Квест-проект «Как слово служит искусству»
Квест-проект
Как слово служит искусству
Идея квест-проекта пришла к нам после долгих споров и обсуждений. Почему мы выбрали именно такую форму? Эта работа понравилась тем, что учит решать нестандартные задачи на основе выбора разных вариантов. Потому что квест – это «поиск, предмет поисков, поиск приключений» (от англ. Quest - поиск). Квест немного похож на игру, но имеет отличие от неё в том, что участникам выдается задание, выполнив которое, они должны понять, куда следовать.
Квест–проект «Как слово служит искусству» включает в себя необычные задания, которые приводят к неожиданным решениям. Чтобы закончить игру и дойти до финала, участникам необходимо собрать как можно больше пазлов (частей ответа на главный вопрос игры) на каждой из пяти этапов квест - проекта.
Цель проект: научиться пользоваться различными словарями для решения нестандартных задач по искусству
Задачи: учиться ставить цель и достигать её, получение новых знаний при решении совместных задач, создание благоприятной эмоциональной и учебной обстановки в процессе выолнеия общего дела, создание конечного продукта (картины из пазлов) и подготовка к устной презентации.
Актуальность: это не просто модное слово, ведь в наше время словари незаслуженно забыты многими школьниками, и большинство из них не умеет пользоваться словарными статьями, находить нужный материал, и, следовательно, получать необходимые знания. Интересно и полезно работать со словарями научит наш квест – проект.
План квест – проекта
1. Организационный момент - 5 мин (жеребьёвка, выбор лидера)
2. Введение (сюжет, роли) - 15 мин
3. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания) - 30 мин
4. Итоги -10 мин (порядок выполнения, бонусы, штрафы)
Продолжительность: 60 минут
Участники: учащиеся 8а класса.
Перед началом квеста проводится жеребьевка с помощью упражнения Разноцветные стикеры.
Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер предлагает выбрать цветной стикер. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы. (1-2 минуты)
Затем каждый инструктор со своей командой проводит упражнение «Выбор лидера».
Участники должны молча, с помощью мимики и жестов, договориться о том, кто будет лидером в группе. На это дается три минуты, после чего ведущий просит выбранного лидера поднять руку.
Часть 1 Введение
Мир художественных образов богат и разнообразен. Его создают писатели и художники, режиссёры и композиторы, скульпторы и архитекторы, музыканты и дизайнеры разных врёмен и народов. Этот необыкновенный по силе воздействия на человека мир раскрывает перед вдумчивым читателем, слушателем, зрителем богатство мыслей и чувств, глубину жизненных отношений. А есть ли у нас потребность в таком общении? Зачем вообще людям нужно искусство? На эти и другие вопросы помогут нам ответить различные словари, справочники, энциклопедии, связанные с многими видами искусства, а также толковый и орфографический словари. Именно эти неоценимые помощники не только откроют нам новые знания, но и покажут, как слово служит искусству, является его проводником в мире человека.
Часть 2 Проведение квест- проекта
Итак, позвольте объявить начало нашего квест-проекта и ознакомить вас с регламентом и условиями выполнения заданий квеста.
Всего 5 заданий, они разные по степени сложности, однако каждое из них выполняются с помощью различных словарей и справочниной литературы, связанной с искусством. Это энциклопедии «Искусство» (в 2 томах), «Культуры мира», «Словарь юного музыканта», «Словарь юного литературоведа», «Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства»: В мире искусства, «Толковый словарь» С.И. Ожегова, «Орфографический словарь» и «Справочник по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя.
Каждая команда сегодня отправится в “путешествие” по индивидуальному маршруту. Этот путь указан в маршрутном листе. Результаты будут фиксироваться в оценочном листе. За выполненое задание вы получаете от 2 до 5 пазлов (решает инструктор). Время на выполнение каждого задания - 5 минут.
Разрешено в игре:
Обращаться за разъяснением к организаторам и инструкторам;
Запрашивать дополнительные упражнения, при не согласии с мнением инструктора;
Запросить один тайм-аут 5 минут за игру.
