М.А. Старшов
СЛУЧАЙНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬВ «Учительской Газете» №40, 3 октября 2017г. читателям предложен традиционный опрос. Если выбрать самый подходящий вариант ответа и нажать активную кнопку, можно узнать свой процент, вероятность выбранного ответа, т.е. получаешь оценку и всех вариантов ответа.
Сегодня показался интересным вопрос и отношение к нему активных читателей, хотя и не служу классным руководителем. Итак,
Опрос
Поход в театр с классом – это…
Интересное мероприятие, необходимое детям для их культурного развития
46.1%
Дорогое удовольствие, на которое родители все реже дают деньги
25.7%
Моему классу это интересно, стараемся ходить на спектакли чаще
7.2%
Театр требует свободного времени, а его нет ни у меня, ни у моих учеников
21.1%
Всего проголосовало: 152
Доля этих самых активистов среди всех классных руководителей страны очень и очень невелика. расклад их мнений, естественно, не репрезентативен, но всё-таки любопытно добраться до какого-нибудь вывода.
Переставим пункты в порядке возрастания процента.
Опрос
Поход в театр с классом – это…
1. 7,2% - Моему классу это интересно, стараемся ходить на спектакли чаще
2. 21,1% - Театр требует свободного времени, а его нет ни у меня, ни у моих учеников
3. 25,7% - Дорогое удовольствие, на которое родители все реже дают деньги
4. 46,1% - Интересное мероприятие, необходимое детям для их культурного развития
Интересной, какой ответ кажется вам лишним, не по делу?
А вот теперь полезно нарисовать график, поскольку по перечню процентов и даже по таблице результатов любого эксперимента мало кому удаётся сделать хоть какой-то вывод. Так вот на графике для этого опроса вдруг появилась вполне приличная прямая линия. Это показывает некую закономерность, или, лучше сказать, определённую достоверность распределения ответов. И это даже подтверждает заметное отклонение от этой прямой одной точки. Но она относится к такой версии ответа, которая наводит на размышления, этот ответ слишком обтекаемый, расплывчатый, как мне кажется.
Понимаю, что коллеги-учителя сочтут эти мои рассуждения пустой забавой или ещё хуже забавы. Хочу как-то оправдаться. Дело в том, что в учебной литературе роли графиков в научных исследованиях почти не уделяется внимания, а мне кажется, что это средство сыграло решающую роль в открытии, например, знаменитого закона Ома и ряда других физических закономерностей. Велика роль этого средства анализа и в биологии, а я читаю курс физики и биологам. Да и всякие почти гуманитарные экономики и социологии не могут сейчас обойтись без диаграмм и графиков разного вида. Поэтому знакомить учащихся с возможностями графиков небесполезно.
Видим, что первые три точки отклоняются от прямой с погрешностью примерно в один-два процента, и только четвёртая даёт ошибку более десяти процентов. Так и сам ответ ничем не лучше. Особенно в сравнении со вторым и третьим в переписанной таблице, они кажутся самыми честными.
Омарова Альмира Шигаповна
Старшов Михаил Александрович
Омарова Альмира Шигаповна
Старшов Михаил Александрович
Омарова Альмира Шигаповна