Урок русского языка в 5 классе на тему «Формулы и слова речевого этикета»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Кременчугская средняя школа"
Урок русского языка в 5 классе на тему
Формулы и слова речевого этикета
Составила учитель русского языка и литературы
Костив Людмила Васильевна
Тема: Формулы и слова речевого этикета
(Практикум по культуре речевого общения)
Цели:
- Познакомить учащихся с формулами речевого общения, учить использовать и соблюдать формулы и слова речевого этикета в различных ситуациях.
- Развивать культуру речи.
- Воспитывать доброе отношение к людям, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, телефоны, рисунки.
Ход урока
Открытие темы. Постановка учебной цели.
«Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовётся
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф. Тютчев (Слайд №2)
Этикет - (фр. – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям. (Слайд №3)
- Сегодня на уроке мы проведём практическое занятие по культуре речевого общения.
(обращаюсь к слайдам, изображающим различную мимику человека, и таблицу «Формы и формулы речевого этикета»)
Проверка домашней работы - исследование учащихся по употреблению этикетных слов в селе: магазине, почте, школе.
Слово ребятам. Они знакомят с результатами своих исследований и разыгрывают диалоги.
Вывод: Наш речевой этикет, к большому сожалению, не всегда такой, как хотелось бы. Так что давайте учиться.
Практическая работа по карточкам с ситуативными заданиями.
(работа в группах)
Формулы благодарности:
а) Мухи – Цокотухи - за сапожки, за мёд:
Приносили ей сапожки… (Слайд №4)
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла… (слайд №5)
в) Мама приготовила очень вкусный ужин… (варианты)
Формулы просьбы:
- Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь просить:
1.Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться.
2.Обращаясь к кому- либо с просьбой, вспоминай почаще слова пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.
3.По окончании разговора не забудь попрощаться.
Формулы вежливого отказа:
- Не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть и не оскорбить достоинство человека, объясняют причину своего отказа, извиняются... В русском речевом этикете есть специальные выражения, с помощью которых смягчается отказ, это слова со значением сомнения, сожаления, раздумья: может быть, возможно, наверное, к сожалению и т.п.
Задание: На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом; в) дайте неопределенный ответ. Какие этикетные формулы вы будете использовать?
а) Как бы ты отказал Стрекозе, если бы был добрым.но не очень богатым Муравьём?
б) Ты попал в подводное царство и тебе предлагают сундук с великолепными сокровищами, но ты должен остаться там навсегда.
в) Ты - Карлсон, который живёт на крыше. И Малыш просит взять его к себе в гости. Как бы ты мог отказать ему?
5. (рисунок на слайде № 6)
Вывод: Лена была слишком категоричной. (Она резко ответила на вопрос словом нет , а могла бы сказать не совсем понравился или Этот рисунок Володи мне понравился меньше, чем его другие работы.)
Комплименты:
а) Найдите подходящие комплименты для Змея Горыныча.
Творческая работа «Если ты вежлив, то…»
Итоги урока.
-За один урок нельзя овладеть сразу всеми формулами речевого этикета, но, надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в речевом общении, будьте внимательны к слову:
Вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово спасибо – одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов.
Спасибо вам, ребята, за внимание и работу на уроке!
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1461279280.pptx ("Формулы и слова речевого этикета")
Федорова Людмила Ивановна