока:
1) Совершенствование умения учащихся определять тип склонения
существительных
2) Обобщение знаний о склонении имен существительных
3) Обобщение словарного запаса учащихся
4) Воспитание доброты, любви к родному языку.
Оборудование: таблицы –опоры, карточки для индивидуальной работы, красный, зеленый, синий квадратики.
Ход урока
Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка
и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
Давайте приступим к работе.
Пусть интересным будет урок!
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня у нас необычный урок русского языка – урок –игра
-Занимайте пожалуйста, команды, свои места.
У. На данном уроке мы продолжаем исследование имени существительного.
Карточка 1. Определите основное понятие, о котором пойдет речь на данном уроке.
С |
А |
М |
В |
З |
К |
Н |
Е |
Н |
И |
Л |
О |
У |
Д |
Е |
1 |
||||
2 |
5 |
6 |
7 |
8 |
3 |
4 |
9 |
У. Определите, какие задачи для себя Вы поставите на уроке?
Д. Научиться определять склонение. Нам в этом помогут род и окончание имени существительного.
III Конкурс «Собери схему» Команды получают задания.
1 команда. Рассказать, что вы узнали о трех типах склонения.
Мы узнали, что к первому склонению относятся имена существительных женского и мужского рода с окончаниями -а,-я.
Например: земля, дядя, мама.
Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончанием –о,-е.
Например: окно, пень, карандаш.
К 3-му склонению относятся имена существительных женского рода с ь знаком на конце:
Например: Мать, печь, дочь.
Мы предлагаем вот такую схему- опору:
(вывешивается на доску)
2 команда. Как определить склонение имени существительного.
Чтобы определить склонение имен существительных, нужно:
1) Определить род существительного
2) Выделить окончание существительного в начальной форме (ед ч, И.п).
3) По роду и окончанию определить склонения.
Например: Смелая девочка– сущ. 1 склонения
Мы составили схему опоры, чтобы по ней быстро определить склонение существительных. (вывешивается на доску)
1) Определить род
2) окончание в И.п.
3) по роду и окончанию определить склонение
3 Команда: Как определить склонение имени существительного в косвенном падеже.
Чтобы определить склонение, надо определить начальную форму имени существительного
Имя существительное должно стоять в им. падеже ед.ч
Например: в нашей стране
что? страна - сущ., ж.р. окон.-а- 1 скл.
1)Поставить в начальную форму
2) Определить род
3) окончание в И.п.
4) по роду и окончанию определить склонение.
IV Конкурс « Найди свое слово»(каждая из команд получает карточку)
Задание: Образуйте от данного слова 3 однокоренных существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Разберите слова по составу.
(ученики записывают слова на карточке и разбирают)
1 команда
старый
2 команда
хитрый
3 команда
бедный
1-скл. старушка 1- хитринка 1- беднота
2-скл. старик, старец. 2 -хитрец 2-бедняк
3-скл. старость 3 -хитрость 3-бедность
(Представители команд обосновывают правильность выполнения заданий.)
V Конкурс « Кто быстрее и точнее»
Задание: к именам существительным подобрать и написать антонимы, относящиеся к другому склонению. (Обозначьте склонения)
Правда - ложь грубость - ласка
ночь– день темнота -свет
горе - радость польза - вред
поражение - победа война - мир
(Учащиеся работают самостоятельно, обсуждают и дают готовый ответ. Один из участников зачитывает ответ, объясняет склонение имен существительных).
VI. Игра -опрос «Крестики – нолики» (если да-«x», нет –«0»)
1) Склонение-это изменение имен существительных по падежам в ед. и мн. числе
2) В русском языке 7 падежей
3) В русском языке 3 склонения: женское, мужское, среднее
4) Склонение – постоянный признак существительного
5) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям.
6) Имя существительное имеет склонение , а изменяется по числам и падежам.
7) Конь-имя существительное 3 склонения.
8) Имя существительное дедушка – 2 склонения.
ПРОВЕРЬ х00х0х00. Исправь ошибки. Оцени себя сам.
VII. Физкультминутка
VIII Конкурс «Доскажи словечко».
Задание: Определите падеж и склонение имен существительных. Запишите их по столбикам 1, 2, 3 склонение.
А водитель спозаранку
Крутит круглую …
Чтобы не было беды_
Жить нельзя нам без…
Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно…
И вспомнили про булки…
Когда пришли с …
Достал мешок костей
И пригласил…
Лейся, дождь, веселей
Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Босиком по…
Чтобы было где писать.
В школе нам нужна…
Под березами, где тень
Притаился старый…
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его...
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной...
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка.
И зовут его...
Верещунья, белобока,
И зовут её...
Чтобы было где писать.
В школе нам нужна...
Ответы на загадки: Баранку, еды, грачей, прогулки, гостей, лужам, тетрадь, пень, арбуз, медведь, Петрушка, сорока, тетрадь .
IX. Конкурс «В мире слов»
Задание: Найдите общее определение к каждой группе слов и определите склонения
имен существительных
I команда II команда III команда
Хлеб Луковица Сон
Подушка мягкая Таблетка горькая Пирог сладкий
Характер Правда Чай
Вата Перец Конфета
X.Конкурс «Самый внимательный и быстрый»Учитель читает текст. Дети записывают имена существительные.
Заботливая мать
Под старой елью устроила своё жильё лиса. В норе находились малыши. Лиса была осторожна. Вблизи норы она долго петляла, запутывала следы.
Лисята были очень смешные и очень податливые. Они всё время старались выбраться из норы. Малыши любили играть на зелёной полянке. Возвращалась мать. Лисята затихали. Лиса брала каждого лисёнка и тащила в нору.
Вскоре все лисята были снова в норе. Мать успокоилась.
-Какие имена существительные первого склонения использованы в тексте?
- Как определили склонение?
- Назовите существительные второго склонения?
- Назовите существительные третьего склонения?
XI. Домашнее задание.
Ребята, внимательно посмотрите доску. Выберите то задание, которое вам понравилось.
1 сочинить четверостишье по строке «Не послушал зайка маму…»
2 описать любое животное.
3 выписать из словаря по 5 имен существительных 1, 2, 3 склонения.
XII. - Поднимите квадратики, кто какое домашнее задание выбрал. (Записать в дневнике).
ХII. Попробуем оценить свою работу сами.
- Итак, если вы работали легко, все вам понравилось, поднимаем зеленые квадратики.
- Если какие-то задания вызвали затруднения, то – синие квадратики.
- А если многое было непонятно. игра не понравилась, то поднимаем красные квадратики.
ХIII. Подведение итогов.