Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ПОДГОТОВКА К ЗИМЕ
ЦЕЛЬ: Расширять и закреплять знания детей о диких животных
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: Закреплять представления дошкольников о диких животных, их внешнем виде, формировать грамматический строй речи
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: Развивать логическое мышление, зрительную память, общую и мелкую моторику
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: Воспитывать у детей чувство любви к диким животным
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: сюжетная картина «Золотая осень», предметные картинки «Дикие животные», карточки-схемы для составления описательного рассказа
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: конверты, разрезные картинки «Дикие животные», раскраска «Найди и раскрась животных»
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, диск с музыкой для релаксации, мольберт, магнитная доска, комплект магнитов, посылка, игрушка Медведь, телеграмма
ХОД ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
(Дети сидят на ковре без стульев)
Релаксация (под музыкальное сопровождение).
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Давайте сядем удобнее:
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
В лес осенний улетаем.
Сном волшебным засыпаем,
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
Выставляется картина на мольберт «Золотая осень»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Беседа.
Ребята, куда мы с вами попали?
Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес
Какое сейчас время года? По каким признакам догадались, что осень?
В наших лесах много животных, как их называют одним словом? Почему их называют дикие животные?
Игра «Угадай и назови».
Сейчас я вам загадаю загадки о диких животных, которые обитают в наших лесах, А вы их отгадайте, хором, вместе отвечайте:
а) Рыжая плутовка
Хитрая, ловкая
Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живёт
В деревне кур крадёт (лиса)
б) Сама мала
Шубка пышна
В дупле живёт
Орешки грызёт (белка)
в) Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А ниток – ни одной (ёж)
г) Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза пряча нос (медведь)
д) Есть на речках лесорубы
В серебристо-белых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины (бобры)
Молодцы, отгадали все загадки.
Осенью все дикие животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны.
А ещё животные должны переодеться. Они меняют шубу летнюю на зимнюю, у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой. Шерсть вырастает не только более густой и тёплый, но и другого цвета. Заяц будет беленький, а белочка «одевает» серенькую шубку, чтобы прятаться от врагов.
Белочка все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит.
Некоторые животные будут всю зиму мирно спать. Они всю осень утепляют свои домики. Берлога - это медвежий дом. Медведь в берлоге спит по полгода. За это время у медведицы рождаются медвежата. Весь первый год жизни медвежата остаются с матерью, проводя с ней в берлоге ещё одну зиму.
Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
А кто из животных где живёт?
Пальчиковая гимнастика «Кто где живёт?» Загибают пальцы на обеих руках на каждое двустишие. Дом - ладошки
У лисы в лесу глухом
Есть нора – уютный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом-
Всем тепло, уютно в нём.
Какие животные нам встретились в стихотворении? (лиса, белка, ёж, бобры, медведь) Пора нам с ними поближе познакомиться.
(Дети переходят к столу №1)
Игра «Кого не стало?». (На столе лежат картинки 6 животных)
Ребята, смотрите, к нам кто-то ещё навстречу спешит? Кто?
1 картинка закрывается – кого нет? (повторяем несколько раз и добавляется картинка волк)
Игра «Кто с кем?».
Звери не зря сегодня все вместе собрались. У зайца – день рождения. Заяц с зайчонком пригласили друзей. Кто с кем в гости пришёл?
Ёж с …ежонком
Лиса …
Белка …
Бобр…
Медведь…
Волк…
Молодцы!
Физминутка
Давайте вместе с вами поздравим зайца. (Переходим на ковёр)
Встали в кружок – надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть,
Поднимите руки вверх,
Шевелитесь пальчики –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках
Так лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
(Дети присаживаются на стулья за столы перед магнитной доской)
Сюрпризный момент «Посылка».
(На магнитной доске висит схема для составления рассказа и предметные картинки животных. Около доски стоит стол, где сидит медведь с посылкой)
Ребята, посмотрите, медведь нам принёс посылку. Посмотрим, что там есть…
(в посылке конверты на каждого ребёнка с заданием «Собери животное») При проверке правильного выполнения задания, дети говорят: «Это мой волк. Это моя лиса»
Молодцы, все справились!
Сюрпризный момент «Телеграмма».
(Стук в дверь… Доставили телеграмму)
Читаем текст: МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ РЕБЯТА СОСТАВИЛИ О НАС РАССКАЗ. ПОДПИСИ: МЕДВЕДЬ, ЛИСА, ЗАЯЦ.
Мы будем составлять рассказ. А помогут нам схема и картинки с их изображением.
Сначала вы скажите, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живёт – в лесу или у человека. Потом опишите, какого оно размера, цвета, какой у него мех.
Пример. Это медведь, дикое животное. Он живёт в лесу. Медведь большой. Мех у медведя длинный, густой, коричневый.
Составление рассказа 2 детьми (о лисе и о зайце).
Хорошие получились у нас рассказы. Я их запишу и отправлю им телеграмму.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
(Дети встают за стульчики)
Вокруг себя повернись
И в детский сад возвратись.
Куда мы с вами сегодня путешествовали? С кем встречались?
Звери на память вам передали рисунок леса, где они спрятались. Во второй половине дня найдите всех животных и аккуратно раскрасьте.
А сейчас отдыхайте…