Конспект урока по русскому языку в 1 классе на тему «Буквы Я, я»

1
0
Материал опубликован 30 January 2023

Тема урока : "Буквы Я, я."

Цель урока

Познакомить учащихся с новой йотированной буквой Я, я, особенностями этой буквы6 обозначает два звука [й][а], если находится в начале слова или после другой гласной и обозначает мягкость предшествующего согласного звука; формировать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения слов, предложений; обогащать словарный запас; прививать внимание к слову, его произношению, интерес к чтению, чувство ответственности за выполняемую работу; учить работать с текстом, отвечать на вопросы; работать индивидуально, фронтально, в парах.

Вид урока

Открытие новых знаний.

Термины и понятия

Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные, двойная роль буквы, звуковая схема слова, изменение слова, пословица, ребус.

Планируемый результат

Предметные умения

Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова, давать характеристику звуку, определять какие звуки обозначает буква Я в словах, если находится в начале слова или после другой гласной. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Определять место новой буквы на «ленте букв». Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с я. Делать вывод (под руководством учителя): если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [’а], то пишется буква я. Обозначать буквой я гласный звук [’а] после мягких согласных. Распознавать слова, которые обозначают один предмет и много предметов.


Метапредметные (УУД)

Познавательные: установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; читать слоги, слова, предложения и тексты с буквой Я, наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. ученик научится делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях, группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных).

Регулятивные: освоение способов определения гласного звука, принимать и сохранять учебную задачу; планировать и контролировать свои действия в процессе выполнения задания; обнаруживать и исправлять ошибки; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию, ответ на вопрос; формирование умений слышать и слушать, объяснять значение слов, осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем. Выполнять правила работы в малой группе, в парах.

Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. Оценивают поведение героев текстов. Анализируют и оценивают внутренний смысл пословиц.





Межпредметные связи.

Математика, окружающий мир, технология ( умение устанавливать соответствия).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная в парах.


Ресурсы: Азбука 2 часть с. 24-26, презентация, карандаши, индивидуальные карточки с заданием.

ХОД УРОКА.


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учеников

УУД

I. Организационный момент.

Как мы дружно, весело живём,

Учим буквы песенки поём.

Школа - наш родимый дом.

Друг без друга мы не проживём!



II. Эмоционально- волевая регуляция.

Учитель читает стихотворение М. Скребцовой.

Скромность украшает нас

Каждый миг и каждый час.

Где же нам её достать?

Мы хотим прекрасней стать!

На базаре? В магазине?

На какой она витрине?

В сердце и в душе она,

Жаль, частенько не видна!

- О чём это стихотворение?

- Какого человека называют скромным?

Скромный - сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый; умеренный, простой и пристойный.










О скромности!

Ответы детей.


III. Развитие речевого аппарата.

1. Артикуляционная разминка. Упражнение "Рыбки".

(Поставив указательные пальцы около уголков губ и сдвинув их навстречу друг другу, открывать и закрывать рот.)

2. Дыхательная гимнастика. Упражнение "Теплый воздух".

( Вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Упражнение повторить 5-6 раз подрят, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.)

3. Работа над дикцией. Упражнение "Песня воробья".

( Учитель показывает картинку с изображением птицы. Петь нужно очень чисто и звонко, но не кричать.)

Чиу- чиу, чирик- чик- чик!

Чик- чирик, чья- чьё- чью!





IV. Актуализация знаний.

Цели:

- организовать актуализацию умений различать звуки, буквы.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности


- Назовите гласные звуки и их признаки.





- Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных.


-Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных.


- Какие звуки обозначают буквы е и ё, если стоят в начале слова или после гласных?

Произносятся с голосом, при произнесении воздух во рту не встречает преград, образуют слоги.


( Буквы а, о, у, ы, э.)


( Буквы е, ё, и)


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные

УУД).


V. Мотивационно- целевой этап.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;



- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.



Учитель читает стихотворение Б. Заходера.

Всем известно:

Буква Я

В азбуке

Последняя.

А известно ли кому,

Отчего и почему?

- Неизвестно?

- Неизвестно!

- Интересно?

- Интересно!

- Ну, так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас

Буквы.

Жили, не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится,

Там и дело спорится.

