Эссе «Случайная закономерность»

7
5
Материал опубликован 5 October 2017 в группе

М.А. Старшов

СЛУЧАЙНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

В «Учительской Газете» №40, 3 октября 2017г. читателям предложен традиционный опрос. Если выбрать самый подходящий вариант ответа и нажать активную кнопку, можно узнать свой процент, вероятность выбранного ответа, т.е. получаешь оценку и всех вариантов ответа.

Сегодня показался интересным вопрос и отношение к нему активных читателей, хотя и не служу классным руководителем. Итак,

Опрос

Поход в театр с классом – это…

Интересное мероприятие, необходимое детям для их культурного развития

46.1%

Дорогое удовольствие, на которое родители все реже дают деньги

25.7%

Моему классу это интересно, стараемся ходить на спектакли чаще

7.2%

Театр требует свободного времени, а его нет ни у меня, ни у моих учеников

21.1%

Всего проголосовало: 152

Доля этих самых активистов среди всех классных руководителей страны очень и очень невелика. расклад их мнений, естественно, не репрезентативен, но всё-таки любопытно добраться до какого-нибудь вывода.

Переставим пункты в порядке возрастания процента.

Опрос

Поход в театр с классом – это…

1. 7,2% - Моему классу это интересно, стараемся ходить на спектакли чаще

2. 21,1% - Театр требует свободного времени, а его нет ни у меня, ни у моих учеников

3. 25,7% - Дорогое удовольствие, на которое родители все реже дают деньги

4. 46,1% - Интересное мероприятие, необходимое детям для их культурного развития

Интересной, какой ответ кажется вам лишним, не по делу?

А вот теперь полезно нарисовать график, поскольку по перечню процентов и даже по таблице результатов любого эксперимента мало кому удаётся сделать хоть какой-то вывод. Так вот на графике для этого опроса вдруг появилась вполне приличная прямая линия. Это показывает некую закономерность, или, лучше сказать, определённую достоверность распределения ответов. И это даже подтверждает заметное отклонение от этой прямой одной точки. Но она относится к такой версии ответа, которая наводит на размышления, этот ответ слишком обтекаемый, расплывчатый, как мне кажется.

Понимаю, что коллеги-учителя сочтут эти мои рассуждения пустой забавой или ещё хуже забавы. Хочу как-то оправдаться. Дело в том, что в учебной литературе роли графиков в научных исследованиях почти не уделяется внимания, а мне кажется, что это средство сыграло решающую роль в открытии, например, знаменитого закона Ома и ряда других физических закономерностей. Велика роль этого средства анализа и в биологии, а я читаю курс физики и биологам. Да и всякие почти гуманитарные экономики и социологии не могут сейчас обойтись без диаграмм и графиков разного вида. Поэтому знакомить учащихся с возможностями графиков небесполезно.

Видим, что первые три точки отклоняются от прямой с погрешностью примерно в один-два процента, и только четвёртая даёт ошибку более десяти процентов. Так и сам ответ ничем не лучше. Особенно в сравнении со вторым и третьим в переписанной таблице, они кажутся самыми честными.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

1,2,3,4 - это номера ответов? А какая связь между номерами ответов и процентами. По имеющимся данным , мне кажется, можно построить только столбчатые диаграммы, а не график. Нет связи...

10 October 2017

Альмира Шигаповна, не возражаю. Хотя какая разница - от каждой точки на этом графике нарисую вниз полоску-столбик и будет диаграмма, разве нет? А и так вижу распределение вероятности ответов, подозреваю кое-кого в желании показаться лучше, чем есть на деле. Видны и реальные стимулы к поведению. Вот никогда не строили график к третьему закону Кеплера? Тоже вроде бы нет связи, а я даже нахожу рместо, где была или могла быть пропавшая планета Фаэтон.И умей Кеплер строить графики, открыл бы этот закон в пять минут, как у меня девочка из девятого класса. А у него ушло 10 мучительных лет на поиски! Пользуюсь любой оказией, чтобы учить детей работе с графиками. Такие бывают интересные наблюдения, закачаешься!

10 October 2017

Мы начали готовиться с 11 классниками к ЕГЭ по физике, одни графики, вот где нужны навыки чтения графиков, умения извлекать из них информацию.

11 October 2017

егэ терпеть не могу, никогда не заглядываю во всякие пособия для освоения этого безобразия. Но по студентам чувствую результаты этого изобретения.

11 October 2017

Нам, школьным учителям, от него никуда не спрятаться.

14 October 2017