12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарасова Галина Васильевна67
Учитель-логопед
Россия, Псковская обл., Псков

Тема занятия: «Работа над фразой. Сложноподчиненное предложение

с союзом ПОТОМУ ЧТО»


Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей составлять сложное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение, мышление, общую моторику. Развитие произвольного и непроизвольного внимания.

Воспитательные задачи. Воспитывать у детей отзывчивость, желание помочь, внимательное отношение к речи педагога, терпение, навыки сотрудничества на занятии.

Оборудование. Дидактическая игра для составления схемы предложения, красный квадрат (союз ПОТОМУ ЧТО). Сюжетные картинки парные (мальчик чинит тачку, у таки сломалось колесо; девочка подметает пол, рассыпанный сахар; девочка плачет, мяч в реке; радостный мальчик, победа в соревнованиях). Пары предметных картинок (заяц – волк, волк – охотник, охотник – медведь, медведь – мед, мед – пчела, пчела – распухший нос). Игрушки по количеству детей, мешочек.

Ход занятия

1. Организационный момент.

3 ФБМ. Игра «Охота на фигуры/буквы»

Детям предлагается бланк с различными фигурами/буквами. Задача ребенка – как можно быстрее зачеркнуть/обвести/подчеркнуть нужную фигуру/букву.

Рисование на листе бумаги сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими (1 ФБМ)

Детям предлагается нарисовать большой круг сначала ведущей рукой, а затем второй рукой. Потом дети одновременно двумя руками заштриховывают нарисованные круги.

2. Объявление темы.

Логопед задает детям вопросы, при ответе на которые им нужно использовать союз ПОТОМУ ЧТО:

Почему папа ходит на работу? Почему ты осенью пойдешь в школу? Почему мальчик моет руки? Почему мама варит суп? Почему мяукает кошка? Почему лает собака? И .д.

Логопед говорит детям о том, что они отвечали сейчас сложными предложениями с союзом ПОТОМУ ЧТО. Объясняет им, что это маленькое слово помогает ответить на вопрос «Почему», связать два простых предложения – одно из которых описывает причину, а другое действие, вызванное причиной. Выставляет на доску схему предложений (по три синих прямоугольника, между ними красный прямоугольник ПОТОМУ ЧТО).

3. Составление сложного предложения по двум сюжетным картинкам

Логопед выставляет на доску 2 картинки. На одной мальчик чинит тачку, на второй сломанная тачка. Логопед просит детей составить предложение по первой картинке, выложить схему простого предложения, затем по второй картинке.

Далее логопед предлагает детям объединить 2 простых предложения в одно сложное с помощью маленького слова ПОТОМУ ЧТО (красный квадрат выставляется между схемами получившихся простых предложений).

Мальчик чинит тачку, потому что сломалось колесо.

Аналогичным образом составляются сложноподчиненные предложения по другим картинкам (Девочка подметает пол, потому что она рассыпала сахар. Таня плачет, потому что она уронила мячик. Петя радуется, потому что он победил в соревнованиях).

Далее логопед предлагает детям составить сложные предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО по сюжетным картинам. Например, Мама расстроилась, потому что дети не убрали за собой игрушки. Девочка плачет, потому что мальчик отнял у нее мяч. Дети убегают из комнаты, потому что испугались «живой» шляпы.

4. Составление сложноподчиненных предложений по упрощенной схеме

Логопед убирает с доски схемы предложений. И выставляет на доску пары предметных картинок (заяц – волк, волк – охотник, охотник – медведь, медведь – мед, мед – пчела, пчела – распухший нос), а между ними союз ПОТОМУ ЧТО. Предлагает детям составить сложные предложения с маленьким словом ПОТОМУ ЧТО.

Заяц быстро убегает, потому что за ним гонится волк. Волк прячется в логове, потому что боится охотника. Охотник отправился в лес, потому что хочет поймать медведя. Медведь залез в улей потому что хочет достать мед. Пчела собирает нектар, потому что хочет сделать мед. У Пети распух нос, потому что его укусила пчела.

5. Динамическая пауза.

Растяжка: пальцы собраны в кулачки и прижаты к животу. Далее кулачки прижимаются к плечам, дети прогибают спины и вытягиваются в «струнку».

6. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед предлагает детям вытащить игрушки из мешочка и составить предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

7. Игра «Звонкое слово»

Логопед говорит детям, что «звонким» сегодня будет маленькое слово ПОТОМУ ЧТО. Когда дети его услышат, нужно будет его повторить. На остальные слова дети молчат.

Потом, из-за, поле, ПОТОМУ ЧТО, потом, что, почему, ПОТОМУ ЧТО.

​​​​​​​ 8. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.