Только раз всё дело стало

Из- за страшного скандала:

Буква Я

В строку не встала,

Взбунтовалась

Буква Я.

- Я,-

Сказала буква Я,-

Главная -заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла Я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю

На виду!

Говорят ей:

- Встань на место!

Отвечает: - Не пойду!

- Что вы можете сказать о поведении буквы Я?

Это стихотворение имеет продолжение. Кому стало интересно, чем всё закончилось, прочитайте его дома до конца вместе со взрослыми, а завтра поделитесь тем, что вы узнаете, с одноклассниками.

- Какие цели поставим перед собой на уроке?








































Она вела себя очень нескромно.




Узнать какие звуки обозначает буква я.

(Коммуникативные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме.

VI. Работа по теме урока.



















































Физкультминутка.

- Отгадайте загадку.

Круглые, зеленые на дереве растут,

Как бочок краснеет, тут их и сорвут.

Сладкие и спелые соберут в корзинку.

Все на вид красивые, прямо как с картинки.

- Какие слова помогли вам отгадать, что это яблоки?

- Посмотрите на "волшебный рисунок". Что растет на ветке?

-Произнесите это слово медленно.

- Назовите первую букву в этом слове.

- Какие звуки она обозначает?

-Как пишется буква Я? Найдите подсказку на "волшебном " рисунке.

- Покажите букву Я на ленте букв.

- Назовите слова, которые начинаются на букву Я.



-Разгадайте ребус.

- Какая буква стоит в начале этого слова?

- Как она произносится?

- Какие ещё буквы есть в этом слове?

- Какие звуки они обозначают?

- Сколько букв в слове "яма"? Сколько звуков?

- Почему количество звуков больше количества букв?

- Какие ещё буквы обозначают два звука?

-Прочитайте пары слов.

- Что обозначают слова первой пары?


- Что такое яблоня?

- Какую яблоню называют дикой?




- Когда буква Я обозначает два звука?

- Кого вы видите на рисунке ниже?

- Что они делают?

_ что можно понять по выражению их мордочек?


- Как вы думаете, почему они ссорятся?


- Какие черты характера, эмоции они проявляют при этом?

- Как вы думаете, смогут ли они найти разумное решение, если будут продолжать ссориться?

( Чтение текста "Яблоня" по цепочке.)

- Где росла яблоня?

- Кто увидел яблоко?

- Почему заяц не смог сорвать яблоко?

- Как яблоко оказалось у ежа?

- Что произошло дальше?

- Кто подсказал разумное решение?

- Как он посоветовал поступить?

- Что сделал заяц?

- О чём это говорит?

- Что поняли зайчик, ворона и ёж? Прочитайте пословицу.


Будем прыгать как лягушка!

Будем прыгать как лягушка!

Чемпионка- попрыгушка!

За прыжком- другой прыжок!

Выше прыгай- ка , дружок!

Ванька- встанька!

Ванька- встанька!

Приседай- ка- приседай-ка!

Непослушный ты такой,

Нам не справиться с тобой!


(стр. 26)

- Прочитайте слоги парами, понаблюдайте и сделайте вывод.

- Что вы заметили?


- Почему так происходит?



- Какой звук обозначает буква Я, если стоит после согласного звука?

( Игра "Кто быстрее?". Чтение слогов и слов с буквой Я.)

- Какую работу выполняет буква Я в слове, если стоит после согласного звука?


Яблоки.





Яблоко.


Я

( Й,а)




Яша, ябеда, Яна, яблоня, ярмарка, ясный, ястреб...)


Яма





Буква Я обозначает два звука.



Один предмет и много предметов.


Фруктовое дерево, на котором растут яблоки.

Ту, которая сама растет, без ухода человека.


В начале слова и после гласных.


Они ссорятся, злятся.


Не могут поделить яблоко.



Жадность и злость.




























В одних слогах согласные читаются твердо, а в других- мягко.


Буква а означает твердость согласных, а буква я - мягкость.


Звук а.



Обозначает мягкость согласного звука.






Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

VII. Рефлексивно- оценочный этап.

- Какой звук обозначает буква Я в начале слова и после гласных?

- Какой звук обозначает буква Я после согласных?

- На что указывает буква Я, если стоит после согласного звука?

- Оцените свою работу на уроке.



































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.