Составление рассказа-описания медведя

1
0
Материал опубликован 27 January 2016

Тема: составление рассказа-описания медведя.

Цель: закрепить навык самостоятельного составления рассказа по представлению опорных картинок.

Задачи.

Коррекционно-образовательные: расширить и актуализировать знания детей об окружающем (животные и птицы, их жилища, части тела, пища); научить детей отвечать на вопросы логопеда полным предложением.

Коррекционно-воспитательные: научить детей правильно вести себя на занятии (отвечать на вопросы по очереди или кого спросят, не перебивать друг друга); учить детей помогать в трудной ситуации.

Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление (умение отгадывать загадки); развивать общую и мелкую моторику; развивать зрительное восприятие, зрительное и слуховое внимание, память; развивать связную речь (научить детей отвечать на вопросы логопеда полным предложением, составлять рассказ по картинному плану); развивать зрительно-моторную координацию (по средствам разукрашивания)

Оборудование: картинки с изображением медведя, зайца, мышки, воробья и их пищи на отдельных картинках; конверт с письмом из леса; картинки-символы; контурное изображение медведя для каждого ребенка.

 

Ход занятия.

I.      Организационный момент (2-3 мин.).

 

II.   Основная часть.

1.     Повторение пройденного материала (3-5 мин.).

- Ребята, давайте вспомним, про каких животных и птиц мы говорили вчера на занятии!

(Дети называют животных и птиц, а логопед вывешивает на доску картинки с их изображением.)

- У этих животных не только по-разному называются части тела, жилища, но и пища. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением того, чем питаются звери и птицы. Давайте распределим, кто, чем питается.

(У каждого ребенка на столе находятся картинки с изображением пищи только для одного животного. Дети рассматривают картинки. Затем логопед вызывает каждого ребенка по очереди и просит назвать, что изображено на его картинках и кто это ест.

Например: - Петя, что нарисовано на твоих картинках?

                   - Морковь, капуста.

                   - Кто ест морковь и капусту?

                   - Заяц.

                   - Правильно, заяц ест морковь и капусту.)

- Ребята, кто помнит, как одним словом называется пища этих животных и птиц?

(Дети отвечают хором и индивидуально с помощью логопеда.

Например: - То, что ест заяц – это чья? – Заячья пища.)

2.     Игра «Исправь ошибку» (3-5 мин.)

- Ребята, сегодня утром мне принесли письмо из леса, давайте его прочитаем. На конверте написано: «Ребятам от медвежонка».

Логопед читает письмо.

Здравствуйте, ребята! У меня беда. Я решил написать письмо моему другу – белому медведю, чтобы рассказать про наш лес и все перепутал. Помогите мне, пожалуйста, исправить ошибки.

У медведя лисий хвост.

Заяц любит мясо, ягоды, мед. Это заячья пища.

Змея живее в беличьем дупле.

Мышь любит мошек, червяков – это мышиная пища.

У мышки медвежьи лапы.

- Ну что, ребята, поможем медвежонку?

(Дети соглашаются, и логопед читает предложения, которые необходимо исправить. Дети исправляют их. Логопед задает вопросы, например, а у кого лисий хвост?)

3.     Физкультминутка.

 

Три медведя шли домой –

(шагают вперевалочку)

Папа был медведь большой,

(поднимают руки над головой)

Мама с ним поменьше ростом,

(руки на уровне груди)

А сынок-малютка просто.

(приседают)

4.     Подготовка к составлению рассказа (5-7 мин.).

- Молодцы, ребята. А теперь угадайте, про кого будет загадка: «Он большой и косолапый, живет в берлоге, сосет лапу».   (Медведь)

- Правильно, это наш медведь – вот он какой!

(Логопед вывешивает на доску картинку с изображением медведя. Дети рассматривают его и отвечают на вопросы логопеда.)

 - Какая у медведя шуба? (медвежья шуба теплая и мохнатая)

- Какая у медведя походка? (ходит тяжело, двигая лапами вкось, поэтому его называют косолапым)

- Что ест медведь? (мясо, мед, ягоды)

- Медведь ловкий? (да, он  лазает по деревьям, может быстро бегать)

- Где живет медведь? (медведь живет в лесу, зимой он спит в берлоге)

(По мере ответа на вопросы на доске выставляются символы-подсказки, которые впоследствии играют роль картинного плана: мохнатая шуба, тяжелая косолапая походка, медвежья пища, зимой живет в берлоге, ловко лазает по деревьям и быстро бегает.)

5.       Самостоятельное составление рассказа с опорой на картинки-символы

(5-7 мин.).

- Ребята, давайте составим рассказ про нашего медведя.

(Дети вместе с логопедом составляют рассказ по картинному плану, можно по цепочке. Например.

Кто это? – Это медведь. У него мохнатая теплая шуба. Ходит медведь тяжело, двигает лапами вкось, поэтому его и называют косолапым. Он может быстро бегать и ловко лазать по деревьям. Медведь ест ягоды, мясо, мед. Медведь живет в лесу. Зимой он спит в берлоге и сосет лапу.)

 

III.     Итог занятия (1-2 мин.).

Детям раздаются контуры медведя, они должны раскрасить его и еще раз дома проговорить рассказ про медведя.

Комментарии
Комментариев пока нет.