СЛЕНГ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

2
0
Материал опубликован 12 September 2022







Исследовательская работа



СЛЕНГ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ




Преснова Екатерина Сергеевна

МБОУ «Школа №111» Советского района г. Казань

11 А класс











Научный руководитель:

Закирова Лилия Рашадовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №111»

Советского района, г. Казани




Казань 2019

Содержание





Введение



Немаловажную роль в жизни каждого человека имеет правильная грамотная речь. Каждый человек должен безупречно владеть нормами языка.

«Цветы красноречия – это курсив в печати, красные чернила в рукописи», – писал П.С. Пороховщиков. Сложно с ним не согласиться, многие лингвисты отмечают, что умение правильно владеть устной, а также письменной речью является очень важным аспектом в современной жизни. Язык всегда был и будет отражением народа, его исторической памятью. Культура русского народа всегда находила отражение в языке в устных (фольклор) и письменных (древнерусская литература, современная лит-ра) формах. Язык никогда не являлся строго устоявшейся формой, он меняется постоянно, стараясь, стать удобнее для его носителей. Однако соблюдение определенных норм (речевых, письменных) является основой любого языка. В последнее время в современном мире прослеживается тенденция развития нелитературного языка. Конечно, просторечия в языке присутствовали и ранее (они упоминаются М.В. Ломоносовым в трактате), только их считали не достойными употребления высшими слоями общества. Сейчас же использование жаргонизмов стало крайне популярным и вызывает тревогу у многих лингвистов, ведь это прямая угроза литературному языку. Так ли страшен сленг, и как и нужно ли с ним бороться? Именно этих вопросов мы и коснемся в своей работе.

Данная работа посвящена исследованию речи школьников среднего звена МБОУ «ШКОЛА №111», а также выявлению причин использования сленга и способам повышения культуры речи.

Актуальность исследования связана с постоянно возрастающим интересом в языкознании и в обществе в целом к риторике.

Новизна исследования заключается в том, что в данном аспекте речь школьников не была исследована. Данная тема входила в круг интересов многих авторов. Однако, несмотря на это многие вопросы, касающиеся русского литературного языка, еще не решены с достаточной степенью полноты и конкретности.

Цель: выявление функций сленга в речи школьников, пути повышения культуры речи школьников.

Данная цель определила следующие задачи:

проанализировать речь школьников среднего звена МБОУ «Школа №111»;

выявить и описать наиболее употребительные сленговые выражения;

определить функции употребления сленга подростками;

предложить способы сокращения нелитературного языка.

Методы: совокупность различных методов: тестирование, наблюдения, опрос и т.д.

Предметом исследования является изучение сленга в речи школьников среднего звена школы №111.

Объектом исследования работы является выявление сленговых выражений в речи школьников, способы их избежать.

Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть применена при исследовании в области неориторики, для проведения спецкурсов, семинаров, в работе школьных учителей и психологов.

Материалом исследования послужили учебные пособия современных лингвистов, изучающих развитие и проблемы современного русского языка: И. Р. Гальперин, Г. А. Судзиловский, В. А. Хомяков, М. М. Маковский, Т. А. Соловьева.

Структура работы:

Работа включает в себя введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Понятие сленга. Классификация. Функции



Национальный (общенародный) русский язык - это совокупность всех слов, всех форм, всех особенностей произношения, присущих людям, говорящим на русском языке. Однако не все русскоязычные люди говорят одинаково: в их речи наблюдаются элементы общенародные, т.е. употребляемые всеми русскоговорящими, и элементы, употребляемые отдельными группами людей, объединенных территориальной или социальной общностью.

Национальный язык имеет свои разновидности и ответвлению.

t1662978050aa.jpgt1662978050ab.jpgt1662978050ac.jpgt1662978050ad.jpgt1662978050ae.jpgt1662978050af.jpgt1662978050ag.jpgt1662978050ah.jpgВ данной структуре выделяются социальные диалекты (жаргоны, арго, сленг) - разновидности национального языка, используемые отдельными социальными группами, объединенными по признаку профессии (жаргон золотоискателей), интересов (жаргон филателистов), возраста (молодежный жаргон, или сленг).

Распространение социальных диалектов, особенно в разговорной речи, вызывает у многих тревогу и беспокойство. Печальнее всего то, что подобное жаргонное словообразование относится к характерным качествам культуры речи молодежи.

Сленг — разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.

Впрочем, существуют две точки зрения на то, что такое сленг. Некоторые ученые объединяют в это понятие всю нелитературную лексику, то есть и профессионализмы, и вульгаризмы, и жаргонизмы, и молодежную лексику. Я согласна с этой точкой зрения, поскольку все эти разновидности нелитературной речи отличают один слой общества от другого. t1662978050ai.jpg

Профессионализмы это слова, используемые группами людей, объединенных определенной профессией. Например, выражение убрать хвост на языке газетчиков означает требование сократить материал сна газетной странице.

Вульгаризмы это грубые, просторечные слова, обычно не употребляемые образованными людьми. Например, мать обращается к ребенку: — Морду-то подними от тарелки. Как ты жрешь?!

