Урок «Смутное время в России» (История, 1 курс СПО)

1
0
Материал опубликован 15 March 2017

Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском

Конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников «Открытая книга-2016»

Конкурсный урок на тему

«Смутное время в России»

по дисциплине «История»

 

Разработал: преподаватель

Наумова Лидия Васильевна

г. Губкинский, 2017

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ПО ТЕМЕ «СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ»

Автор проекта

Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории, высшая квалификационная категория

Образовательная организация

Филиал ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Название темы проекта

«Смутное время в истории России: смута – трагедия, очищение и возрождение России»

Цель проекта

Привлечение внимания к вопросам истории страны

Актуальность проекта

В настоящее время в нашем обществе назрели проблемы, которые могут привести к событиям, происходящим в нашей стране в XVII веке. В обществе наблюдаются такие проблемы, как эгоизм, жажда наживы любым путем, недоверие граждан власти, равнодушие, обесценивание человеческой жизни. К чему это может привести? Что необходимо сделать для того, чтобы не повторились события смутного времени?

Краткое содержание проекта

Проект посвящен периоду «Смутного века», будут рассмотрены вопросы о причинах, этапах и последствиях этого периода. Особое внимание уделено значению Нижегородского ополчения для освобождения России от польско-шведской интервенции.

Проект предполагает самостоятельный поиск источников информации по данной проблеме, характеристику правителей Смутного времени, анализ различных точек зрения по событию. Совместное обсуждение проблемных вопросов позволит наиболее объективно и аргументировано представить позицию каждого оппонента.

Дисциплина

История

Группа

РиЭНиГМ-16, 1-й курс

Адресная группа

Проект предназначен для студентов 1-х курсов, изучающих историю России, преподавателей истории

Приблизительная продолжительность проекта

5 уроков, 3 недели

Стадии осуществления проекта

1) Обоснование актуальности темы.

2) Выделение ключевых вопросов в рамках проблемы.

3) Поиск и отбор необходимой информации.

4) Анализ информации, отбор фактов и построение аргументации в зависимости от заданной позиции.

5) Формулирование ответов на ключевые вопросы.

6) Выводы.

7) Предоставление результатов проекта.

Основа проекта

ФГОС СПО и ФГОС СОО

Исходя из государственных стандартов, проект поможет студентам достичь следующих результатов:

личностных:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

предметных:

- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Дидактические цели

- обобщение знаний студентов и выявление степени усвоения материала о «Смуте в России»;

- развитие критического мышления, формирование социально значимых качеств - коммуникативных, исследовательских навыков студентов, умения работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, работать с информацией, анализировать ее, делать выводы, формулировать проблемы и находить пути их решения;

- воспитание уважения к отечественной истории, патриотические чувства, воспитывать личность, способную самостоятельно мыслить и действовать

Ожидаемые результаты

После завершения проекта студенты смогут:

формирование компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

приобретение навыков самостоятельной работы;

развитие умения видеть проблему и наметить пути ее решения;

формировать навыки работы в команде;

формирование информационной и коммуникативной компетентности студентов;

расширение знаний по теме «Смутное время» в истории России;

развитие аналитического мышления;

развитие коммуникативных и презентационных умений и навыков;

развивать навыки практического использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

развивать критическое мышление, умение анализировать, сформулировать проблему указать пути ее решения;

приобретение навыков самостоятельного качественного исследования проблемы;

формирование компетентности студентов в сфере гражданско-общественной деятельности, основанной на приобретении ими способности формулировать и решать различные проблемы в повседневной жизни;

развивать умение наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы.

Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов

Попытка разобраться в сути исторического события, получившего название «смута». Это позволит определить его положительные и отрицательные стороны, определить, что нужно сделать для того, чтобы это событие не повторилось в современной России

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как прошлое определяет настоящее?

Проблемные вопросы учебной темы

1. Почему начало XVII века получило название «Смутного времени»?

2. В чем выразился подъем национального самосознания русского народа?

3. Каковы были итоги и последствия «Смутного времени»?

Учебные вопросы

1. В чем заключались причины «Смутного времени»?

2. Какие этапы этого периода вы могли бы выделить?

3. Было ли появление «Смутного времени» закономерным?

4. В чем заключался подвиг Смоленска и Троице-Сергеевой Лавры?

5. Что такое «ополчение», какие русские традиции проявились в создании ополчений времен Смуты?

6. В чем причины победы Нижегородского ополчения? Попытайтесь составить карту движения Нижегородского ополчения.

7. В чем заключалась значимость Земского собора 1613 года?

8. Почему был избран на царство Михаил Романов?

9. Какую роль в событиях конца XVI-начале XVII века сыграли главные герои Смутного времени: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

10. Какую позицию в этом историческом событии занимали различные социальные группы? Почему?

11. Каковы были положительные и отрицательные результаты Смуты?

Форма представления проекта, продукт проекта

Сборник материалов студентов по теме «Смутное время в России. XVII век» (рефераты, сообщения, доклады, историческое эссе, синквейны, кроссворды, сценарий праздника «День народного единства» для студентов 1 курса, тематические материалы для радиопередачи «В эфире толерантное радио»).

