Составление рассказа-описания медведя
Тема: составление рассказа-описания медведя.
Цель: закрепить навык самостоятельного составления рассказа по представлению опорных картинок.
Задачи.
Коррекционно-образовательные: расширить и актуализировать знания детей об окружающем (животные и птицы, их жилища, части тела, пища); научить детей отвечать на вопросы логопеда полным предложением.
Коррекционно-воспитательные: научить детей правильно вести себя на занятии (отвечать на вопросы по очереди или кого спросят, не перебивать друг друга); учить детей помогать в трудной ситуации.
Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление (умение отгадывать загадки); развивать общую и мелкую моторику; развивать зрительное восприятие, зрительное и слуховое внимание, память; развивать связную речь (научить детей отвечать на вопросы логопеда полным предложением, составлять рассказ по картинному плану); развивать зрительно-моторную координацию (по средствам разукрашивания)
Оборудование: картинки с изображением медведя, зайца, мышки, воробья и их пищи на отдельных картинках; конверт с письмом из леса; картинки-символы; контурное изображение медведя для каждого ребенка.
Ход занятия.
I. Организационный момент (2-3 мин.).
II. Основная часть.
1. Повторение пройденного материала (3-5 мин.).
- Ребята, давайте вспомним, про каких животных и птиц мы говорили вчера на занятии!
(Дети называют животных и птиц, а логопед вывешивает на доску картинки с их изображением.)
- У этих животных не только по-разному называются части тела, жилища, но и пища. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением того, чем питаются звери и птицы. Давайте распределим, кто, чем питается.
(У каждого ребенка на столе находятся картинки с изображением пищи только для одного животного. Дети рассматривают картинки. Затем логопед вызывает каждого ребенка по очереди и просит назвать, что изображено на его картинках и кто это ест.
Например: - Петя, что нарисовано на твоих картинках?
- Морковь, капуста.
- Кто ест морковь и капусту?
- Заяц.
- Правильно, заяц ест морковь и капусту.)
- Ребята, кто помнит, как одним словом называется пища этих животных и птиц?
(Дети отвечают хором и индивидуально с помощью логопеда.
Например: - То, что ест заяц – это чья? – Заячья пища.)
2. Игра «Исправь ошибку» (3-5 мин.)
- Ребята, сегодня утром мне принесли письмо из леса, давайте его прочитаем. На конверте написано: «Ребятам от медвежонка».
Логопед читает письмо.
Здравствуйте, ребята! У меня беда. Я решил написать письмо моему другу – белому медведю, чтобы рассказать про наш лес и все перепутал. Помогите мне, пожалуйста, исправить ошибки.
У медведя лисий хвост.
Заяц любит мясо, ягоды, мед. Это заячья пища.
Змея живее в беличьем дупле.
Мышь любит мошек, червяков – это мышиная пища.
У мышки медвежьи лапы.
- Ну что, ребята, поможем медвежонку?
(Дети соглашаются, и логопед читает предложения, которые необходимо исправить. Дети исправляют их. Логопед задает вопросы, например, а у кого лисий хвост?)
3. Физкультминутка.
Три медведя шли домой –
(шагают вперевалочку)
Папа был медведь большой,
(поднимают руки над головой)
Мама с ним поменьше ростом,
(руки на уровне груди)
А сынок-малютка просто.
(приседают)
4. Подготовка к составлению рассказа (5-7 мин.).
- Молодцы, ребята. А теперь угадайте, про кого будет загадка: «Он большой и косолапый, живет в берлоге, сосет лапу». (Медведь)
- Правильно, это наш медведь – вот он какой!
(Логопед вывешивает на доску картинку с изображением медведя. Дети рассматривают его и отвечают на вопросы логопеда.)
- Какая у медведя шуба? (медвежья шуба теплая и мохнатая)
- Какая у медведя походка? (ходит тяжело, двигая лапами вкось, поэтому его называют косолапым)
- Что ест медведь? (мясо, мед, ягоды)
- Медведь ловкий? (да, он лазает по деревьям, может быстро бегать)
- Где живет медведь? (медведь живет в лесу, зимой он спит в берлоге)
(По мере ответа на вопросы на доске выставляются символы-подсказки, которые впоследствии играют роль картинного плана: мохнатая шуба, тяжелая косолапая походка, медвежья пища, зимой живет в берлоге, ловко лазает по деревьям и быстро бегает.)
5. Самостоятельное составление рассказа с опорой на картинки-символы
(5-7 мин.).
- Ребята, давайте составим рассказ про нашего медведя.
(Дети вместе с логопедом составляют рассказ по картинному плану, можно по цепочке. Например.
Кто это? – Это медведь. У него мохнатая теплая шуба. Ходит медведь тяжело, двигает лапами вкось, поэтому его и называют косолапым. Он может быстро бегать и ловко лазать по деревьям. Медведь ест ягоды, мясо, мед. Медведь живет в лесу. Зимой он спит в берлоге и сосет лапу.)
III. Итог занятия (1-2 мин.).
Детям раздаются контуры медведя, они должны раскрасить его и еще раз дома проговорить рассказ про медведя.