12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Надежда74 Материал размещён в группе «Русский язык и литература в средних классах» |
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Роль односоставных предложений в тексте»
МКОУ «Средняя школа имени В.И.Ерменеева с.Сабакаево»
Мелекесского района.
Технологическая карта.
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Роль односоставных предложений в тексте»
Учитель | Юреева Надежда Валентиновна |
Педагогический стаж | 31 год |
Категория | высшая |
Предмет | Русский язык |
Класс | 8 |
Тема урока: | «Роль односоставных предложений в тексте» |
Тип урока: | Повторение, обобщение и коррекция знаний |
Триединая дидактическая цель урока: | обучающий компонент : научатся различать виды односоставных предложений, отличать односоставные предложения от двусоставных, анализировать текст; понимать роль односоставных предложений в речи; строить монологическое высказывание на лингвистическую тему в научном стиле. развивающий компонент Регулятивные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала по определённым критериям, контролировать ответы одноклассников и выполнение собственных действий; управлять своей деятельностью, понимать и принимать учебные задачи. КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Познавательные УУД: . осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; воспитывающий компонент Личностные УУД: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; |
Методы обучения | Поисковый, эвристический метод |
Оборудование | Компьютер, экран, мультимедийный проектор, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме, тексты из рассказа В.П. Астафьева «Затеси». |
Основные понятия | Текст, тема, идея, типы речи, стили речи, эпитет, метафора, сравнение, градация. |
ФОПД | групповая, фронтальная |
Этапы урока, задачи урока | УУД, формируемые на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Прогнозируемый результат |
I. Самоопределение к деятельности. Задачи: Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности; Включить учащихся в деятельность по выявлению готовности. (1мин) | Регулятивные: - волевая саморегуляция Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: - положительное отношение к процессу познания. | Слайд 1. Добрый день, дорогие ребята. Прошу присаживаться. …………………… В листе оценивания вы будете выставлять баллы, полученные вами за каждый этап урока. (Приложение1) Приступаем к работе! | Эмоциональный настрой на урок. Проверяют готовность к уроку. Записывают в тетрадях число, классная работа. | Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений Задачи: 1. Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности 2. Создать затруднения в индивидуальной деятельности учащихся и организовать фиксацию затруднения самими учащимися (5мин)
| Регулятивные: понимание и принятие учебной задачи. Коммуникативные: умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Личностные: положительная мотивация к учебной деятельности | Организую коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации:что станет предметом изучения на уроке. Определяем цель деятельности и формулируем тему урока. Выявление уровня знаний и умений учащихся. Наша задача сегодня…(Открываю запись). Обращение к эпиграфу). «С русским языком можно творить чудеса». К.Паустовский. 1.Давайте запишем это предложение и выполним синтаксический разбор. 2.Итак, какое это предложение по строению грамматической основы? 3. Как вы думаете, что же станет предметом изучения на сегодняшнем уроке? 4.Запишем тему: «Роль односоставных предложений в тексте». | Выполняют синт. разбор предл., опред. вид. Работу выполняют коллективно, с комментированием с места. На основе этого определяют тему и задачи урока. С помощью проблемной ситуации осознают цель своей деятельности на уроке. По возможности минимизируйте фронтальную работу, вовлеките в деятельность всех уч-ся на данном этапе. | Принятие и сохранение учебной задачи. Выполнение учебно-познавательных действий, |
III. Этап построения выхода из проблемной ситуации Задачи: Организовать работу по постановке учебной задачи, и на этой основе - выбор способа и средств их реализации ( 9мин) | Предметные: формирование прочных знаний об особенностях односоставных предложений формирование практического навыка умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид; Личностные: формирование способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль результатов своей деятельности в форме сличения с эталоном Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | 1.Устанавливают соответствие: работа в парах. 2.Проверка по эталону. Критерии оценивания: установить соответствие между одн. предл. и способом выражения гл. члена(1-5б.) по 1 баллу за каждый правильный ответ 3.Напоминаю об оценивании. | Дети, работая в парах, устанавливают, чем может быть выражен главный член односоставного предложения. Проверяют, вносят коррективы. Оценивают. | Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям; |
