12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Павлова Наталия Андреевна19
Россия, Иркутская обл., Усть-Илимск

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа г. Усть – Илимска»


















Урок русского языка в коррекционной школе VIII вида, варианта 1 Тема: Словообразование











Составила: учитель русского языка и чтения

Павлова Наталия Андреевна










Тема: Словообразование. Корень слова, однокоренные слова. Цель: научиться выделять общую часть однокоренных слов-корень.

Задачи: познакомить с основной частью слова - корнем; обогащать словарный запас учащихся (подбор однокоренных слов), закреплять умение определять общую часть однокоренных слов (корень).

Коррекционно-развивающие задачи: активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать учебные умения и навыки (умение работать с учебником, словарем, навыки контроля и самоконтроля, самооценки, навыки практической работы).

Воспитательные: воспитывать любовь родному языку, стране (родине), учить видеть прекрасное вокруг себя, сохранять природу.

Формируемые БУД:

Личностные: самоопределение; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в учебной ситуации:слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной и письменной форме; ставить вопросы, умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в поиске и выборе информации;

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осознанно действовать на основе разных видов инструкций по выполнению практических упражнений; осуществлять взаимный контроль в совместной детальности; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою деятельность.

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковый словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; рефлексия способов и условий действия.


Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята,

Мальчишки и девчата

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Начнем урок мы с повторения, с пройденной темы - предложение.

На доске записаны слова, из которых вам нужно составить предложение.

Слова: лес, воздух, очищать, может

В конце предложения вам нужно поставить соответствующий знак препинания, а затем выполнить синтаксический разбор полученного предложения (один человек работает у доски).

Ребята, какое предложение у вас получилось?

Какой знак препинания вы поставили в конце предложения и почему (выслушать желающих обучающихся; один ученик из класса проверяет выполненное одноклассником задание у доски).

Возможные варианты ответов детей:

1.Лес может очищать воздух!

2.Лес может очищать воздух?

3.Лес может очищать воздух.

Верно, ребята. Все ваши варианты знаков препинания возможны (слайд 1). Перечислите, как называются эти предложения по цели высказывания?


Прочтите, пожалуйста, эти предложения с той эмоциональной окраской, которая соответствует знаку препинания, поставленному в конце предложения (опрос нескольких обучающихся, остальные дети оценивают, справился ли с заданием их одноклассник(ца)).

Скажите, а вы согласны с утверждением, что «Лес очищает воздух»? (подвести итог сказанного).

Синтаксический разбор данного предложения у доски с объяснением (один обучающийся работает у доски).

Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал.

2.Актуализация знаний

Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие по миру нашего великого русского языка.

Вы любите путешествовать? Тогда приготовьтесь и настройтесь на увлекательное, познавательное путешествие. Отправляемся в путь.

Перед вами карта страны, куда мы сегодня направимся, прочтите, как она называется «Морфемика»(слайд 2). Кто из вас ребята знает такую страну в русском языке?

Страна «Морфемика» в русском языке обозначает раздел науки о языке, который изучает значимые части слова (слайд 3).

Именно эти части слова (назовем их городами) и спрятаны сейчас за вопросительными знаками на карте страны «Морфемики». Как называются эти города нашей страны, нам с вами предстоит узнать.

Первый город, в который мы с вами отправимся находится в центре страны (слайд 4).

t1682250992aa.gif

t1682250992ab.gif

t1682250992ac.gift1682250992ad.gif







Ребята, а кто знает, как называется главный город любой страны? (столица).

А как называется столица нашей страны России? (Москва) (слайд 5).

Скажите, пожалуйста, а вы знаете, почему главный город любой страны называется столица? Что означает это слово? (выслушать мнение обучающихся, один человек зачитывает определение из толкового словаря Ожегова).

Молодцы, ребята.

Москва – это центр нашей страны, где размещаются высшие органы государственной власти, которые принимают важные решения, от их решения часто зависят и другие города (слайд 6).

Ребята, а ведь русский язык тоже также устроен. В нашей импровизированной стране Морфемике, есть тоже такой город, от которого зависят остальные города, а как он называется вы сейчас узнаете, выполнив следующее задание.

