Образовательный проект «Служить России суждено тебе и мне» (5–6 класс)
Образовательный проект
«Служить России суждено тебе и мне».
Содержание:
1. Краткая аннотация проекта.
2. Паспорт проекта.
3. Актуальность выбранной тематики.
4. Психолого-педагогические аспекты развития патриотического воспитания у дошкольников.
5. Основные этапы проекта.
6. Ожидаемые результаты от реализации проекта.
7. Литература.
Краткая аннотация проекта.
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
Проект «Служить России суждено тебе и мне» актуальна, т.к. направлена на формирование патриотической нравственности и духовной культуры молодого поколения.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Паспорт проекта
Тема |
Закрепление знания об армии России, видах вооруженных сил. Развитие нравственного воспитания, уважительного отношения к защитникам нашей Родины. Формирование у детей знаний о празднике 23 февраля, его истории и традициях. |
Название |
«Служить России суждено тебе и мне». |
Проблема |
отсутствие интереса к Российской армии. недостаточный уровень знаний о Российской армии отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества. |
Новизна проекта
|
Создание педагогических игровых условий по формированию знаний у детей о военной службе через разные виды продуктивной деятельности |
Основание для разработки проекта |
Недостаточная осведомленность детей о защитниках Отечества, родах войск, видах военной техники |
Цель |
Формирование у школьников чувства гордости и уважения к своей стране и армии. Формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. |
Задачи |
образовательные: -познакомить учащихся с историей возникновения праздника «День защитника Отечества -расширять представления о Российской Армии, о видах войск, о людях военных профессий. развивающие: -развитие коммуникативных навыков школьников; -способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, обогащать словарь новыми словами; -развивать творческую самостоятельность и инициативу; - развивать логическое мышление, мелкую моторику рук; - укрепление физического и психического здоровья школьников. воспитательные: -воспитывать чувство патриотизма у школьников; -воспитывать чувство уважения к российскому воину; -воспитывать чувство любви и гордости за свою страну; - активно привлекать семью к патриотическому воспитанию своих детей. |
Вид проекта |
информационно – творческий по характеру координации проекта: создание педагогических условий способствующих патриотическому воспитанию; по характеру участия: ребенок – педагог; ребенок – ребенок; педагог – родитель – ребенок; по количеству участников: групповой. по продолжительности: краткосрочный. |
Целевая группа |
Учащиеся основной школы (5-6 классы). |
Ресурсное обеспечение |
Художественная литература, наборы различных игрушек, картинки и иллюстрации, настольно – печатные игры, дидактические игры, видео - и аудиозаписи, магнитофон, материалы для продуктивной деятельности, компьютер |
Сроки реализации |
Февраль 2019г. |
Ожидаемые результаты |
- развитие у детей школьного возраста эмоционально – положительного отношения к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными; - увеличение объема знаний о современных защитниках Российской армии, родах войск, видах военной техники; -повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей. |
2.Актуальность выбранной тематики
В настоящее время воспитание патриотизма - это достаточно сложная задача, так как в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания. Во все времена славилась наша страна своими защитниками, которые охраняли и оберегали нашу Родину. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. Этот проект является отличной возможностью воспитать чувство гордости за свой народ, армию, Родину, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен.
Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы Родины. Много славных воинов, прославивших Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя школьников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.
3. Психолого-педагогические аспекты развития патриотизма у школьников.
Патриотизм можно определить как нравственное качество человека, которое выражается в его преданности и любви к своей Родине, осознании ее славы и величия и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее независимость и могущество.
В школьном детстве закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. На основании этого патриотизм является тем главным звеном, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. У школьников необходимо формировать высокие морально-психологические и нравственные качества, среди которых особое значение имеет патриотизм, в элементарном значении, как чувство любви к Родине. Э. К. Суслова акцентирует внимание на то, что быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это непростое чувство возникает еще в детском возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Развитию патриотизма у детей способствует патриотическое воспитание. В Государственной программе и концепции по вопросам патриотического воспитания оно определено как целенаправленная и систематическая деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание школьников определяется проще. Необходимо сформировать у детей положительное отношение к Родине, помочь им осознать себя неотъемлемой частью родной страны. Патриотическое воспитание гражданина своей страны начинается с детства. Известно, что основы личности, его человеческого характера закладываются в детстве, поэтому важно, как можно раньше, знакомить ребенка с основными сферами общественной жизни, формируя элементарные патриотические чувства.
Особенности патриотического воспитания детей школьного возраста в том, что они еще не могут воспринимать неизвестное им, что-то далекое. Для школьников важно их ближайшее окружение. Любовь маленького ребенка-школьника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, с любви к родному дому, улице на которой он живет, родной школе , городу, поселку.
Для формирования патриотических чувств у школьников необходимо учитывать их возрастные особенности. Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно слышит, видит, осязает окружающий мир, у ребенка возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы.
Важно учитывать влияние на ребенка взрослых, которые его окружают, в первую очередь это семья. Необходимо включать семью в процесс ознакомления школьников с социальным окружением, знакомить с особенностями у детей школьного возраста основ патриотизма.
Для воспитания патриотических чувств у школьников необходима систематическая и планомерная работа. В зависимости от возрастных особенностей детей учитель может использовать различные приемы и методы: экскурсии и прогулки, беседы, наблюдение, рассказы, использование иллюстраций и картин, чтение художественно-познавательной литературы.
Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его честности, ответственности, доброты, готовности служить Отечеству и т.д. По признанию психологов и педагогов (А.Г. Асмолов, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) период от рождения до поступления в общеобразовательное учреждение имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитость чувств детей, что приводит к бездуховности и эмоциональной глухоте. Патриотическое воспитание — процесс формирования знания человека, любящего землю, где он родился и рос, свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Социально-коммуникативное развитие программы должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
4. Основные этапы проекта
1 этап: Подготовительный.
Составление паспорта проекта
Выявление первоначальных знаний учащихся о военной технике и Российской армии (беседа, игра)
Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, пословиц по теме проекта.
Разработка конспектов по ознакомлению детей с Российской Армией.
2 этап: Основной.
рассказ об истории возникновения праздника, о Российской армии;
беседы с детьми;
чтение художественной литературы;
заучивание стихотворений, отгадывание загадок;
проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;
рисование рисунков;
изготовление поделок, открыток, подарков для пап;
рассматривание картин, иллюстраций, составление рассказов по ним;
презентация «День Защитника Отечества»
3 этап: Заключительный.
Создание мини-музея «Военная техника» с помощью родителей и детей;
спортивный праздник «папа, мама, я - спортивная семья »; вручение подарков папам; подведение итогов; обобщение опыта работы по созданию педагогических условий развития умений детей;
мониторинг результативности работы;
презентация профессиональной деятельности.
5. Ожидаемые результаты от реализации проекта.
развитие у детей школьного возраста эмоционально – положительного отношения к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными;
увеличение объема знаний о современных защитниках Российской армии, родах войск, видах военной техники;
повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Литература:
1. Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2009. - №9. - С.26 - 28.
2. Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.
3. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С.53 - 57.
4. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.
Интернет-ресурсы
1. Иванова И. Г. Гражданственно-патриотическое воспитание в воспитательно-образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). - Режим доступа http://www. 1september.ru/.
2. http://smolpedagog.ru/box.html
3. http://www.vesti-moscow.ru/
4. http://www.dissercat.com/
5. http://festival.1september.ru/articles/518222/pril1.doc
6. http://matclub.ru/matclub.php?d=4&p=18&t=1&w=9940