Урок русского языка на тему «Слово, предложение и текст в речевом общении» (2 класс)
Бянкина Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 28 г. Томска
Технологическая карта
«Русский язык, 2 класс»
Авторы: Климанова Л.Ф. Бабушкина Т.В.
Тема: «Слово, предложение и текст в речевом общении»
Цели и задачи деятельности учителя |
Сформировать у учащихся четкие преставления о предложение и тексте; -совершенствовать умения делить текс на предложения и различать, где текст, а где просто набор предложений; -продолжить формирование умений логически мыслить; применять полученные теоретические знания на практике; -учить анализировать, чем текст отличается от предложений; -развивать устную и письменную речь; -закреплять умения правильно оформить предложение на письме и в устной речи; применять изученные правила для объяснения орфограмм; -упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе выполнения заданий. |
Тип урока |
Урок повторения и систематизации изученного материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями); Научатся делать общие выводы о пройденных темах. Получат возможность научиться: безошибочно определять, где написан текст, а где предложения Метапредметные(компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность): Познавательные - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать, группировать и обобщать при выполнение заданий; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; Коммуникативные - развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи. регулятивные – оценивать свои достижения на уроке. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Основные понятия |
Текст, предложение. |
Методы и формы обучения |
Объяснительно – иллюстративный; фронтальная, парная, групповая, индивидуальная |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, изобразительное искусство |
Образовательные ресурсы |
Печатные пособия (карточки с текстом) |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежуточный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к повторению изученного материала. |
Приветствует обучающихся, представляется, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на повторение изученного материала. -Ребята, посмотрите на солнышко. (На доске изображение солнышка) Скажите, у кого из вас такое же настроение? -Молодцы, и пускай наше солнечное настроение останется с нами до конца урока. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, отвечают на вопрос учителя. |
Фронтальная. |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться; правильно идентифицируют себя с позиций школьника. |
|
2. Повторение ранее изученного материала и его закрепление. |
Физ-минутка Физминутка Самостоятельная работа, самопроверка и оценка результата своей деятельности. |
-Ребята, открываем тетради и записываем дату, классная работа. - А теперь послушайте, что я вам сейчас расскажу. Буратино вместе с Мальвиной пришли в школу. У доски Буратино попросили прочитать маленький рассказ (учитель читает рассказ быстро) -Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. -Ребята, вам было понятно что сейчас прочитал Буратино? -А теперь этот же рассказ прочитает Мальвина.( учитель читает медленно, с остановками) - Ребята, а теперь вам было понятно, что сейчас прочитала Мальвина. - Почему вам было понятно, когда рассказ читала Мальвина, а не Буратино? - Наша речь состоит из отдельных частей, отрезков. И в каждом из этих частей говорится о ком-то или о чем-то. Как называется слово или группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль? Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.) Учитель открывает доску с написанным текстом и говорит: - На доске записан текст (Т_гренказвали (В)(в)аськойегопоймализ_мойнаб_регуоз_рар_дителит_гренкапогиблиохотникприне_ егод_мой.). -Как вы думаете какой недостаток в записи данного предложений? Теперь давайте вспомним, как правильно нужно записывать предложения. Для этого вы в парах друг другу назовёте эти правила, а затем проверим. - С какой буквы нужно начинать предложение? -Как пишутся слова в предложении? -Каким знаком заканчивается предложение? - Перед нами стоит задача, разделить на предложения то, что здесь записано, и вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Давайте найдем, где заканчивается первое предложение ,вставим пропущенную букву и раскроем скобки. С какой буквой будем писать слово т…гренок(и) а почему не с е? -А слово (В,в)аська? -А теперь проговорим предложение. -Оставьте пустую строчку и запишем на следующей первое предложение в тетрадь. Аналогично ведется работа и с остальными предложениями. Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки Распускают лепестки – раскрыть пальцы Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. – пошевелить пальцами Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук -Сколько предложений у нас получилось -Давайте попробуем доказать, что перед нами действительно предложение, (о ком говорится в этом предложение, что говорится о тигренке). -А кто может повторить, что мы называем предложением? -Можем ли мы назвать эти предложения текстом или нет? - А теперь давайте озаглавим текст, у кого какие предложения?( тигренок, Васька, найденыш). -Запишем заголовок текста в тетрадь там, где мы оставляли чистую строчку. Учитель раздает на парту по одному листочку с напечатанными предложениями(Спинка у него была коричневой, а брюшко белое На днях мы с друзьями видели воробушка на ветке. Он мило чирикал нам.) -Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в группах. Прочитайте что написано на листочке, можно ли эти предложения назвать текстом? -Почему? -Давайте расставим эти предложения, так что бы получился текст. У вас есть 5 минут. И затем проверим, какая группа сделает все быстро и правильно. - Как вы думаете, какое предложение должно быть первым? аналогично вопросы задаются к остальным предложениям - А теперь запишем правильно текст. (На днях мы с друзьями видели воробушка на ветке. Спинка у него была коричневой, а брюшко белое. Он мило чирикал, при этом нам). -Действительно, что бы перед нами оказался текст. Все предложения должны быть записаны по порядку. -Итак, ребята сейчас я каждому раздам листочки с таблицей, в которой верхняя строка это номер вопроса, который я вам буду читать, а нижняя это ответ, но ответ может быть только да или нет. 1. текст – это группа букв. 2. предложение – это слово или группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль 3. текст – несколько предложений связанных м/у собой по смыслу 4. предложение – это любые слова в которых есть буква а. 5. в конце предложения мы ставим запятую. 6. в конце предложения мы ставим точку, восклицательный или вопросительный знак. -Проверти свои ответы. Учитель на доске показывает верные ответы. Подводят итоги. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, ведут записи в тетради, повторяют движение за учителем. - Нет -Да -Потому что, она делала остановки и читала медленно -Предложение - Не видно где начало и конец предложений -Заглавной -Раздельно -Точкой, восклицательным и вопросительным знаком. -С буквой «и» -Проверочное слово тигр -С большой буквы -5 -Слово или группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль -Да они связаны между собой по смыслу и мы можем назвать это текстом -Нет -Потому, что предложения стоят не по порядку -2 Выполняют условия игры «Да или Нет» Сравнивают ответы, оценивают свою работ по предложенным критериям. |
Фронтальная. Парная Групповая Индивид. |
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя; дополнять и расширять имеющиеся знания; развивать умение синтезировать и систематизировать полученные знания; уметь применять изученные правила для объяснения орфограмм; развивать речь. Коммуникативные: слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. |
Устные ответы, письмо в тетрадь. |
3. Итоги урока. Рефлексия. |
Учитель раздает картинки солнышко и тучки. - Ребята поднимите картинку с солнышком, кому было все понятно, что сегодня проходили на уроке. А теперь, поднимите тучки, кому было трудно или не понятно, что мы сегодня проходили на уроки. Кому было не понятно или трудно дома ещё раз повторят, что такое текст и предложение, спасибо за урок. |
Поднимают картинки. |
Фронтальная. |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
Оценивание учащихся за работу на уроке. |