Запрещено:
Заменять участников после начала игры;
Толкать, мешать другиму частникам, громко разговаривать, кричать;
Меняться участниками с другой командой;
Бездействовать и пропускать этапы
Кроме того есть и штрафные санкции:
Наказания:
При нарушениях вышеуказанных правил назначается штрафной этап
Игрок, совершивший нарушение, удаляется с поля для выполнения дополнительных упражнений.
Команда, первой прошедшая все этапы, может приступить к завершающему этапу – складыванию пазла и подготовке презентации.
Задание 1
Сценка «Как создавался «Толковый словарь…» Даля?»
В.И.Даль в костюме сидит за столом, пишет и размышляет. На столе много бумаг и записных книг, блокнотов. Стоит подсвечник со свечами, чернильница, перо.
Даль читает вслух: акварель (из французского) Живопись и сама картина на бумаге водяными красками, без белил. Теперь акватинта, а потом акорд (Правит текст. Слышен стук, шаги. Входит ямщик.)
Даль: Войдите. С чем вы к нам пожаловали, уважаемый?
Ямщик: Здравствуйте, Владимир Иванович. Услышал я, что Вы собираете старинные слова, предания, сказки и пришел я к вам с нижайшей просьбой: не пригодиться ли вам такое слово, что я слышал от родителя моего. Если оно вам будет полезно, то я не зря приехал, и память о себе оставил.
Даль: Хорошо, послушаю. Да только помните, что соловья баснями не кормят.
Ямщик: Это слово я услышал от отца, а он от деда, говорят у нас: верея или вереина. Значение у него такое – вал на реке, на пойме, на луговой стороне. Эта вереина может быть не одна, а соединяться с другими.
Даль: Очень интересно (записывает). Как ты говоришь, верея? А где это у вас? В какой губернии?
Ямщик: Так тамбовские мы.
Даль: Не ожидал я, что моя работа будет интересна простому люду.
Ямщик: Это дело поправимое, ещё будут в деревнях вашу книжку читать да и спасибо говорить. За то, что сберегли, да детям передали. Низкий Вам поклон.
Автор: Возможно, именно так создавался словарь Владимира Ивановича Даля – великого хранителя русского слова.
по «Толковому словарю…» В.И. Даля
команда – найдите в «Толковом словаре живаго Великорускаго языка» В.И. Даля значение слов, использованных в данной сценке, и объясните их: по одному слову из различных областей искусства: музыка, живопись, литература.
Например: акварель (франц.) –живопись и сама картина на бумаге водяными красками, без белил; акватинта - способ гравировки, или травления, близкий к работе тушью, кистью (живопись).
Акорд (франц.) – согласие; полногласие, стройность совместных звуков (музыка).
Басня – вымышленное происшествие, выдумка, иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными (литература).
команда по этой же сценке: Какой жанр устного народного творчества упоминается в сценке? Какие ещё жанры УНТ присутствуют в в «Толковом словаре живаго Великорускаго языка» В.И. Даля? Найдите не менее 3-х и приведите примеры.
Соловья баснями не кормят – поговорка; Кому чин, кому блин, а кому и клин – пословица; Что на сковороду наливают, да в четверо сгибают – загадка; Тетушка Варвара, меня матушка послала: дай сковороды да сковородничка, мучки да подмазочки; вода в печи, хочет блины печи – приговорка.
Задание 2
Работа с ментальной картой по «Словарю юного литературоведа», «Толковому словарю» С.И. Ожегова, «Словарю юного музыканта»
Использование ментальных карт на ноутбуке
При работе используется метод “Белые пятна”: в ментальной карте существуют пропуски ключевых слов, которые необходимо записать.
Задание: заполни «белые пятна» и прочти текст без ошибок.