IV. Этап первичного закрепления учебного материала Задачи: Организовать усвоение учащимися открытого ими нового знания (8мин) | Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль результатов своей деятельности в форме сличения с эталоном Коммуникативные: умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем | 1.Определите виды односостав.: работа в парах. 2.Проверка по эталону.(1-6б.) . виды односостав. 6 прежл: по 1 баллу за каждый правильный ответ 2.Напоминаю об оценивании. | Дети, работая в парах, устанавливают, чем может быть выражен главный член односоставного предложения. Определяют вид. Проверяют, вносят коррективы. Оценивают. | Осуществление совместной деятельности в парах Формулирование собственных мыслей Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям |
V. Включение новых знаний в систему деятельности учащихся. Задачи: Выявить уровень усвоения знаний и умений, способов деятельности. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. (12мин) | Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль результатов своей деятельности в форме сличения с эталоном Коммуникативные: умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем. Личностные: внутренняя мотивация к нахождению способов решения поставленных задач, к достижению успеха в учёбе, формирование целеустремлённости, желание совершенствоваться, реализовать себя. | 1.Работа в группах. Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. 1.Выразительно прочитайте. 2.Выделите грамматическую основу.-1б 3. ОПРЕДЕЛИТЕ типы односоставных предложений.1б. 4.Найдите выраз.средства.1б. 3.Проверка по эталону:1-3 балла. | Работают в группах. Памятка для работы в группах(на доске). Работать дружно Говорить тихо. Уметь слушать другого. Выполнить задание грамотно, правильно. Выделяют грамм. основы, определяют виды односост., выраз. Средства. Дети проверяют по эталону. Заполняют листы самооценивания работы в группе . Критерии-1-3 б. Делают выводы. | Осуществление совместной деятельности в группах. Формулирование собственных мыслей Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям; |
VI. Динамическая пауза Задача :Снятие усталости(1 мин) | ||||
VII. Контроль и самоконтроль Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Личностные: формирование способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других | 3.Самостоятельная работа с текстом – У Вас на столе текст из рассказа В. Астафьева «Затеси». Словарная работа: затеси. Дежурный по словарю. Запишем слово в составе словообразовательной пары. Синонимы. 1.Вставить пропущенные буквы. 2.Запишите номера односоставных предложений. 3.Определите виды односоставных предложений. 4.Запишите номер односоставного предложения, входящего в состав сложного. Проверка по эталону. 1.Вставить пропущенные буквы.-1б. 2.Запишите номера односоставных предложений.1-11б. 3.Определите виды односоставных предложений.1-11б. 4.Запишите номер односоставного предложения, входящего в состав сложного.-1б. ( 24балла) | Дежурный по словарю находит слово «затеси" Записывают слово в составе словообразовательной пары, подбирают синонимы Работают индивидуально. Вставляют пропущенные буквы, определяют виды односоставных. Дети анализируют, рассуждают, приходят к выводу. Оценивают себя. | Формулирование собственных мыслей Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям и выделение из ряда данных предложений определённого в учебной задаче вида. |
VIII. Подведение итогов урока Задачи: Организовать работу по самооценке учащимися результатов своей учебной деятельности, осознания метода построения и границ применения нового способа действия. (3мин) | Регулятивные: оценивание результатов своей учебной деятельности в соответствии с критериями,с заданным эталоном Личностные: формирование способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других | Подсчитайте общее количество баллов и определите свой уровень усвоения темы по следующим критериям: Базовый- менее 21-26 баллов Повышенный-27-33, Высокий-34-42 |
Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, Оценивают себя по критериям, определяют уровень. | Объективное оценивание результатов своей учебной деятельности в соответствии с поставленными задачами |
VIII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.(1мин) | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Коммуникативные: формирование умения точно выражать свои мысли Регулятивные: формирование умения осознавать качество и уровень усвоения знаний и в соответствии с этим выбирать дом. задание. | Учитель поясняет, как нужно выполнить разноуровневое задание Базовый: Из рассказа В.П. Астафьева «Долбят гору» выписать отрывок, содержащий односоставные предложения, Повышенный: +определить их вид. Высокий: +Выполнить анализ этого текста | Определив свой уровень, записывают дом. задание. | Принятие и сохранение учебной задачи. |