Жаргонизмы — это слова, используемые определенными группами людей, которые имеют не для всех понятный смысл. Примером может служить воровское арго, или феня, как эту речь называют в уголовной среде. Первоначально это выражение имело вид: по офене болтать, т.е. говорить на языке офеней — мелких торговцев. У офеней был свой условный профессиональный язык, который они использовали при обмане покупателей или в опасных ситуациях, когда нужно было скрыть свои намерения и действия.


Для чего же нужен сленг? Каковы его функции?

Сленг выступает как средство общения людей одной возрастной категории. Молодёжный сленг отличается тем, что словарь ограничен реалиями мира молодых. Сленговые названия относятся только к этому миру, отделяя, таким образом, его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий.

Фразы, употребляемые молодёжью, звучат более игриво, чем обыкновенные, придавая речи юмористический характер и превращаясь «в коллективную игру».

Молодёжный сленг противопоставляет себя старшему поколению и официозу. Главный принцип — элемент шока, встряски, В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий.

Школьный сленг в XIХ и ХХ веках



t1662978050aj.gifШкольный сленг, по-видимому, был всегда, но о словаре школьников далекого и даже не очень далекого прошлого сведений сохранилось очень мало. Ведь сленг — это фольклор и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Поэтому, рассказывая о сленге прошлого, приходится опираться на художественную литературу, мемуары и устные воспоминания.

О школьном сленге до XIХ века мы вообще ничего не знаем. Разве что отдельные слова. Например, свистульки — так еще с петровских времен называли розги для школяров.

Думается, сленг не мог широко употребляться среди детей из аристократических семей: они легко могли выбрать наиболее удобное слово из тех иностранных языков, на которых они свободно говорили. Настоящий сленг появился, наверное, лишь тогда, когда в школу пришли дети разночинцев. А это чаще всего были церковно-приходские школы, бурса, семинарии и т.п.

В описании семинарии в повести Гоголя «Вий» уже встречаются некоторые сленговые выражения: отправляться на кондиции — заниматься репетиторством, пробовать крупного гороху — быть наказанным.

Константин Паустовский учился в знаменитой Первой Киевской гимназии и окончил ее в 1912 году. Первая фраза, которую он услышал в школе, была:

«Привели еще одного несчастного кишонка».

Вот как объясняет это слово автор в автобиографической «Повести о жизни»:

«Я вступил в беспокойное и беспомощное общество приготовишек, или, как их презрительно звали старые гимназисты, в общество кишат. Кишатами нас прозвали за то, что мы, маленькие и юркие, кишели и путались на переменах у взрослых под ногами».

Паустовский приводит еще много примеров «гимназической терминологии». Если кто-то растерялся значит, он выпустил пар, подсказывать на уроке — это подавать.

Октябрьская революция и гражданская война резко увеличили долю сленга в языке школьников. Объясняется это двумя обстоятельствами. Во-первых, революция и война привели к общему падению нравов, что не могло не сказаться на языке общества в целом. А во-вторых, в школу пришли новые ученики — дети рабочих и крестьян, беспризорники, подростки, прошедшие через все трудности того времени. По-видимому, именно в это время школьный сленг значительно пополнился воровской лексикой. Вот ее примеры из повести Л.Пантелеева и Г.Белых «Республика ШКИД»: тискать — воровать, накатить — пожаловаться («Кто накатил?» — искренне возмущался цыган), лепить горбатого — притворяться, стоять на стреме — сторожить, охранять, шамовка — еда и т.д.

Школьный сленг старшеклассников заметно обогатился и обновился в конце 50-х годов, когда появились так называемые стиляги. Вместе со своей особой модой (узкие брюки, клетчатые пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве) стиляги принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов, частично — из музыкальной среды, частично — неизвестно откуда. Чувак, чувиха — парень, девушка, которые являются своими в стиляжьей компании, брод — место вечерних прогулок (от Бродвея), хилять — ходить, гулять, лажа — ерунда, вранье и т.п. Тогда же в школьный сленг пришли термины из музыкальной среды: музыка на ребрах — музыка, самодельно записанная на пленках для рентгеновских снимков, лабать — играть джаз, лабух — музыкант.

70-е и 80-е годы стали временем массового изучения иностранных языков. В эти же годы к нам пришло молодежное движение хиппи. В русский язык проникло много иностранных (особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на сленге старшеклассников.

Современный школьный сленг. Источники пополнения

Как и прежде, источниками пополнения школьного сленга являются иностранные языки, блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новым источником, пожалуй, в 90-е годы стали компьютерный язык. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается.

Вот некоторые примеры, объясняющие этимологию сленговых слов и выражений (из различных источников):

Компьютерный сленг:

Админ – системный администратор.

Айтишник – работник в IT сфере.

Бан – используется в веб-форумах или чатах. Запрет для пользователя отправлять сообщения. «Забанить, наложить бан» ввести запрет для пользователя что либо делать (писать новые сообщения или просматривать их.

Батон (англ. button) – кнопка. «Прессовать батоны» (англ. pressbutton) «Жать/давить батоны» – работать за клавиатурой.