1 команда
А.Н.Скрябин так определил содержание поэмы: «Прометей – есть (1 символ) в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Во вступлении таинственное символизирует тёмный (2 хаос). Главная тема (3 экспозиции) раскрашена как ярко - синяя. Насыщенная разработка ассоциировалась у Скрябина с (4 красным) цветом. В репризе – с органными и колокольными звуками (5 кульминация) поэмы.
Найди слово по значению: 1- синоним к понятию предмет, раскрывающий какой – либо образ, идею; 2 – беспорядочная материя, неорганизованная стихия, отсутствие порядка; 3 – вступительная часть литературного, музыкального произведения, содержащая мотивы, которые реализуются в дальнейшем; 4 – цвет крови, спелых ягод земляники; 5 – точка наивысшего напряжения в литературном или музыкальном произведении
команда
(1Фольклор ) – буквально народная мудрость, модель мира, отразившая богатство духовной жизни народа. Самые ранние обрядовые формы искусства – предметы для (2 ритуалов), обереги, наскальные изображения. Дальнейшее развитие (3 искусства) строилось на сближении духовного и светского. В различных произведениях много (4 цитат ), перекличек и подражаний созданному ранее. Идёт живой (5 диалог) современного искусства с тем, которое уже стало общечеловеческой ценностью.
Найди слово по значению: 1- устное народное творчество (англ.); 2- порядок обрядовых действий, совершаемых жрецом; 3- творческое отражение жизни, воспроизведение действительности в художественных образах; 4- точная дословная выдержка из какого- нибудь текста, высказывания; 5 - разговор между несколькими лицами.
Задание 3
Ребус по «Толковому словарю» С.И. Ожегова
В течение 5 минут обучающиеся должны поработать с ребусами, угадать слова и составить известную фразу.
1 команда
Искусство пробуждает в людях художников. ( Лиса, Кусок, СТ в О ; Пробка, уж, дата; в , лодка, удод, чайник)
2 команда
Архитектура – застывшая музыка. (Арфа, хлеб, тура, заяц, тыква, шар, мухомор, язык)
Задание 4 Видеоролики по «Справочнику по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя и «Орфографическому словарю»
Метод “Найди ошибки!”. Суть метода сводится к тому, что обучающимся предъявляется видеоролик, содержащий ошибки. До начала данного этапа квеста обучающимся сообщается о существовании неточностей, ошибках в информационном материале. Ставится задача установить эти ошибки и проанализировать их.
Задание 5 Устная презентация “Сигналы” по энциклопедиям «Искусство» (в 2 томах), «Культуры мира»
Результатом квеста становится собранная, проанализированная, систематизированная информация (пазлы), которую необходимо представить в определенной форме – устная презентация.
Инструкция:
собрать картинку, используя полученные пазлы;
определить значение;
представить устный комментарий к изображенному на картинке.
До начала устной презентации каждая команда получает по 5 жетонов. Количество жетонов изменяется в зависимости от качества представления, полноты ответа. Полученные жетоны можно использовать для торгов, если в процессе квеста не были собраны все пазлы. А так же получить дополнительные жетоны за ответы на вопросы.
1 команда «Джоконда» Леонардо да Винчи. Картина, находящаяся в Лувре, одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года. На ней изображена молодая женщина, ставшая символом гармонии и красоты
2 команда. «Девочка с персиками» Валентин Серов. Картина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево. На портрете изображена 12-летняя Вера Мамонтова. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, персики и листья. На картине изображена столовая дома Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол. Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать. Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате. Теперь в Абрамцево висит копия, а оригинал экспонируется в Третьяковской галерее.
Дополнительные задания
Команда 1
1 Как называют художника, который пишет животных? ( Анималист)
2 Назовите самый знаменитый музей во Франции. ( Лувр)
3 Кто из русских писателей создал поэму «Руслан и Людмила»? ( Александр Пушкин)
4 Назовите имя и фамилию русского художника, автора картины «Богатыри» ( Виктор Васнецов )
5 В какой области искусства прославился Антон Рубинштейн ? ( Музыка)
Команда 2
1 Какой музей, известный на весь мир, существует в Санкт- Петербурге? (Эр- митаж)
2 Кто из русских писателей создал цикл стихов «На поле Куликовом»? (Александр Блок)
3 Как называют художника, который пишет сцены боёв? ( Баталист)
4 В какой области искусства прославилась Галина Уланова? ( Балет)
5 Назовите имя и фамилию русского художника, автора картины «Утро с сосновом бору» (Иван Шишкин)
6 задание
Итог квеста
Заполнение оценочного листа. Подсчет баллов. Подведение итогов.
