12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костив Людмила Васильевна1460
Учитель русского языка, литературы и начальных классов. Являюсь руководителем ШМО учителей гуманитарного цикла. Педагогический стаж- 41 год.
Россия, Удмуртская респ., с. Кременчуг г. Тирасполь Молдова (ПМР)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 "Кременчугская средняя школа"

Урок русского языка в 5 классе на тему

Формулы и слова речевого этикета

Составила учитель русского языка и литературы 

Костив Людмила Васильевна

 

Тема: Формулы и слова речевого этикета

(Практикум по культуре речевого общения)

Цели:

  • Познакомить учащихся с формулами речевого общения, учить использовать и соблюдать формулы и слова речевого этикета в различных ситуациях.
  • Развивать культуру речи.
  • Воспитывать доброе отношение к людям, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, телефоны, рисунки.

Ход урока

Открытие темы. Постановка учебной цели.

«Нам не дано предугадать

Как слово наше отзовётся

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Ф. Тютчев (Слайд №2)

Этикет - (фр. – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям. (Слайд №3)

- Сегодня на уроке мы проведём практическое занятие по культуре речевого общения.

(обращаюсь к слайдам, изображающим различную мимику человека, и таблицу «Формы и формулы речевого этикета»)

Проверка домашней работы - исследование учащихся по употреблению этикетных слов в селе: магазине, почте, школе.

Слово ребятам. Они знакомят с результатами своих исследований и разыгрывают диалоги.

Вывод: Наш речевой этикет, к большому сожалению, не всегда такой, как хотелось бы. Так что давайте учиться.

Практическая работа по карточкам с ситуативными заданиями.

(работа в группах)

Формулы благодарности:

а) Мухи – Цокотухи - за сапожки, за мёд: 

  Приходили к Мухе блошки, 
  Приносили ей сапожки… (Слайд №4)
  
  Приходила к Мухе 
Бабушка-пчела, 
Мухе-Цокотухе 
Меду принесла…  (слайд №5) 
  
  б) Учитель принёс тебе книгу, которую ты давно хотел прочитать… (варианты) 

  в) Мама приготовила очень вкусный ужин… (варианты)

Формулы просьбы:

- Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь просить: 

  а) Ты дежурный, но сегодня тебе нужно уйти домой пораньше… 
  б) Ты просишь одолжить линейку у друга… 
  в) Просишь маму купить тебе обувь… 
   г) Ты просишь уступить в автобусе место для своей бабушки… 
   Формулы приветствия и прощания:
  1)-Послушайте два диалога (прослушивание аудиозаписи): 
  а) - Алло. Позовите Мишу. 
  - Сейчас.
- Слушаю. 
  - Пойдём гулять. 
  - Нет, я ещё не сделал уроки. 
  - Жаль. Пока. 
  б) -Алло. Здравствуйте. Будьте добры, позовите, пожалуйста, Таню. 
-Сейчас. 
- Алло. Я слушаю.
-Таня, ты сегодня не была в школе. Как ты себя чувствуешь? 
- Я заболела. Спасибо. Сейчас мне уже лучше. 
- Мы бы хотели тебя навестить. Когда это можно сделать? 
- Очень рада, но доктор пока не разрешает.
- Выздоравливай. До свидания. 
 
2) Анализ прослушанных диалогов. 
3) Разыгрывание ситуаций: 
 
а) Маша звонит Тане, выясняя, по какой программе показывают мультфильмы. С чего начать разговор. Как лучше его закончить, какие «вежливые» слова должны прозвучать в этом разговоре? 
б) Саша звонит Серёже, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подходит мама Серёжи. Как в таком случае нужно начать разговор? 
в) Володя звонит заболевшему товарищу. Разыграйте этот разговор по телефону. 
г) Катя звонит маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор? Не забудьте извиниться: ведь вы отрываете людей от работы.
 
Выводы:

1.Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться. 

2.Обращаясь к кому- либо с просьбой, вспоминай почаще слова пожалуйста, извините,  будьте добры, спасибо. 

3.По окончании разговора не забудь попрощаться.

Формулы вежливого отказа:

- Не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть и не оскорбить достоинство человека, объясняют причину своего отказа, извиняются... В русском речевом этикете есть специальные выражения, с помощью которых смягчается отказ, это слова со значением сомнения, сожаления, раздумья: может быть, возможно, наверное, к сожалению и т.п.

Задание: На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом; в) дайте неопределенный ответ. Какие этикетные формулы вы будете использовать?

а) Как бы ты отказал Стрекозе, если бы был добрым.но не очень богатым Муравьём?

б) Ты попал в подводное царство и тебе предлагают сундук с великолепными сокровищами, но ты должен остаться там навсегда.

в) Ты - Карлсон, который живёт на крыше. И Малыш просит взять его к себе в гости. Как бы ты мог отказать ему?

5. (рисунок на слайде № 6) 

  - Ребята, дайте оценку этому рисунку. Прошу, чтобы высказывания о нём были не только обоснованными, но и деликатными. Ваши оценки не должны обидеть автора рисунка.
- Лена, тебе понравился рисунок Володи? 
-Нет. Я считаю, что он не умеет рисовать зверей. Заяц и лиса на себя не похожи. 
- Мне кажется, ты не совсем права. Я думаю, не всё уж так плохо. Например, у Володи хорошо получился домик. 

Вывод: Лена была слишком категоричной. (Она резко ответила на вопрос словом нет , а могла бы сказать не совсем понравился или Этот рисунок Володи мне понравился меньше, чем его другие работы.)

Комплименты:

а) Найдите подходящие комплименты для Змея Горыныча. 

б) Найдите подходящие комплименты для Кащея Бессмертного. 
в) Найдите подходящие комплименты для Бабы – Яги. (Слайды № 7-9)

Творческая работа «Если ты вежлив, то…»

Итоги урока.

-За один урок нельзя овладеть сразу всеми формулами речевого этикета, но, надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в речевом общении, будьте внимательны к слову:

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог
Касаются веков сквозные грани
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова. (Слайд № 10)

Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово спасибо – одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов.

Спасибо вам, ребята, за внимание и работу на уроке!

Здесь будет файл: /data/edu/files/e1461086557.pptx (Формулы и слова речевого этикета) 
 

Здесь будет файл: /data/edu/files/l1461279280.pptx ("Формулы и слова речевого этикета")
Опубликовано


Комментарии (1)

Федорова Людмила Ивановна, 06.05.16 в 07:30 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за хороший материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.