Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса; эмоциональный настрой на урок Задачи: создание условий для возникновения у обучающихся потребности включения в учебную деятельность. | -Почему на небе тучи? Почему ежи колючи? Почему снежинка тает До ладошки долетая? Почему звезда упала? Почему я знаю мало? Видно надо не лениться, А учиться и учиться В мире много интересного, Нам порою неизвестного . Миру знаний нет предела Так скорей, друзья за дело! - Я приглашаю вас вместе со мной открыть ещё одну тайну русского языка Слайд 1 | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе,
Правила правильной посадки |
II. Актуализация опорных знаний. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний» Задачи: выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося | Игра «Найди лишнее» - На парте карточки белого цвета Найдите в каждой строчке лишнюю букву и зачеркните её. - А, О, Н, Е, У, И, Ы - К, Б ,У, Д, Т - К, С, Р, Т, П - Н, М, Б, В, С,,З Слайд 2 - У, И, О, Е, А. Ы, Проверка по слайду. Назовите буквы, объясните свой выбор. Что это значит «хитрая» буква? | Рассматривают буквы, выделяют среди них лишние, объясняют:
Н –согласная У – гласная Р – звонкая С – глухая Е –«хитрая» Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного; один звук после мягкого согласного. |
III. Постановка учебной задачи Создание проблемной ситуации. Вызов. | - Сегодня на урок к нам пришли две подружки. А вот как их зовут вы скажите мне в конце урока. Итак, продолжаем урок. Я предлагаю вам послушать и отгадать загадки. 1. Круглое, румяное, С дерева достану я На тарелку положу «Кушай, мамочка, скажу!» (яблоко) Слайд 3 2. Острый, как бритва, Сладкий, как мёд, И друга отыщет, И врага обретёт (язык) 3. Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил её за хвост, но – ах! – Удрала, а хвост в руках. (ящерица) - Что общего у этих слов? - Сформулируйте тему урока. Слайд 4 - Какие цели поставим перед собой?
- А кто из вас знает букву Я? Покажите её на веере. (3 чел. у доски) - А сейчас послушайте сказку про котёнка Яшку. Будьте внимательны! Мы проведём соревнование между рядами. Узнаем, какой ряд запомнит больше слов с новой буквой. Я хочу узнать - Кто самый внимательный? Учитель читает сказку «Яшка ябеда» -Встаньте те ребята, у кого в имени есть буква Я Откройте учебник на с. 111.) Проведём небольшое исследование. Прочитайте слоги (вя, мя, тя, дя, ля, ря) а 1.Гласный ? согласный Её место на ленте букв.
- Теперь поменяем буквы местами, буква Я встала впереди согласной. Прочитайте слоги (яв, ям, ят, яд, ял, яр)
- Какой вывод мы можем сделать? - Какой звук мы слышим в начале слога й а - Прочитайте вывод в учебнике с.111 - Ответим на второй пункт нашего алгоритма (инструкции) Ударный ? безударный
2. Ударная ? безударная Для этого нужно составить схему слова.
|
Подготовленные дети загадывают 3 загадки.
- Начинаются на букву Я - Буква Я -Познакомимся с новым звуком -Научимся выделять звук из слова . . . - Научиться обозначать его и печатать - Научимся читать слова с этой буквой Печатают Яя Яя Яя Дети слушают и стараются запомнить как можно больше слов с буквой Я.