Оценочный лист квест- проекта «Как слово служит искусству» |
|||
Название задания |
Время на выполнен. |
Кол-во верных ответов |
Ко-во пазлов |
Задание 1 Сценка «Как создавался словарь Даля?» по «Толковому словарю…»» В.И. Даля |
5 минут |
3 2 1 |
5 3-4 2 |
1 команда |
|||
2 команда |
|||
Задание 2 Работа с ментальной картой по «Словарю юного литературоведа», «Толковому словарю» С.И. Ожегова, «Словарю юного музыканта» |
5 минут |
5 4-3 2-1 |
5 3-4 2 |
1 команда |
|||
2 команда |
|||
Задание 3 Ребус по «Толковому словарю» С.И. Ожегова |
5 минут |
Все слов. 2 1 |
5 3-4 2 |
1 команда |
|||
2 команда |
|||
Задание 4 Видеоролики по «Справочнику по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя и «Орфографическому словарю» |
5 минут |
5 4-3 2-1 |
5 3-4 2 |
1 команда |
|||
2 команда |
|||
Задание 5 Устная презентация “Сигналы” по энциклопедиям «Искусство» (в 2 томах), «Культуры мира» |
5 минут |
Рассказ о произвед-ении |
5 |
указаны автор и название отдельн. факты |
3-4
|
||
название и автор |
2 |
||
1 команда |
|||
2 команда |
|||
Дополнительно 1 команда |
|||
Дополнительно 2 команда |
|||
Штрафные очки (за каждый – минус 1 пазл) |
|||
1 команда |
|||
2 команда |
Часть 3
Подводя итоги нашей работе, хочется заметить, что современный человек, живущий в сложном мире, каждый день ищет ответы на множество вопросов. Они иногда приходят к нему в результате озарения, интуиции, опыта. Но чаще всего мы получаем их в труде и познании. Большую роль в этом играют словари, именно они подскажут ответ на любой вопрос. Главное знать, к какому из них обратиться.
Первый шаг к творчеству – вопрос к себе. И чем больше возникает вопросов, тем больше шансов стать творческим человеком. Искусство, как никакая другая область, нуждается в понимании, и сделать это невозможно без справочного материала: словарей и энциклопедий. Работа со словом помогает увидеть и понять за обширными и скупыми строчками этих изданий истинный замысел поэтов, художников, музыкантов, архитекторов. И если наш современник сознательно выбирает такой путь, то у него, несомненно, есть потенциал для творчества. Ищите, узнавайте и творите!
Литература
1 В.И. Даль. Толковый словарь живаго Великорускаго языка: в 4-х т.- Т.1.- А-З.- М., С-П.: издание К-Т Вольфа, 1880.- с.94- 139 (Библиотека Руниверс)
2 С.И. Ожегов. Толковый словарь.- М.: Азбуковник, 1994.- 994 с.