План оценивания в проекте

График оценивания

До работы над проектом

Студенты работают над проектом, выполняют различные задания

После завершения работы над проектом

Стартовая презентация и показ фрагмента документального фильма для выявления первоначального опыта и интересов студентов

«Мозговой штурм»

Фронтальный опрос

Листа планирования работы в группе

Бланк самооценки

Бланк самостоятельной работы по проекту

Отчет по продвижению в проекте

Обсуждаемые результаты в группе

Представление результатов       исследования в виде презентаций и др.

Защита проекта

Итоговое оценивание продуктов проектной деятельности

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности была проведена оценка знаний и интересов студентов по изученной в основной школе теме. Был проведен фронтальный опрос по предыдущей теме и «мозговой штурм». Во время стартовой презентации студенты посмотрели презентации и обсуждали, что такое опричнина, причины Ливонской войны, последствия правления Ивана Грозного и Федора Ивановича, обсудили план проведения проекта, критерии оценивания работы групп. Студенты делятся на 3 группы, получают задания для выполнения презентаций и других заданий.

Для организации работы внутри группы студенты создают листы планирования работы в группе, получают отчет продвижения по проекту, где отражается ход работы, организация исследовательской работы, бланк самооценки. После сбора необходимого исторического материала и исследования его студенты обсуждают результаты работы в группе и заполняют бланк самостоятельной работы по проекту, дают самооценку своей деятельности. В ходе исследования студенты создают презентацию по теме, над которой они работали.

В конце проекта проводится самооценивание работы в группах. Лучшие исследования рекомендуются для дальнейшей исследовательской деятельности студентов. Студенты, делая самооценку своей деятельности, определяют какие новые знания, умения и навыки они получили.

Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде выполненных группами дифференцированных заданий: презентаций и их защитой, рефератов, эссе, докладов, кроссвордов и т.д.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знания курса истории России - период правления Ивана Грозного и Федора Ивановича.

Пользовательские навыки работы на ПК (текстовый, табличный, графический редакторы, создание презентаций, публикаций). Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернет

Учебные мероприятия

Вводное занятие (1 неделя, 1 час)

Проект начинается с обсуждения со студентами вопросов по теме проекта (для этого используется презентация преподавателя). Для студентов предлагается буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий проблемные вопросы, на которые студенты будут искать ответы.

Студенты делятся на 3 группы по 5-6 человек. Преподаватель знакомит их с темами исследований. Студенты обдумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Студенты знакомятся с критериями оценивания их работ.

Перед началом проведения исследований необходимо обсудить со студентами, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права. Преподаватель рекомендует список ресурсов по теме проекта.

(1 неделя, 1 час)

Обсуждение с каждой группой студентов целей и планов проведения исследований. Выполнение заданий по теме проекта.

2 неделя (1 час и 5-6 часов самостоятельной работы над исследовательскими заданиями в группах)

Студенты проводят исследования, уточняются критерии оценивания студенческих работ, проводится их корректировка. Преподаватель консультирует группы, оказывает помощь в анализе полученных результатов. Выполнение творческих заданий по теме проекта.

3 неделя (1 час и 4-5 часов самостоятельной работы над исследовательскими заданиями в группах)

Студенты оформляют результаты исследований, готовятся к итоговому уроку. Студенты защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос.

Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих работах.

Материалы для дифференцированного обучения (внеаудиторной самостоятельной работы)

Студенты с проблемами усвоения учебного материала

В работе над проектом студенты выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с преподавателем. Такие студенты должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными. Были написаны дидактические материалы для студентов при планирование дополнительного времени для занятий, скорректированные цели обучения и задания. Предложена работа в группах, календари заданий, адаптированные технологии и поддержка. Студенты выражали результаты своего обучения (устные ответы вместо письменных тестов).

Студент, для которого язык преподавания не родной

Для группы обучающихся, имеющих языковые проблемы, в план проекта были внесены коррективы. Студентам было предложено составить глоссарий (справочник) тех основных понятий, знание которых необходимо для выполнения проекта. Этот справочник последовательно уточнялся и пополнялся.

Одаренный студент

Темы работ в каждой группе позволили одаренным студентам провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления. Качественно выполненные работы будут представлены на студенческой научно-практической конференции. Материалы, включая самостоятельные исследования и другие виды деятельности, помогающие студентам показать или проявить то, что они изучили, будут внесены в Сборник студенческих работ по изученной теме. Примерами такой деятельности были усложненные задания, дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала, расширенные исследования на близкие темы по выбору и открытые задания для выполнения проекта (синквейны и др.)

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии - оборудование

Компьютер, принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор

Технологии - программное обеспечение

Электронные таблицы, программы обработки изображений, программ, настольная издательская система, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM.

Материалы на печатной основе

Учебники, методические пособия, хрестоматии, практикум, лабораторные пособия, справочный материал и т.д.

Другие принадлежности

Выставочные стенды, портреты и др.

Интернет-ресурсы

ЭОР!!!!!!

Другие ресурсы

Посещение виртуальных музеев:

http://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC%20%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%20%D1%83%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F&stype=image&lr=11228&noreask=1&family=yes&parent-reqid=1478930129957971-4108367165150272966133017-sas1-1830&source=wiz

http://www.plyos.org/stat/stat09.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.