Залить – закачать файл на сервер.

Офтоп– высказывание, обсуждение, или объект, не по теме группы новостей или конкретного разговора.

а) Новые переносные значения слов, принадлежащих к нейтральной лексике

Обломиться - достаться случайно, по блату.

Фонарь - магнитофон. Мне недавно такой фонарь обломился.

Отстой - плохо, неудачно; отстойный - плохой. Отстойный у тебя прикид, братан!

Клевый - хороший, веселый. Клевая киношка, просто отпад.

(Кстати, слово очень старое, есть еще у Даля: клевый — хороший, пригожий, красивый. Клевая невеста.)

Крутой - очень хороший, замечательный, иногда «сильный». Крутой мужик этот Чак Норрис.

Фиолетово по фигу, по фене) - все равно. Ты какое мороженое любишь - шоколадное или сливочное? - Да мне фиолетово.

В лом - лень, неохота что-либо делать. А мне в лом этим заниматься.

Жиза – жизненный

Хайп – шумиха

Хейтер- враг, недруг

Чилить – отдыхать

Зашквар – позор (тюремное арго)

Свайп – скользить

Юзать – пользоваться

Сленг в речи школьников

Нами был проведено небольшое исследование, опрошено 84 учащихся. Анализ анкетированного опроса показал, что используют в своей речи сленговые слова 82% учеников, из них 65% делают это, чтобы придать своей речи юмор, 21% - обменяться информацией, 4% - поддержать хорошее отношение с собеседником, 3% - самоутвердится. При этом 30% опрошенных отметили, что их речь окружающие поправляют, 19% - окружающие не обращают на их речь внимания, 38% - окружающие поправляют их речь, но не всегда. 14% ответили, что у них нет эталона речи, 34% считают эталоном речь друзей, 43% - блоггеров, телеведущих, 15% - учителей, 8% - родителей.

Словарь сленговых слов моих одноклассников

Обломиться — достаться случайно, по блату.

Фонарь — магнитофон.

Отстой — плохо, неудачно; отстойный — плохой.

Клевый — хороший, веселый.

(Кстати, слово очень старое, есть еще у Даля: клевый — хороший, пригожий, красивый. Клевая невеста.)

Крутой — очень хороший, замечательный, иногда «сильный». t1662978050ak.jpg

Фиолетово— все равно.

В лом — лень, неохота что-либо делать.

Облокотиться — пренебрегать чем-либо.

Жиза – жизненный

Хайп – шумиха

Хейтер- враг, недруг

Чилить – отдыхать

Зашквар – позор (тюремное арго)

Свайп – скользить

Юзать – пользоваться

Изи – просто

Алё, раздуплись – будь внимательнее

Заключение

Конечно, говоря о сленге, хочется добавить, что такое явление всегда было и будет, его нельзя отменить или запретить. Он неотъемлемая часть любого языка, однако, в нем нет ни правил, ни рамок, ни условностей. Сленг меняется год от года, также как и изменяется мода на определенные слова. И то, что популярно сейчас через 10 лет, к примеру, могут даже не вспомнить и не понять. Скорее всего, это проявление некого протеста общественным вкусам и нормам со стороны молодежи и подростков, стремление выти за «языковые границы». Тем не менее, вряд ли сленг может служить свидетельством вкуса и красноречия. В ходе исследования определены основные причины употребления молодежью сленга. Для одних они делают речь более понятной для сверстников и помогают преодолеть недостаток словарного запаса. Для других считается это модно, современно или необходимо для связки слов. Поэтому его использование ведет к оскудению литературного языка. Как же можно уменьшить его использование? Исходя из нашего исследования, сленг очень популярен в языке подростков, говорить так считается модным, т.е. подростками это явление расценивается, как то, к чему нужно стремиться. 44% опрошенных указали, что изъясняются с помощью жаргонов, потому что хотят быть похожи на своих кумиров. Таким образом, нужно менять моду, к примеру, популяризировать классическую литературу, вводить уроки риторики в общеобразовательные учреждения, ограничить использование сленга в СМИ, а также разъяснением лицам, чьи выступления попадают в центр внимания, необходимость бережного отношения к родному языку.

Список литературы

Бруштейн А.Я. Дорога уходит вдаль… М, 1964.

Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1972.

Гоголь Н.В. Вий. Собр. Соч. в 6 томах. Т.2. М., 1952.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.

Юганов И., Юганова Ф. Словарь русского сленга. М., 1997.

Михайлов К. Школьный сленг

Елистратов В.С. Словарь русского арго. М., 2000

Приложение

Вопросы анкетирования

1. Используете ли вы в своей речи сленг?

а) да

б) нет


2.С какой целью вы используете в своей речи сленговые слова?

а) самоутвердиться

б) поддержать хорошие отношения с товарищами

в) с целью обмена информацией

г) с целью придания речи юмора


З. Поправляют ли вашу речь окружающие?

а) поправляютt1662978050aj.gif

б) не обращают внимания

в) не всегда


4. Чья речь является для вас эталоном?

а) друзей

б) родителей

в) учителей

г) телеведущих

д) блоггеров

t1662978050al.gif

15



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.