3 Словарь юного литературоведа. Сост. .- М.: Педагогика, 1986.- с
4 Словарь юного музыканта. Сост. О.О.Очаковская, В.В.Медушевский.- М.: Педагогика, 1986.- 456с
5 Искусство : в 2 частях // Ред. М.Аксёнова.- М.: Астрель, Аванта, 2007, 2003
6 Культуры мира // Ред. Е.Ананьева.- М.: Аванта, 2004
7 Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Искусство 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012
8 Художественная галерея .- Вып.2,6, 2013
Методические комментарии
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у обучающихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности. Исходя из этих требований, и разрабатывался групповой квест - проект «Как слово служит искусству». Суть этого мероприятия в том, что была поставлена определённая цель, дойти до которой можно последовательно выполняя задания: научиться пользоваться различными словарями для решения нестандартных задач по искусству. Каждое задание из пяти предложенных: 1) поиск слов по заданной теме, по жанру по «Толковому словарю…» В.И. Даля с использованием ролевой игры в сценке «Как создавался словарь Даля?»; 2) работа с ментальной картой по «Словарю юного литературоведа», «Толковому словарю» С.И. Ожегова, «Словарю юного музыканта»; 3) ребусы по «Толковому словарю» С.И. Ожегова; 4) видеоролики «Найди ошибку» по «Справочнику по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя и «Орфографическому словарю»; 5 Устная презентация “Сигналы” по энциклопедиям «Искусство» (в 2 томах), «Культуры мира» – это ключ к следующей точке и следующему заданию. Квест – проект построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими участниками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Данный квест - проект позволил обучающимся наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость и очень быстро решать нестандартные задачи.
Квест – проект содержит в себе элемент соревновательности, следовательно, он ведёт к развитию аналитических способностей учеников. Использование квест – проекта существенно расширяет рамки образовательного пространства. В этом развивающая роль квест - проета.
Обучение происходит незаметно для учащихся, ведь при решении поставленных задач можно узнать много нового. Следовательно, Квест – проект - прекрасная возможность приобрести новые знания и опыт.
Подобные квесты – проекты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе.
Задание 1
Сценка «Как создавался словарь Даля?» по «Словарю живого Великорусского языка…» В.И. Даля
1команда – найдите в «Толковом словаре живаго Великорускаго языка» В.И. Даля значение слов, использованных в данной сценке, и объясните их: по одному слову из различных областей искусства: музыка, живопись, литература.
Например: акварель (франц.) –живопись и сама картина на бумаге водяными красками, без белил; акватинта - способ гравировки, или травления, близкий к работе тушью, кистью (живопись).
Акорд (франц.) – согласие; полногласие, стройность совместных звуков (музыка).
Басня – вымышленное происшествие, выдумка, иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными (литература).
команда по этой же сценке: Какой жанр устного народного творчества упоминается в сценке? Какие ещё жанры УНТ присутствуют в в «Толковом словаре живаго Великорускаго языка» В.И. Даля? Найдите не менее 3-х и приведите примеры.
Соловья баснями не кормят –поговорка; Кому чин, кому блин, а кому и клин – пословица; Что на сковороду наливают, да в четверо сгибают – загадка; Тетушка Варвара, меня матушка послала: дай сковороды да сковородничка, мучки да подмазочки; вода в печи, хочет блины печи – приговорка.
Задание 2
Работа с ментальной картой по «Словарю юного литературоведа», «Толковому словарю» С.И. Ожегова, «Словарю юного музыканта»
Использование ментальных карт на ноутбуке
При работе используется метод “Белые пятна”: в ментальной карте существуют пропуски ключевых слов, которые необходимо записать.
Задание: заполни «белые пятна» и прочти текст без ошибок.
1 команда
А.Н.Скрябин так определил содержание поэмы: «Прометей – есть (1 символ ) в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Во вступлении таинственное символизирует тёмный (2 хаос ). Главная тема (3 экспозиции) раскрашена как ярко - синяя. Насыщенная разработка ассоциировалась у Скрябина с (4 красным ) цветом. В репризе – с органными и колокольными звуками (5 кульминация ) поэмы.
Найди слово по значению: 1- синоним к понятию предмет, раскрывающий какой – либо образ, идею; 2 – беспорядочная материя, неорганизованная стихия, отсутствие порядка; 3 – вступительная часть литературного, музыкального произведения, содержащая мотивы, которые реализуются в дальнейшем; 4 – цвет крови, спелых ягод земляники; 5 – точка наивысшего напряжения в литературном или музыкальном произведении
2 команда
(1Фольклор ) – буквально народная мудрость, модель мира, отразившая богатство духовной жизни народа. Самые ранние обрядовые формы искусства – предметы для (2 ритуалов), обереги, наскальные изображения. Дальнейшее развитие (3 искусства ) строилось на сближении духовного и светского. В различных произведениях много ( 4 цитат ), перекличек и подражаний созданному ранее. Идёт живой ( 5 диалог) современного искусства с тем, которое уже стало общечеловеческой ценностью.
