Занятие с логопедом «Дифференциация букв Е, Ё, Я»
Тема: Дифференциация букв Е, Ё, Я.
Цель: Закрепить представления о взаимосвязи позиционного нахождения букв Е, Ё, Я с их звуковым оформлением.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки различения йотированных гласных на слух, в произношении и на письме;
- уточнить и закрепить представления детей о функциях и свойствах этих букв.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать словарь детей;
- развивать фонематические процессы;
- упражнять детей в подборе звуковых схем к словам;
- работать с интонацией;
- тренировать навыки чтения;
- развивать графические навыки печатания букв;
- проводить профилактику дисграфии;
- проводить профилактику нарушений осанки;
- развивать мышление;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать внимание;
- развивать память;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать по индивидуальным карточкам;
- воспитывать умение отвечать «по цепочке»;
- продолжать формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать задания логопеда, правильно выполнять все инструкции, поднимать руку и т.п.).
Оборудование: фланелеграф; ширма; магнитная доска; указка; бумажный замок с буквами Е, Ё, Я; план замка; коробка-сундук; картинки: приведение, ящик, якорь, яблоко, ёж, ёлка, ежевика, енот; индивидуальные карточки с ключевыми словами; индивидуальные карточки с лабиринтами; карандаши; волшебное дерево и звуковые схемы ключевых схем; волшебные мешочки с заданиями; «Ордена волшебного замка».
Ход занятия.
I. Организационный момент (2-3 мин.)
Дети входят в логопедический кабинет и рассаживаются по своим местам.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному замку. Он полон тайн и загадок. Если мы их разгадаем, то в конце путешествия нас ожидает награда.
- А сейчас сядьте правильно (спинки ровно) и закройте глаза – отправляемся в путешествие! (Логопед убирает ширму, за которой спрятан замок)
II. Основная часть (20 мин.)
1. Введение в тему.
Дети открывают глаза и смотрят на замок.
- Ребята, посмотрите внимательно. Найдите, какие буквы здесь спрятались, и тогда вы узнаете, кто здесь живет! (Дети ищут, первый, кто нашел, подходит и показывает буквы указкой)
- Правильно! Здесь живут волшебные буквы Е, Я, Ё!
2. Повторение пройденного материала.
- Кто знает, какие это буквы, гласные или согласные? (гласные)
- А почему эти буквы волшебные? (Эти буквы волшебные, потому что они обозначают два звука)
Видим – буква Е одна, звуков слышим сразу два [ЙЭ].
Видим – буква Я одна, звуков слышим сразу два [ЙА].
Видим – буква Ё одна, звуков слышим сразу два [ЙО].
- Посмотрите, у них даже замок двухцветный – зеленый и красный. Почему? (Й – согл., мягк.. Э, А, О – гл.)
3. Развитие фонематического восприятия.
- Молодцы, ребята – вы очень хорошо знаете эти буквы. Теперь давайте войдем в замок. Но, чтобы буквы открыли нам дверь, нужно их позвать. (Дети хором повторяют за логопедом, логопед произносит звуки с ударением на последний звук) Повторяйте за мной: е – я – ё, ё – е – я, я – ё – е.
Логопед открывает дверь.
4. Игра «Чья это картинка?»
Логопед вывешивает на доску план замка (3 комнаты).
- Ребята, посмотрите – это план волшебного замка. Здесь 3 комнаты (логопед вместе с детьми уточняет, где чья комната). Но эти комнаты пустые, потому что вредное приведение, которое поселилось в этом замке, перепутало все вещи и спрятало их в сундук. Давайте поможем буквам распределить картинки по комнатам.
Дети по цепочке выходят к доске, достают по одной картинке, называют, что на ней нарисовано и определяют, в какую комнату её положить. Например, это ящик – в слове ящик в начале слова слышится [ЙА] – эта картинка из комнаты буквы Я.
- Спасибо, ребята!
5. Игра «Ключевые слова» (работа по индивидуальным карточкам)
- Погуляли мы по замку. Теперь пойдем в волшебный сад. Но, чтобы попасть в сад, нужно знать ключевые слова.
- Ключевые слова вы узнаете, когда обведете все правильные буквы в своих карточках. Но сначала давайте расскажем наше стихотворение:
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Карандаш вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь!
Логопед раздает детям индивидуальные карточки, дети выполняют задание, а затем по цепочке называют свои слова. Слова: ель, яма, ёрш, маяк, поёт, дует.
6. Физкультминутка.
- В саду стоит карусель, давайте «покатаемся»!
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,
А потом кругом-кругом, все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише – не спешите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два – вот и кончилась игра!
(Дети имитируют движения, идя по кругу и держась за руки)
7. «Волшебное дерево»
Логопед достает волшебное дерево.
- Посмотрите, в саду растет волшебное дерево, а на нем – звуковые схемы ваших ключевых слов. Вспомните, у кого какое слово было, и найдите его звуковую схему.
Дети находят свои схемы, садятся на места.
- Поднимите руку те, у кого волшебные буквы были в начале слова. Сколько звуков они обозначают? (2) (Дети по очереди называют свои слова и первую букву)
- Поднимите руку те, у кого волшебные буквы были в середине слова после гласной. Сколько звуков они обозначают? (2) (Дети по очереди называют свои слова, волшебную букву и гласную после которой она стоит)
Вывод: гласные Е, Ё, Я обозначают два звука в начале слова и после гласных.
8. «Лабиринт»
Логопед раздает детям карточки с лабиринтами.
- Посмотрите, ребята, наши волшебные буквы гуляли по саду, и попали в лабиринт. Помогите им выбраться, и вы узнаете какие буквы убежали из ваших слов.
Дети вписывают пропущенные буквы в слова и называют их.
- Ребята, а где находятся наши волшебные гласные в ваших словах? (после согл.) А что они делают с этими согласными? (смягчают)
Буквы Е, Ё, Я –
Мягких звуков друзья.
За согласной постоят,
И согласную смягчат!
- А какие еще гласные смягчают согласные? (И)
- Ребята, а кто знает, сколько звуков обозначают наши волшебные гласные Е, Ё, Я, когда они стоят после согласных? (1)
Вывод: гласные Е, Ё, Я после согласных обозначают один звук.
III. Итог занятия (2-3 мин.)
- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось путешествовать по волшебному замку? Что мы теперь знаем о волшебных гласных Е, Ё, Я? (Гласные Е, Ё, Я обозначают два звука, когда стоят в начале слова и после гласных, а когда они стоят после согласных, то обозначают один звук и смягчают согласную)
- Вы молодцы и за ваши старания буквы Е, Ё, Я награждают вас «Орденом волшебного замка» (уточнить, что такое орден) и вручают вам волшебные мешочки с заданием (домашнее задание по пройденному материалу).