На доске изображено дерево, точнее, только ствол (без веток, листьев, корней). Скажите, пожалуйста, ребята, чего не хватает нашему дереву? (дети выходят к доске и дорисовывают или приклеивают недостающие части дерева). А что самое главное у дерева ребята? (корень) Почему? (корень дает жизнь дереву и т.д.) (слайд 7). Верно, молодцы.

Кто из вас ребята сейчас может сказать, а как в русском языке называется часть слова, без которой ни одно слово не сможет существовать?

Действительно, в русском языке это часть слова называется корень.

Попробуйте ребята сравнить, корень дерева и корень слова, что их может объединять? (учителем ведется запись на доске).

Именно с этой частью слова мы с вами сегодня и познакомимся в стране «Морфемике».

На слайде появляется фраза (эпиграф к уроку):

Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть.

На карте страны Морфемики открывается название ее столицы - корень (там же отмечается как он выделяется на письме).

3.Мотивационный этап

Сообщение темы урока.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

Ручку в руку вы возьмите,

Аккуратно пропишите

Букву я и слоги ня, мя.

Запишите слова, в которых встречается сочетание этих букв (мяч, песня).

Запишите в тетрадь тему нашего урока: корень слова.

Как вы думаете, каковы цели нашего путешествия? (Познакомиться с корнем слова, научиться выделять его в словах).

Введение в тему урока.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Работа над определением “корень слова”.

Откройте учебник на странице 54 (чтение диалога грамматики и корня по ролям, разбор диалога).

Выяснение лексического значения слова корень (работа с толковым словарём С. И. Ожегова, один из учащихся находит определение и зачитывает).

Запишите, пожалуйста, в тетрадь определение, которое вам нужно выучить (Слайд 9).

Корень – это главная, общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.

Давайте вернемся сейчас с вами к нашему дереву. Ребята, а где растет дерево? (в лесу, то есть там его корни, там оно растет)

Лес (записываем слово в «корень» дерева).

А кто смотрит за лесом?

Лесник (лесной сторож)

А как называют ягоду, которая растет в лесу?

Лесная

А как называется небольшой участок леса?

Лесок

Что общего у всех этих слов? (корень, значение)

Как называются слова, у которых один (общий) корень? (однокоренные). Однокоренные слова являются близкими по смыслу (значению). Их еще называют родственными.

В какой морфеме заключено общее лексическое значение однокоренных слов? (в корне)

В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Давайте с вами потренируемся и поиграем в игру «Четвертый лишний» (на столе у ребят есть красная карточка, которая означает «стоп»).

Я читаю вам слова,

Вы их слушаете.

Если, где-то не права, останОвите меня!

(Каждая строчка читается учителем 2 раза. Первый раз дети просто слушают, а во второй раз уже поднимают красную карточку и объясняют причину).

Являются ли данные слова в каждой строчке однокоренными?

1) водный, водичка, водитель, вода.

2) гора, горка, горный, городок.

3) кормушка, кормовой, кора, корм

(вывод: корень у слов одинаковый, а лексическое значение разное)

Физкультминутка

«Ветер дует нам в лицо» (движения под звуки природы, шум леса).

Работа над понятием “однокоренные слова”.

Сейчас откройте, пожалуйста, учебник на странице 56 упражнение 74. Читаем задание, выполняем упражнение по заданию, затем взаимопроверка (дети меняются тетрадями, учитель с детьми читает вслух по одной строчке стихотворения, вместе находят однокоренные слова, выделяют корни). t1682250992ae.png

Подведение итогов учащимися.

С помощью каких еще частей слова корням удаётся обзавестись большой роднёй мы с вами узнаем в следующем путешествии по нашей увлекательной стране Морфемике.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Подведем итоги сегодняшнего урока.

Что вы узнали на уроке?

Чему научились?

Что такое корень слова? Какие слова называют однокоренными?

Было ли вам интересно?

Хотите продолжить путешествие по стране Морфемике?

Домашнее задание.

Выучить определения: корень, однокоренные слова.

Записать в тетради 4 однокоренных слова с корнем - снег - (- снеж -).





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.