Найди слово по значению: 1- устное народное творчество (англ.); 2- порядок обрядовых действий, совершаемых жрецом; 3- творческое отражение жизни, воспроизведение действительности в художественных образах; 4- точная дословная выдержка из какого- нибудь текста, высказывания; 5 - разговор между несколькими лицами.
Задание 3
Ребус по «Толковому словарю» С.И. Ожегова
В течение 5 минут обучающиеся должны поработать с ребусами, угадать слова и составить известную фразу.
1 команда Пейзаж – вид, изображение местности.
2 команда Символы культуры – солнце, дерево, дорога.
Задание 4
Видеоролики по «Справочнику по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя и «Орфографическому словарю»
Метод “Найди ошибки!” Найдите в данном видеоролике различные неточности, ошибки и речевые недочёты. Исправьте их и произнесите фразы правильно.
Задание 5
Устная презентация “Сигналы” по энциклопедиям «Искусство» (в 2 томах), «Культуры мира»
Результатом квеста становится собранная, проанализированная, систематизированная информация (пазлы), которую необходимо представить в определенной форме – устная презентация.
Инструкция:
собрать картинку, используя заработанные пазлы;
определить значение;
представить устный комментарий к изображенному на картинке.
До начала устной презентации каждая команда получает по 5 жетонов. Количество жетонов изменяется в зависимости от качества представления, полноты ответа. Полученные жетоны можно использовать для торгов, если в процессе квеста не были собраны все пазлы. А так же получить дополнительные жетоны за ответы на вопросы.
1 команда «Джоконда» Леонардо да Винчи. Картина, находящаяся в Лувре, одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года. На ней изображена молодая женщина, ставшая символом гармонии и красоты
команда. «Девочка с персиками» Валентин Серов. Картина написана в усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова Абрамцево. На портрете изображена 12-летняя Вера Мамонтова. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, персики и листья. На картине изображена столовая дома Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол. Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать. Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате. Теперь в Абрамцево висит копия, а оригинал экспонируется в Третьяковской галерее.
Дополнительные задания
Команда 1
1 Как называют художника, который пишет животных? ( Анималист)
2 Назовите самый знаменитый музей во Франции. ( Лувр)
3 Кто из русских писателей создал поэму «Руслан и Людмила»? ( Александр Пушкин)
4 Назовите имя и фамилию русского художника, автора картины «Богатыри» ( Виктор Васнецов )
5 В какой области искусства прославился Антон Рубинштейн ? ( Музыка)
Команда 2
1 Какой музей, известный на весь мир, существует в Санкт- Петербурге? (Эр- митаж)
2 Кто из русских писателей создал цикл стихов «На поле Куликовом»? (Александр Блок)
3 Как называют художника, который пишет сцены боёв? ( Баталист)
4 В какой области искусства прославилась Галина Уланова? ( Балет)
5 Назовите имя и фамилию русского художника, автора картины «Утро с сосновом бору» (Иван Шишкин)
6 задание
ИТОГ квеста
Заполнение оценочного листа. Подсчет баллов. Подведение итогов.