Подводят итоги
Встают и называют своё имя - читают слоги. (вя, мя, тя, дя, ля, ря) Буква Я даёт звук А и даёт команду произносится согласным мягко
(гласный, даёт команду согласным произносится мягко )
- буквы поменяли местами - читают по очереди слоги (яв, ям, ят, яд, ял, яр) Буква я даёт два звука слияние мягкого согласного и гласного А ( ЙА)
- гласный, потому что воздух изо рта выходит, не встречая препятствий Узнать какую команду даёт согласным буква Я, для этого надо составить схему слова |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение звуков [й’а] и [а] (сл.5-7) | - Работа в группе) Отгадаем ребус и составим схему слова. .Составим схему слова ЯБЛОНЯ Слайд 5
А давайте проверим правильно мы составили схему к слову или нет. Откроем учебник с. 111 Ещё раз прочитаем вывод на с. 111 Слайд 6 - Читать слова с буквой Я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Когда мы ее называем, то произносим два звука [й’а], а когда она после согласной то произносим звук [а]. Дополняем кластер 2. Ударная или безударная | Отгадывают ребус; вместе с учителем составляют схему слова ЯБЛОНЯ
Правильно Читают вывод Читают
Буква Я может быть ударная , а может быть безударная |
Физкультминутка | На болоте две подружки - Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Слайд 7 Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям - физкульт-привет! | Выполняют движения под руководством учителя |
2. Чтение слогов слияний и слов | – Посмотрите на слова (яблоки, яблони, Зоя, Рая). – Прочитайте и скажите сколько звуков обозначает буква Я в этих словах Работа в парах Карточка (голубой цвет) Слайд 8 Россиятсбкофмамадвсаипапабчьосестрапр Родинаопъдомэюятпрсадлрдяблонирёйгтр | - читают по очереди - находят -объясняют
Россия, мама, папа, сестра Родина, дом, сад, яблони |
4. Работа с текстом (учебник, с. 111) | – Прочитайте текст, соблюдая интонацию. –Как называется наша страна? - Что будет расти в саду? -Какой звук мы слышим в начале слога
- Чему рада вся семья? Назовите слова из текста, где буква Я обозначает 1 звук. Назовите слова, где буква Я обозначает 2 звука. | Читают текст. - Россия – Сливы и яблони. Повадили сад, украсили свою страну, нашу планету. |
4. Работа с картой (учебник, с.110) | - Рассмотрите карту, Это изображение нашей страны. Что вы видите на карте? Слайд 9 - Что это за город? | Рассматривают карту - Москва -столица России |
Физкультминутка |
| Выполняют движения согласно заданию |
VI. Закрепление знаний и способов действий
| Контрольный срез.(красная карточка) Над слова, где буква Я обозначает 1 звук напишите цифру 1, над словами, где буква Я обозначает 2 звука напишите цифру 2 Слайд 10 Мята, якорь, ряд, армия, ребята (1,2,1,2,1) - Положите перед собой белую карточка, ниже положите карточку синего цвета, ещё ниже – карточку красного цвета. - Что у вас получилось? (российский флаг) Российский флаг Слайд 11 |
|
Проектная деятельность |
Защита проекта «Буква Я» | Горохова Ульяна с проектом «Моя любимая буква» |
Дополнительно
VI. Закрепление знаний и способов действия
1. Работа с пословицами (учебник, с. 110) | Прочитайте пословицы. - Объясните смысл пословиц. - Русские трудом славны. (издавна русский народ славился трудолюбием) - Жить – Родине служить (Русский человек не может жить без Родины. Вот и возникла пословица. Служить, значит защищать, быть воином, солдатом. Служить в армии. Но служить можно и без оружия. Служить - значит посвятить всю свою жизнь благополучию Родины. Всякому мила своя сторона (прежде всего любой человек любит свою Родину, свой родной край, места в которых он родился и вырос. И как бы нам не нравилось на чужбине, какие бы красивые места там не были и насколько интересной природа там не представлялась, для всех нас милее всего леса, речки и озера родного края. ... - Найдите в пословицах слова с буквой Я (2) | -читают - объясняют,
подсчитывают |
VII. Рефлексивно-оценочный | - Что мы узнали о букве Я? Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. - Подумайте, как вы сегодня работали на уроке, все ли было для вас понятно? «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
1.Ребята, которые работали активно, правильно выполнял все задания помещают свои фото на верхнюю ступеньку 2.Ребята, которые активно работали на уроке, но допускал ошибки, помещают свои фото на вторую ступеньку 3 Ребята, которые могли работать лучше, помещают свои фото на нижнюю ступеньку. Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы учителя
Оценивают свое участие в работе на уроке |
Голдина Лилия Вильевна