12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хряпкина Ирина Николаевна699
Россия, Краснодарский край, Ейск
Материал размещён в группе «Все для воспитателя»
4

"Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Наблюдая за детьми в разных видах деятельности, я увидела, что есть проблемы в развитии речи почти у всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют поддерживать диалог, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать, их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой.

Все это привело меня к мысли о том, что есть необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. На мой взгляд, для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста наиболее действенным средством является мнемотехника.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает обучение в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка во время прослушивания текста, позволяет быстро запомнить текст.

Цель обучения с использованием мнемотехники не только развитие речи, но и развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания и воображения.

С помощью мнемотехники решаю следующие задачи:

– развитие связной речи;

– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

– развитие у детей сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Начинала работу с простейших мнемоквадратов, затем переходила к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Например: «Осенний лист».

Мнемодорожка – это таблица из четырёх и более квадратов, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ.

Например: «Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик».

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Пример, использования мнемосхемы для заучивания стихотворений: «Осень, осень к нам пришла

Всем подарки принесла:
Желтые листочки,

Вкусные грибочки,
Овощи и фрукты,

Хлебные продукты!

Использую мнемотаблицы:

- при составлении рассказа;

- при пересказе сказки, рассказа;

- при заучивании стихотворения.

Работа с воспитанниками по мнемотаблицам проводится мною в три этапа:

- на первом этапе: рассматриваем таблицу и разбираем, что на ней изображено;

- на втором этапе: осуществляется перекодирование информации, разбираем, что означают символы, переводим их в образы;

- на третьем этапе: осуществляется пересказ произведения или рассказ по заданной теме.

Например, предлагала детям пользоваться готовой мнемотаблицей при заучивании отрывка стихотворения Юлиана Тувима «Овощи». Сначала сообщила о заучивании стихотворения, познакомила детей со стихотворением, предложила мнемотаблицу, рассмотрели символы в каждом квадрате, обсудили, что означает каждый символ, рассказывала стихотворение, дети договаривали окончания фраз, затем прочитали стихотворение с опорой на символы хором, дальше дети индивидуально рассказывали стихотворение по таблице, запоминали и рассказывали наизусть без опора на таблицу.

При составлении описательного рассказа по мнемотаблице о предмете, или времени года, предварительно рассматриваем и описываем объекты (или раздаю картинки), затем рассматриваем символы в квадратах таблицы, обсуждаем то, что они означают, даю детям образец описательного рассказа, затем ребёнок самостоятельно с опорой на символы составляет описательный рассказ.

Обучая пересказу знакомой сказки, медленно читаю сказку вслух и рисую мнемотаблицу (или использую уже готовую мнемотаблицу, постепенно в процессе чтения сказки открывая ее квадраты). Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, кото­рое «завязано» вокруг главных героев. В мнемотаблице схематично, но узнаваемо для детей изображаются персонажи сказки, явления природы, некоторые действия. Потом несколько детей пересказывают сказку, используя мнемотаблицу.

С детьми мы составляем мнемотаблицы в различных игровых ситуациях.

Даю детям таблицы с пустыми клетками, которые им нужно заполнить по памяти, нарисовав в них картинки каждую в своей клеточке.

Например, при заучивании стихотворения Владимира Степанова «Что мы Родиной зовём?» Рассказываю детям стихотворение. Затем дети воспроизводят содержание с помощью карточек-картинок, которые выставляю на мольберт. Я задаю вопрос, а дети отвечают, пользуясь картинкой. Предлагаю нескольким детям рассказать самостоятельно стихотворение, опираясь на картинки. Дальше я предлагаю детям текст этого стихотворения закодировать, спрятать в рисунки. Объясняю, что вопросы уже закодированы, а надо спрятать в рисунки ответы, в каждой клетке – один рисунок. После того как дети заполнили рисунками таблицу, предлагаю хором по рисункам восстановить текст стихотворения, потом дети по желанию рассказывают стихотворение индивидуально.

Так же самостоятельно дети зарисовывали мнемотаблицу, когда заучивали стихотворение Евгении Трутневой «Первый снег». Вспоминали и рассказывали содержание по строчке, одновременно обсуждая, что будем рисовать в каждом квадрате и рисовали. Когда мнемотаблица была завершена, дети рассказывали стихотворение хором и индивидуально.

Также дети могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирают образы или символы.

В работе с воспитанниками пользуюсь готовыми схемами педагогов, но изменяю и совершенствую их по-своему.

Мною была собрана картотека мнемотаблиц для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, бытовой технике, одежде, транспорте, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, профессиях, о временах года.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас.

Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ.

Для расширения знаний родителей провожу практические консультации по темам «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотаблиц для развития связной речи ребенка». Для родителей были изготовлены памятки «Как составить мнемотаблицу».

В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми в группе компенсирующей направленности: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за воспитателем текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. 

Опубликовано в группе «Все для воспитателя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.