Статья «Закономерности психического развития детей раннего возраста»

0
0
Материал опубликован 30 March 2018

Закономерности психического развития детей раннего возраста

Каждый ребенок проходит в своем развитии формирование психики. От того как психика разовьется, зависит дальнейшая жизнь ребенка. Родитель должен знать, что для здорового развития необходима соответствующая окружающая среда. Не компьютеризованная среда, которая только создает регресс в формирование полноценного члена общества, а естественная.

Развитие психики подразумевает в каждый возрастной период появления новообразования. Появление новых потребностей, желаний и видов деятельности. Такие возрастные периоды называются сенситивными, именно в этот период определенное психическое свойство и качества будут оптимальными для развития.

Тема «Психическое развитие в раннем детстве» интересна также и тем, что в этот возраст формируется психическое развитие более динамично и активно. Появляется много новообразований: манипуляции с предметами, ходьба, речь, развивается наглядно-действенное мышление, образная и вербальная память. Преобладает сенсомоторная функция развития, ребенок руководствуется ощущениями, ассоциациями, движениями, эмоциями в своей жизни. Вот как многогранно развитие ребенка с года до трех лет, более подробно я опишу этот период в основной части. Моя работа также будет содержать понятие интеллекта и действия, их развитие в раннем детстве.

Цель данной работы – рассмотреть специфику психического развития в раннем возрасте и охарактеризовать особенности кризиса трех лет.

1. Закономерности психического развития раннего возраста

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей.

Период раннего детства (возраст от рождения до 3 лет) является особенным: развитие ребенка в это время происходит максимально быстрыми темпами. У малыша формируются основы для дальнейшего психического развития. Ведущей деятельностью, определяющей развитие психики ребенка, в период раннего детства является предметная. К первому году жизни малыш усваивает, что окружающие предметы постоянны и обладают устойчивыми свойствами, а затем учится выполнять с ними различные действия [2, с. 136].

В раннем детстве развитие идет быстрыми темпами, чем в другом возрасте. Происходит становление и развитие всех особенностей свойственных человеку: освоение основных движений и действий с предметами, закладываются основы для психических процессов индивидуальный темп развития.

Одной из главных особенностей психического развития ребенка от 1 до 3 лет является неравномерность психических процессов. Различные преобразования в психике ребенка проходят то медленно, то быстро, при этом их значение в разные периоды жизни неодинаково [5, с. 171-172]. Так, в 2,5–3 месяца основным направлением развития психики ребенка является формирование зрительных и слуховых реакций, а с 3 до 5–6 месяцев ведущей линией психического развития является формирование навыков манипулирования с предметами: совершенствование движений, появление и развитие хватания. Еще одной важной особенностью раннего детства является выраженная взаимосвязь нервно-психического и физического развития [1].

Психическое развитие ребенка напрямую зависит от его физического состояния: малейшие ухудшения здоровья способны влиять на его эмоциональное самочувствие, а длительная болезнь может нарушить уже сформированные психические процессы [3, с. 112]. В период от 1 до 3 лет у ребенка складывается предметная деятельность, и формируются предметное восприятие, воображение и способности к наглядным формам мышления. Также к концу этого периода ребенок переходит к активной речи, у него зарождается общение со сверстниками и развивается общение с взрослыми [5]. К окончанию периода раннего детства главными новообразованиями в развитии психики ребенка являются способность ощущать гордость за свои достижения и стремление к самостоятельным действиям [3].

Основную роль в психическом развитии ребенка играет взрослый. Доказано, что соответствующее влияние родителей или других людей, которые ухаживают за ребенком, способно значительно ускорить формирование определенных психических реакций и процессов [4, с. 122-123].

Например, когда мама много разговаривает с новорожденным, проявляет ласку и заботу, улыбка у него появится раньше. Маленькие дети очень легко попадают под влияние эмоционального состояния и настроения взрослого, поэтому важнейшим условием психического развития ребенка являются положительные эмоции: именно они способствуют правильному формированию и развитию психических процессов, соответствующих возрасту [2]. Взрослый должен не только обеспечить ребенку надлежащий уход, но и знакомить его с окружающим миром, а также направлять активность малыша. Доброжелательное и внимательное отношение является залогом его нормального психического развития: в ответ на это поведение у ребенка формируется потребность в общении и познании, а, следовательно, быстрее протекают психические процессы, необходимые для нормального формирования и развития речи, мышления, внимания и памяти.

Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребенка, но, как правило, к концу года жизни первые признаки возникновения его уже можно заметить: ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания – отделить себя от своих действий [4].

Первоначально ребенок не осознает себя субъектом деятельности. «Катя гулять », «Боря пать», – говорят дети раннего возраста о себе. Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было жестко закреплено. Он наступает не «вдруг», не сам собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Ребенок «качает», «кормит», «моет» уже не только свою самую любимую куклу Таню, эти же действия он может совершать и с другими предметами (с куклами Катей, Олей и др.), «кормить» не только маленькой алюминиевой ложечкой, но и пластмассовой и даже палочкой, заменяющей ее, и т. п. Действуя с предметами, он сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, все чаще действует без непосредственной помощи взрослого [5]. И вот у ребенка появляется свое желание, порой отличное от желания взрослого, свое личное действие, к которому он относится как к своему, самостоятельно совершенному действию.

«Я играю», «я одеваюсь», «я ем» и все чаще «я сам» – заявляет малыш о себе на третьем году жизни. Переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица «я» – одно из важных достижений раннего возраста. Некоторые психологи (Божович Л. И., 1968) считают даже возникающую у ребенка к концу раннего детства систему «Я» и рождаемую ею потребность действовать самостоятельно, реализовать, утвердить свое «я» – центральным новообразованием данного периода [1].

Среди других новообразований, появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребенка как личности имеет самооценка. За счет каких источников, в силу каких причин происходит развитие самосознания и самооценки? Отечественные психологи движущую силу развития самосознания видят в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений» [3, с. 137].

В целом, показатели психического развития ребенка в раннем возрасте целесообразно рассматривать по годам. 1 год. К этому возрасту ребенок должен уметь различать предметы по форме по слову взрослого, узнавать по фотографии членов семьи, а также понимать названия нескольких предметов без показа. Годовалый малыш умеет выполнять разученные действия с игрушками (катать машинку, «кормить» куклу), а также может искать игрушку, спрятанную взрослым или другим ребенком.

Кроме того, ребенок должен уметь переносить эти действия с одного предмета на другой. Например, если ему показали, как баюкать куклу, потом он может делать то же самое с другой игрушкой. 2 год. К концу второго года жизни у ребенка должна сформироваться фразовая речь. Одним из показателей активного нервно-психического развития являются частые вопросы («что это?», «кто это?») [4, с. 126-127]. Ребенок должен понимать простой рассказ по сюжетной картинке и отвечать на вопросы взрослого, а также воспроизводить ряд последовательных действий, развивая способности к сюжетным играм. Задержка в речевом развитии, наблюдающаяся в 2,5 года, может свидетельствовать об отклонениях в психическом развитии ребенка.

3 год. В этот период в речи ребенка появляются вопросы «почему?», «когда?», а также он начинает употреблять более сложные предложения. Ребенок должен уметь изображать простые предметы (рисовать или лепить из пластилина) и называть их, правильно использовать геометрические фигуры во время игр. В его игровой деятельности появляются элементы ролевой игры. Малыш способен пересказать то, что недавно увидел или услышал, если ему помочь наводящими вопросами. Также к этому возрасту ребенок должен уметь узнавать по какой-либо характерной детали целое (например, зайца – по ушам, белку – по хвосту, и т.п.). Важно помнить, что процесс развития у каждого малыша происходит индивидуально, поэтому выявить какие-либо отклонения в психическом развитии ребенка в большинстве случаев может только специалист.

Психическое развитие ребенка начинается с общения, это первый вид социальной активности ребенка, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

Общение по моему представлению - специфический вид непосредственного взаимодействия, оно в отличии от предметного, осуществляется с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. Отмечу, что общение не тождественно взаимоотношениям, ядром которых являются избирательные, направленные чувства, в общении же, как правило, взаимоотношения актуализируются и формируются. Общение – это, прежде всего взаимопонимание, так никакое результативное общение невозможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого - воспитание личности.

Социальная ситуация развития ребенка представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок - предмет - взрослый. Основными факторами развития ребенка являются; овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и овладение речью.

1 фактор: овладение ходьбой – это возможность оторваться от взрослых. Ребенок из пассивного превращается в активного. У него совершенствуются движения, расширяется кругозор, идет интенсивное развитие эмоциональной (узнает новое) и волевой сферы (преодолевает препятствия). Например: ребенок залезает под стол: 1 -й раз он ударяется, а затем уже не делает этого. Следовательно, не сдерживать ползанье и ходьбу ребенка.