Оценочный лист квест- проекта «Как слово служит искусству» |
|||
Название задания |
Время на выполнен. |
Кол-во верных ответов |
Ко-во пазлов |
Задание 1 Сценка «Как создавался словарь Даля?» по «Словарю живого Великорусского языка…» В.И. Даля |
5 минут |
3 2 1 |
5 3-4 2 |
1 команда |
|||
2 команда |
|||
Задание 2 Работа с ментальной картой по «Словарю юного литературоведа», «Толковому словарю» С.И. Ожегова, «Словарю юного музыканта» |
5 минут |
5 4-3 2-1 |
5 3-4 2 |
1 команда |
|||
2 команда |
|||
Задание 3 Ребус по «Толковому словарю» С.И. Ожегова |
5 минут |
Все слов. 2 1 |
5 3-4 2 |
1 команда |
|||
2 команда |
|||
Задание 4 Видеоролики по «Справочнику по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя и «Орфографическому словарю» |
5 минут |
5 4-3 2-1 |
5 3-4 2 |
1 команда |
|||
2 команда |
|||
Задание 5 Устная презентация “Сигналы” по энциклопедиям «Искусство» (в 2 томах), «Культуры мира» |
5 минут |
Рассказ о произведении указаны автор и название отдельные факты название и автор |
5 3-4 2 |
1 команда |
|||
2 команда |
|||
Дополнительно 1 команда |
|||
Дополнительно 2 команда |
|||
Штрафные очки (за каждый – минус 1 пазл) |
|||
1 команда |
|||
2 команда |
Часть 3
Подводя итоги нашей работе, хочется заметить, что современный человек, живущий в сложном мире, каждый день ищет ответы на множество вопросов. Они иногда приходят к нему в результате озарения, интуиции, опыта. Но чаще всего мы получаем их в труде и познании. Большую роль в этом играют словари, именно они подскажут ответ на любой вопрос. Главное знать, к какому из них обратиться.
Первый шаг к творчеству – вопрос к себе. И чем больше возникает вопросов, тем больше шансов стать творческим человеком. Искусство, как никакая другая область, нуждается в понимании, и сделать это невозможно без справочного материала: словарей и энциклопедий. Работа со словом помогает увидеть и понять за обширными и скупыми строчками этих изданий истинный замысел поэтов, художников, музыкантов, архитекторов. И если наш современник сознательно выбирает такой путь, то у него, несомненно, есть потенциал для творчества. Ищите, узнавайте и творите!
Маршрутный лист для 1 команды
Задание 1
Сценка «Как создавался словарь Даля?» по «Словарю живого Великорусского языка…» В.И. Даля
1команда – найдите в «Толковом словаре живаго Великорускаго языка» В.И. Даля значение слов, использованных в данной сценке, и объясните их: по одному слову из различных областей искусства: музыка, живопись, литература.
Задание 3
Ребус по «Толковому словарю» С.И. Ожегова
В течение 5 минут обучающиеся должны поработать с ребусами, угадать слова и составить известную фразу
Задание 2
Работа с ментальной картой
1 команда
А.Н.Скрябин так определил содержание поэмы: «Прометей – есть (1 ) в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Во вступлении таинственное символизирует тёмный (2 ). Главная тема (3 ) раскрашена как ярко - синяя. Насыщенная разработка ассоциировалась у Скрябина с (4 ) цветом. В репризе – с органными и колокольными звуками (5 ) поэмы.
Найди слово по значению: 1- синоним к понятию предмет, раскрывающий какой – либо образ, идею; 2 – беспорядочная материя, неорганизованная стихия, отсутствие порядка; 3 – вступительная часть литературного, музыкального произведения, содержащая мотивы, которые реализуются в дальнейшем; 4 – цвет крови, спелых ягод земляники; 5 – точка наивысшего подъема, напряжения, развития чего- нибудь.
Задание 4 Видеоролики по «Справочнику по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя и «Орфографическому словарю»
Метод “Найди ошибки!” Найдите в данном видеоролике различные неточности, ошибки и речевые недочёты. Исправьте их и произнесите фразы правильно.
Задание 5 Устная презентация “Сигналы” по энциклопедиям «Искусство» (в 2 томах), «Культуры мира» Результатом квеста становится собранная, проанализированная, систематизированная информация (пазлы), которую необходимо представить в определенной форме – устная презентация. Инструкция:
1собрать картинку, используя собранные пазлы;
определить значение;
представить устный комментарий к изображенному на картинке.
