12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Филаткова Евгения184
Высшая квалификационная категория
Россия, Вологодская обл., Вытегра
1

Выступление «Использование природных и нетрадиционных материалов в работе по развитию и коррекции речи старших дошкольников»

Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.).

Проведенные диагностические исследования показали, что речевая патология у детей охватывает все стороны развития речи: связная, словарная, лексико-грамматическая, а также отражается на качестве обучения грамоте и подготовке к школе. У таких детей значительно отстает от нормы развитие мелкой моторики.

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей. Развитие речи - один из основных разделов психолого-педагогической работы в дошкольной организации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает содержание работы по данному разделу в следующих направлениях:

Освоение словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствие с контекстом высказывания; с ситуацией, в которой происходит общение.

Воспитание звуковой культуры речи: восприятие звуков родной речи и произношения.

Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование.

Развитие связной речи: диалогической (разговорной); монологической (рассказывание).

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова (нахождение места звука в слове).

Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Для комплексного решения задач развития речи, повышения качества обучения используются современные технологии. Новый подход в дошкольном образовании подразумевают широкое применение интеграции информационного материала в разнообразных образовательных областях детской деятельности, а также интеграции методов и средств обучения.

Практика логопедической работы показывает, что разнообразие методов, приемов и средств предотвращает утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля за счёт повышения мотивации к развитию собственной речи, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.

В качестве эффективного коррекционно-развивающего средства можно использовать нетрадиционные и природные материалы. К ним относят игры и упражнения с использованием «сухого» пальчикового бассейна, массаж с помощью мячика Су-Джок, аппликатора Кузнецова, применение различных бытовых предметов (прищепки, веревки, счеты, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое). Из природных материалов используются сосновые и еловые шишки, орехи, крупы, бобы, семена растений, песок, веточки, брусочки, круглые спилы.
     Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности в работе с детьми. Упражнения с нетрадиционными и природными материалами включаются в индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, которые построены по принципу интеграции образовательных областей. Задачи по развитию речи включены не только в область «Развитие речи», и в другие области, например, «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Природные материалы используются для выполнения динамических игр, музыкальных распевок, логоритмических упражнений и для тренировки мелких мышц кисти.

Упражнения с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

 -развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

-развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

-развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Такие занятия способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитанию усидчивости, формированию учебной мотивации и познавательного интереса. Природный материал помогает снять эмоциональное напряжение у детей.

В основе работы с природным материалом лежит метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ограниченными возможностями здоровья характерна быстрая утомляемость и снижение интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, синтезировать и систематизировать полученные знания.

Для обучения грамоте, а точнее, для знакомства детей с понятием "слово" и его протяженностью; научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; сформировать навыки анализа и синтеза слогов, слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме. Дети учатся с помощью фишек (камушек, шишек, палочек и т.п.) выкладывать слоговую схему слов. Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они хлопнут в ладоши. МАК -1 слог, МАМА – 2 слога, МАШИНА- 3 слога и т.д. Также дети учатся составлять предложения с заданным количеством слов. Слова изображены, например, веточками или палочками. В упражнении «Камень-вата» дети учатся различать твердые и мягкие согласные звуки и соотносить звуки с символами (камнем - ватой). В упражнении «Куда перелетела бабочка?» дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки.

Как дидактический материал при знакомстве детей с буквами и обучении чтению можно использовать буквы, написанные на камнях или сшитые из фетра.

- Формирование лексико-грамматического строя речи, в том числе, умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы. Природный материал позволяет поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков, способствует расширению словарного запаса. Например, в упражнении «Подбери действия» дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету (по количеству фишек).

- Формирование звуковой культуры речи и графо-моторных навыков

Использование игровых приемов на индивидуальных занятиях способствует развитию познавательного интереса детей к речи, увлекает, вызывает положительные эмоции. Задания с нетрадиционными и природными материалами (бусы, счеты, веревочки, палочки, камни, шишки, брусочки, часы, колокольчик, вата, поролон, семечки, фасоль и т.д.) направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей. Для этого разработаны комплексы упражнений с шишками, веточками, брусочками, веревочками. Например, «Волшебная веревочка» помогает ребенку проговаривать слоги, слова с заданным автоматизированным звуком, а также произносить предложения, чистоговорки, наматывая веревочку (или ленточку) на пальчик или проводя пальцем по веревочке, как по дорожке лабиринта. Упражнения «Кнопочки» заключаются в проговаривании слогов (слов) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на "кнопочку" (наклеенные скорлупы орехов, камни, ракушки и т.д.). Из веточек и брусочков дети выкладывают «дорожки», «заборчики», «узоры» вертикально и горизонтально, поочередно, с одновременным проговариванием слогов и слов с заданным звуком. Также дети могут перебирать крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, косточки на счётах, прокатывать ребристое колечко, проговаривая речевой материал. Для развития мелкой моторики рук можно использовать еловые и сосновые шишки: сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, воздействовать на кончики пальцев и ладошки постукиванием и вращательными движениями, прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.  Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, сушеными бобами, фасолью, косточками абрикоса или персика.    

-Для развития речевого дыхания у детей можно использовать игры и упражнения в игровой форме: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки, дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки, пускать мыльные пузыри. Активно используются пособия «Музыка ветра» из природных материалов, изготовленные родителями воспитанников на организованном мастер-классе.

Благодаря родителям, их участию в различных формах активного взаимодействия: творческая мастерская, родительский клуб, гостиная, практикум по изготовлению нетрадиционных пособий, логопоход для сбора природных материалов, расширяется развивающая предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете и речевом центре группы для занятий с детьми.

В результате систематического использования разнообразных практических методов и приёмов с нетрадиционными и природными материалами на занятиях с детьми, ответственного взаимоотношения и взаимодействия семьи и дошкольной организации, у детей формируется интерес к занятиям по развитию речи, появляется самоконтроль собственной речи и более эффективно развиваются все стороны речи.

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.