2 фактор: предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте: а) осуществляется взаимоотношения ребенка с окружающим миром, б) в ней создаются оптимальные условия для развития познавательный процессов, в) создаются предпосылки для развития других видов деятельности (игровой, продуктивной, г) развивается общение с взрослыми, зарождается общение со сверстниками. Отличие от манипулирования в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. На 1-х этапах развития предметной деятельности действие и предмет связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. К концу раннего возраста ребенок знает для чего нужен этот предмет но может использовать его по-другому. Может и показать это действие без предмета или воспользоваться заместителем, что является предпосылками игры.

3. фактор: развитие речи идет по двум направлениям: - развитие пассивной речи (понимает, но не говорит, - активной речи (разговаривает). Развитие речи ребенка во многом зависит от общения с взрослым. Если с ребенком мало общаются, ограничиваются только уходом, он отстает в развитии речи. С другой стороны, если взрослый в общении с ребенком пытается ловить каждое его желание, то ребенок тоже долго не будет разговаривать. Чтобы вызвать у ребенка потребность разговаривать, надо ставить себя в ситуацию непонимания. Сначала понимание речи носит ситуативный характер, позднее значение ситуации преодолевается, т. е. ребенок начинает понимать слова в независимости от того, кто их произносит и какими действиями сопровождает. Также ранний возраст - это возраст социализации, т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Ребенок усваивает правила поведения, которые осуществляются через посредника (старшего) и соучастника усвоения (ровесника). В раннем возрасте закладываются предпосылки формирования личности. Личность формируется: а) по подражанию (влияет тот климат, в котором находится ребенок) ; б) через предметную деятельность совместную). В этой деятельности ребенок знает названия предметов, признаки и действия с ними. Начинает называть себя по имени и к 3 годам начинает отделять себя от окружающих. Это знаменуется появлением местоимения Я, возникает самосознание. ребенок начинает сознавать себя как отдельного человека. Здесь важным моментом является то, что, отделение себя от других людей и осознание своих возможностей, приводит к новообразованию Я САМ! В поведении ребенка формируются черты упрямства. В своих капризах ребенок утверждает свое я, он сравнивает себя с взрослым, хочет пользоваться теми же правами, быть независимым. Появляются сложные взаимоотношения со взрослыми, возникает кризисная ситуация, которую психолог охарактеризовали как кризис 3 лет.

Рассмотрим более подробно характеристику ребенка в трехлетнем возрасте, ведь именно на данном возрастном этапе у ребенка наблюдается его первый возрастной кризис, отмечающийся значительной перестройкой личности.

2. Характеристика трехлетнего возраста

Один из самых известных кризисов ребенка – это кризис трех лет. В этом возрасте дети очень строптивы. Послушный трехлетний ребенок – это просто уникум. Строптивый и капризный – так можно сказать практически о каждом трехлетке. «Семизвездие»– так часто называют кризис трех лет, потому что этот кризис сопровождает семь весьма неприятных признаков. О каждом из этих признаков родителям надо узнать заранее, чтобы не нервничать понапрасну [3].

Кризисная ситуация в 3 года - это ситуация между желаниями и возможностями и неумением ребенка понять эту ситуацию. Выход переход к игровой деятельности. Кризис явление переходящее. Однако, связанное с ним новообразование Я САМ, является важным шагом в психическом развитии, без которого не возможно дальнейшее формирование.

Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.

Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались

Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер Это протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет чтото делать Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах -- о самостоятельности намерения, замысла

Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: "дура".

Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними",-- писал Л. С. Выготский.

В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет -- это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей [6].

По мнению психологов, занимавшихся данной проблемой у детей, причинами возникновения кризиса трех лет являются [5]:

– Объективное возрастное развитие ребенка с переходом на новую, более высокую ступень психологического развития.

– При тенденции ребенка к самостоятельности взрослый сохраняет старый тип отношений и не перестраивает свое поведение, тем самым ограничивает активность ребенка.

– Протест ребенка, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям.

Перечислим основные признаки кризиса трех лет [2, с. 163-165].

Одно из проявлений кризиса трех лет – это отрицание. Малыш на все просьбы родителей начинает отвечать категорично «нет», «не хочу», «не буду», «не пойду». Ребенок может даже отказываться выполнять действия, которые ему всегда нравились, и именно этим отличается отрицание от простого непослушания.

