12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Старшов Михаил Александрович2235
выпускник и сотрудник физфака Саратовского университета
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

М.А. Старшов

СЛУЧАЙНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

В «Учительской Газете» №40, 3 октября 2017г. читателям предложен традиционный опрос. Если выбрать самый подходящий вариант ответа и нажать активную кнопку, можно узнать свой процент, вероятность выбранного ответа, т.е. получаешь оценку и всех вариантов ответа.

Сегодня показался интересным вопрос и отношение к нему активных читателей, хотя и не служу классным руководителем. Итак,

Опрос

Поход в театр с классом – это…

Интересное мероприятие, необходимое детям для их культурного развития

46.1%

Дорогое удовольствие, на которое родители все реже дают деньги

25.7%

Моему классу это интересно, стараемся ходить на спектакли чаще

7.2%

Театр требует свободного времени, а его нет ни у меня, ни у моих учеников

21.1%

Всего проголосовало: 152

Доля этих самых активистов среди всех классных руководителей страны очень и очень невелика. расклад их мнений, естественно, не репрезентативен, но всё-таки любопытно добраться до какого-нибудь вывода.

Переставим пункты в порядке возрастания процента.

Опрос

Поход в театр с классом – это…

1. 7,2% - Моему классу это интересно, стараемся ходить на спектакли чаще

2. 21,1% - Театр требует свободного времени, а его нет ни у меня, ни у моих учеников

3. 25,7% - Дорогое удовольствие, на которое родители все реже дают деньги

4. 46,1% - Интересное мероприятие, необходимое детям для их культурного развития

Интересной, какой ответ кажется вам лишним, не по делу?

А вот теперь полезно нарисовать график, поскольку по перечню процентов и даже по таблице результатов любого эксперимента мало кому удаётся сделать хоть какой-то вывод. Так вот на графике для этого опроса вдруг появилась вполне приличная прямая линия. Это показывает некую закономерность, или, лучше сказать, определённую достоверность распределения ответов. И это даже подтверждает заметное отклонение от этой прямой одной точки. Но она относится к такой версии ответа, которая наводит на размышления, этот ответ слишком обтекаемый, расплывчатый, как мне кажется.

Понимаю, что коллеги-учителя сочтут эти мои рассуждения пустой забавой или ещё хуже забавы. Хочу как-то оправдаться. Дело в том, что в учебной литературе роли графиков в научных исследованиях почти не уделяется внимания, а мне кажется, что это средство сыграло решающую роль в открытии, например, знаменитого закона Ома и ряда других физических закономерностей. Велика роль этого средства анализа и в биологии, а я читаю курс физики и биологам. Да и всякие почти гуманитарные экономики и социологии не могут сейчас обойтись без диаграмм и графиков разного вида. Поэтому знакомить учащихся с возможностями графиков небесполезно.

Видим, что первые три точки отклоняются от прямой с погрешностью примерно в один-два процента, и только четвёртая даёт ошибку более десяти процентов. Так и сам ответ ничем не лучше. Особенно в сравнении со вторым и третьим в переписанной таблице, они кажутся самыми честными.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (5)

Омарова Альмира Шигаповна, 10.10.17 в 15:52 1 Ответить Пожаловаться
1,2,3,4 - это номера ответов? А какая связь между номерами ответов и процентами. По имеющимся данным , мне кажется, можно построить только столбчатые диаграммы, а не график. Нет связи...
Старшов Михаил Александрович, 10.10.17 в 17:11 1 Ответить Пожаловаться
Альмира Шигаповна, не возражаю. Хотя какая разница - от каждой точки на этом графике нарисую вниз полоску-столбик и будет диаграмма, разве нет? А и так вижу распределение вероятности ответов, подозреваю кое-кого в желании показаться лучше, чем есть на деле. Видны и реальные стимулы к поведению. Вот никогда не строили график к третьему закону Кеплера? Тоже вроде бы нет связи, а я даже нахожу рместо, где была или могла быть пропавшая планета Фаэтон.И умей Кеплер строить графики, открыл бы этот закон в пять минут, как у меня девочка из девятого класса. А у него ушло 10 мучительных лет на поиски! Пользуюсь любой оказией, чтобы учить детей работе с графиками. Такие бывают интересные наблюдения, закачаешься!
Омарова Альмира Шигаповна, 11.10.17 в 14:56 0 Ответить Пожаловаться
Мы начали готовиться с 11 классниками к ЕГЭ по физике, одни графики, вот где нужны навыки чтения графиков, умения извлекать из них информацию.
Старшов Михаил Александрович, 11.10.17 в 19:19 0 Ответить Пожаловаться
егэ терпеть не могу, никогда не заглядываю во всякие пособия для освоения этого безобразия. Но по студентам чувствую результаты этого изобретения.
Омарова Альмира Шигаповна, 14.10.17 в 09:55 0 Ответить Пожаловаться
Нам, школьным учителям, от него никуда не спрятаться.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.