Конспект урока русского языка в 1 классе «Звуки и буквы»
Разработала учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с.Майское»
Тангиева Хулимат Хусеновна
Конспект урока русского языка в 1 классе УМК «Школа России»
Тема: Звуки и буквы.
Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв.
Задачи:
1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;
2) называть буквы, обозначать звуки на письме.
3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы
4) воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель: Сегодня совершим путешествие в страну «Буквы и звуки».
Путешествие будет веселым и интересным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые встретятся вам на пути. А справиться с этими заданиями вам помогут верные помощники. Назовите их.
Дети: Внимание и память
У: А ещё хорошая дисциплина. Ведь на борт самолета берутся самые надежные товарищи, самые ответственные люди. Девизом нашего полета станет пословица
Дети читают хором: «Без букв и грамматики не учатся даже математики».
- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
2. Актуализация знаний.
1) Игра «Угадай звук»
- Послушайте стихотворение и попытайтесь догадаться, кто какие звуки не выговаривает?
Мимо сада не спеша
Шли четыре малыша.
- Поиграем.что ли, в пятки!
- Луссе мячик на площадке!
Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поиграть!
В пятки, в вунки поиграть!
В пятки, в вунки -что такое?
Ничего не разобрать!
- Какие звуки не выговаривают малыши? (Первый малыш не выговаривает звук (Р), второй – шипящие звуки, а третий звуки (Р) и (Л))
II. Самоопределение к деятельности
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Сегодня будем говорить о звуках и буквах. Откройте учебники на стр. 45, прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?
3. Чистописание.
Словарная работа.
На доске: Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.
- Выпишите в один столбик слова, которые пишутся с большой буквы, в другой столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы.
Какие слова напишем с большой буквы? Почему?
4. Изучение нового материала.
1. Беседа.
В древности, чтобы написать какое-либо слово, человек наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
В день весенний у ворот
Наконец растаял мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Я нашёл огромный грипп,
Но простыл – противный гриб.
- Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.
- Что мы произносим и слышим? (Звуки)
- Что записываем и видим? (Буквы)
Физкультминутка.
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
5. Работа по теме урока.
1) Прочитайте загадку
Всегда на двух я берегах,
Повис я, стоя на ногах.
- Отгадайте. (Мост)
- По каким признакам вы догадались?
Запишите отгадку.
- Произнесите звуки. Сколько звуков в этом слове? (Четыре)
- Назовите буквы. Сколько букв в этом слове? (Четыре)
- Что можно сказать? (В этом слове звуков и букв поровну)
- Давайте вспомним, как мы обозначаем звуки, выполняя фонетический разбор? Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?
2) Работа в парах: на карточках.
-Укажите звуковую транскрипцию предложенных слов:
Ёж –
Дед –
Книга –
Лисица –
Утюг –
- Почему не всегда количество звуков и букв не совпадает в словах?
Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:
- Ь и Ъ – звуков не обозначают;
- Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;
- Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.
- А для чего нам все это нужно знать? (Ответы детей)
6. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
Прочитайте правило рядом с красной чертой на стр. 24 учебника.
- Что такое звуки?
- Что такое буквы?
- Закройте учебники, перескажите правило соседу. Выучите его дома.
№ 41 (стр. 24-25)
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Возможно получатся разные слова: палка -галка, полка, балка, пилка).
- Назовите буквы, которыми различаются слова. Подчеркните их.
7. Рефлексия.
- Чем отличаются звуки от букв?
- Как обозначаются звуки на письме?
- Оцените свою работу на уроке.
(На столе смайлики с разными выражениями. Выберите и поднимите тот смайлик, который подходит вашей работе на уроке).
- Дети, как вы думаете, какой получился у нас урок?
- Спасибо вам за работы. Все хорошо поработали.
Перминова Елена Федоровна
Тангиева Хулимат Хусеновна