До начала устной презентации каждая команда получает по 5 жетонов. Количество жетонов изменяется в зависимости от качества представления, полноты ответа. Полученные жетоны можно использовать для торгов, если в процессе квеста не были собраны все пазлы. А так же получить дополнительные жетоны за ответы на вопросы.
Маршрутный лист для 2 команды
Задание 1
Сценка «Как создавался словарь Даля?» по «Словарю живого Великорусского языка…» В.И. Даля
команда по этой же сценке: Какой жанр устного народного творчества упоминается в сценке? Какие ещё жанры УНТ присутствуют в в «Толковом словаре живаго Великорускаго языка» В.И. Даля? Найдите не менее 3-х и приведите примеры.
Задание 4
Видеоролики по «Справочнику по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя и «Орфографическому словарю»
Метод “Найди ошибки!” Найдите в данном видеоролике различные неточности, ошибки и речевые недочёты. Исправьте их и произнесите фразы правильно.
Задание 3
Ребус по «Толковому словарю» С.И. Ожегова
В течение 5 минут обучающиеся должны поработать с ребусами, угадать слова и составить известную фразу
Задание 2
Работа с ментальной картой
команда
(1 ) – буквально народная мудрость, модель мира, отразившая богатство духовной жизни народа. Самые ранние обрядовые формы искусства – предметы для (2 ), обереги, наскальные изображения. Дальнейшее развитие (3 ) строилось на сближении духовного и светского. В различных произведениях много ( 4 ), перекличек и подражаний созданному ранее. Идёт живой ( 5 ) современного искусства с тем, которое уже стало общечеловеческой ценностью.
Найди слово по значению: 1- устное народное творчество (англ.); 2- порядок обрядовых действий, совершаемых жрецом; 3- творческое отражение жизни, воспроизведение действительности в художественных образах; 4- точная дословная выдержка из какого- нибудь текста, высказывания; 5 - разговор между несколькими лицами.
Задание 5
Устная презентация “Сигналы” по энциклопедиям «Искусство» (в 2 томах), «Культуры мира»
Результатом квеста становится собранная, проанализированная, систематизированная информация (пазлы), которую необходимо представить в определенной форме – устная презентация.
Инструкция:
собрать картинку, используя собранные пазлы;
определить значение;
представить устный комментарий к изображенному на картинке.
До начала устной презентации каждая команда получает по 5 жетонов. Количество жетонов изменяется в зависимости от качества представления, полноты ответа. Полученные жетоны можно использовать для торгов, если в процессе квеста не были собраны все пазлы. А так же получить дополнительные жетоны за ответы на вопрос.
Ответы
Задание 2
1 команда
А.Н.Скрябин так определил содержание поэмы: «Прометей – есть (1 символ ) в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Во вступлении таинственное символизирует тёмный (2 хаос ). Главная тема (3 экспозиции ) раскрашена как ярко - синяя. Насыщенная разработка ассоциировалась у Скрябина с (4 красным ) цветом. В репризе – с органными и колокольными звуками (5 кульминация ) поэмы.
2 команда
(1Фольклор ) – буквально народная мудрость, модель мира, отразившая богатство духовной жизни народа. Самые ранние обрядовые формы искусства – предметы для (2 ритуалов), обереги, наскальные изображения. Дальнейшее развитие (3 искусства ) строилось на сближении духовного и светского. В различных произведениях много ( 4 цитат ), перекличек и подражаний созданному ранее. Идёт живой ( 5 диалог) современного искусства с тем, которое уже стало общечеловеческой ценностью.
Задание 3
Ребус
1 команда
Искусство пробуждает в людях художников. ( Лиса, Кусок, СТ в О ; Пробка, уж, дата; в , лодка, удод, чайник)
2 Команда
Архитектура – застывшая музыка ( Арфа, хлеб, тура, заяц, тыква, шар, мухомор, язык.
Маршрутный лист
1 команда
Задание 1, 3, 2,4 , 5
2 команда
Задание 1, 4, 3, 2, 5
Селиванова Галина Геннадьевна