Еще одно типичное проявление этого непростого периода – упрямство. Кроха стоит на своем до последнего, вынуждая взрослых идти ему на уступки. При этом важно отличать от упрямства такое положительное качество как настойчивость. Настойчивый малыш вынуждает считаться с его мнением лишь по тем вопросам, которые для него действительно важны, а упрямец стоит на своем назло родителям, чтобы доказать, что его мнение должно быть решающим.

Кризис, который переживает малыш, можно также определить по появившемуся у него своеволию: кроха стремится к полной самостоятельности, не дает родителям ему ни в чем помогать и что-либо решать за него.

Во время кризиса в поведении ребёнка наблюдается строптивость – постоянное недовольство всем. Л. В. Выготский охарактеризовал этот симптом как «бунт против норм воспитания, установленных ранее для ребёнка, против всего прежнего образа жизни».

Как укротить строптивых? Оставьте свои попытки увлечь и развлечь его. Пусть он побудет один и займётся чем хочет. Довольно скоро ему станет скучно, и он придёт к вам. Вот тогда и предлагайте ему ненавязчиво то, отчего он отказался ранее.

В возрасте 3-х лет дети стремятся всё делать сами, причём так, как они считают правильным. Но у них не всегда это получается.

Как реагировать на своеволие?

Во-первых, постарайтесь сделать свой дом максимально безопасным для ребёнка. Причём сделать это надо задолго до трёх лет, ещё с того времени когда ребёнок начал ходить.

Во-вторых, предоставьте ребёнку самостоятельность, в разумных пределах, в соответствии с его возрастом.

В-третьих, поощряйте самостоятельность в приобретении опыта, помогайте ему, но не делайте всё за него. Пусть растёт у ребёнка уверенность в собственных силах.

В-четвёртых, когда ребёнок хочет заняться не своим делом, то самое время родителям вспомнить о таких особенностях психики, как повышенная переключаемость внимания и вовлечённость в игровую деятельность.

Часто дети, переживающие трехлетний кризис, проявляют агрессивность, которая выражается в грубости и драчливости. Ребенок может выкрикивать обидные слова по отношению ко взрослым, устраивать драку с ними или со сверстниками, ломать любимые игрушки, рвать книги.

Дети, которые имеют братьев или сестер, во время такого кризиса начинают проявлять деспотичность, стремясь взять власть над всеми, кто их окружает: заставляют младшего брата подчиняться или ревнуют старшего, требуют, чтобы родители считались с его мнением по всем вопросам, диктуют всем членам семьи, что нужно делать.

Кризис трех лет для детей – это крайнее проявление протеста против всего, что их окружает. Ребенок зачастую сам не понимает, что именно его не устраивает, и страдает от собственного поведения, но ничего не может с собой поделать.

Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период – тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.

Заключение

В психологии выделяется много возрастных кризисов, одним из которых является кризис трех лет. К концу второго года жизни ребенок начинает употреблять местоимение «Я», которое становится активным заменителем его имени. С этих пор у малыша появляются амбивалентные потребности: зависимость и потребность в автономии, что ведет к расширению знаний о социальных правилах. Ребенок уже умеет сочувствовать, смущаться, испытывать чувство стыда, гордости и вины. В течении первых трех лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов. К трем годам у ребенка формируется характер, свое отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе.

Трехлетний возраст характеризуют как «Трудный». Его «Трудность» в том, что ребенок начинает отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.

Данный кризис начинается не тогда, когда ребенку исполняется 3 года. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других – в 3, 5 года.

Кризис 3 лет является одним из самых сложных в жизни каждого из нас. Его болезненно переживает не только сам ребенок, но так же и его родители. В этот сложный и важный период ребенок учится быть самостоятельным. Именно поэтому нужно выбрать золотую середину между вседозволенностью и тотальным запрещением всего. Но как бы кризис не проходил, он является очень важным этапом в развитии ребенка. Его отсутствие – отклонение от нормы.

Общение с ребёнком во время кризиса – это особое искусство. Необходимо создать для ребенка атмосферу любви, понимания и доброжелательности. Необходимо играть и разговаривать с малышом, проявлять терпимость. А самое главное, любить его таким, какой он есть.

Список использованной литературы

Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – СПб: Питер, 2006. – 750с.

Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 487с.

Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2009. -368 с.

Стерн В. Психология раннего детства/В. Стерн. – Минск: Харвест, 2003. – 400с.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 650c

         Обухова Л.Ф. - Детская (возрастная) психология, 1996. - 148с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.