Урок «Смутное время в России» (История, 1 курс СПО)
Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском
Конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников «Открытая книга-2016»
Конкурсный урок на тему
«Смутное время в России»
по дисциплине «История»
Разработал: преподаватель
Наумова Лидия Васильевна
г. Губкинский, 2017
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ПО ТЕМЕ «СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ»
Автор проекта |
Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории, высшая квалификационная категория |
||
Образовательная организация |
Филиал ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском |
||
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА |
|||
Название темы проекта |
«Смутное время в истории России: смута – трагедия, очищение и возрождение России» |
||
Цель проекта |
Привлечение внимания к вопросам истории страны |
||
Актуальность проекта |
В настоящее время в нашем обществе назрели проблемы, которые могут привести к событиям, происходящим в нашей стране в XVII веке. В обществе наблюдаются такие проблемы, как эгоизм, жажда наживы любым путем, недоверие граждан власти, равнодушие, обесценивание человеческой жизни. К чему это может привести? Что необходимо сделать для того, чтобы не повторились события смутного времени? |
||
Краткое содержание проекта |
Проект посвящен периоду «Смутного века», будут рассмотрены вопросы о причинах, этапах и последствиях этого периода. Особое внимание уделено значению Нижегородского ополчения для освобождения России от польско-шведской интервенции. Проект предполагает самостоятельный поиск источников информации по данной проблеме, характеристику правителей Смутного времени, анализ различных точек зрения по событию. Совместное обсуждение проблемных вопросов позволит наиболее объективно и аргументировано представить позицию каждого оппонента. |
||
Дисциплина |
История |
||
Группа |
РиЭНиГМ-16, 1-й курс |
||
Адресная группа |
Проект предназначен для студентов 1-х курсов, изучающих историю России, преподавателей истории |
||
Приблизительная продолжительность проекта |
5 уроков, 3 недели |
||
Стадии осуществления проекта |
1) Обоснование актуальности темы. 2) Выделение ключевых вопросов в рамках проблемы. 3) Поиск и отбор необходимой информации. 4) Анализ информации, отбор фактов и построение аргументации в зависимости от заданной позиции. 5) Формулирование ответов на ключевые вопросы. 6) Выводы. 7) Предоставление результатов проекта. |
||
Основа проекта |
ФГОС СПО и ФГОС СОО Исходя из государственных стандартов, проект поможет студентам достичь следующих результатов: личностных: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); - становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; - готовность к служению Отечеству, его защите; - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; метапредметных: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; предметных: - сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; - владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; - сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; - владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. |
||
Дидактические цели |
- обобщение знаний студентов и выявление степени усвоения материала о «Смуте в России»; - развитие критического мышления, формирование социально значимых качеств - коммуникативных, исследовательских навыков студентов, умения работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, работать с информацией, анализировать ее, делать выводы, формулировать проблемы и находить пути их решения; - воспитание уважения к отечественной истории, патриотические чувства, воспитывать личность, способную самостоятельно мыслить и действовать |
||
Ожидаемые результаты |
После завершения проекта студенты смогут: формирование компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности; приобретение навыков самостоятельной работы; развитие умения видеть проблему и наметить пути ее решения; формировать навыки работы в команде; формирование информационной и коммуникативной компетентности студентов; расширение знаний по теме «Смутное время» в истории России; развитие аналитического мышления; развитие коммуникативных и презентационных умений и навыков; развивать навыки практического использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; развивать критическое мышление, умение анализировать, сформулировать проблему указать пути ее решения; приобретение навыков самостоятельного качественного исследования проблемы; формирование компетентности студентов в сфере гражданско-общественной деятельности, основанной на приобретении ими способности формулировать и решать различные проблемы в повседневной жизни; развивать умение наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы. |
||
Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов |
Попытка разобраться в сути исторического события, получившего название «смута». Это позволит определить его положительные и отрицательные стороны, определить, что нужно сделать для того, чтобы это событие не повторилось в современной России |
||
Вопросы, направляющие проект |
|||
Основополагающий вопрос |
Как прошлое определяет настоящее? |
||
Проблемные вопросы учебной темы |
1. Почему начало XVII века получило название «Смутного времени»? 2. В чем выразился подъем национального самосознания русского народа? 3. Каковы были итоги и последствия «Смутного времени»? |
||
Учебные вопросы |
1. В чем заключались причины «Смутного времени»? 2. Какие этапы этого периода вы могли бы выделить? 3. Было ли появление «Смутного времени» закономерным? 4. В чем заключался подвиг Смоленска и Троице-Сергеевой Лавры? 5. Что такое «ополчение», какие русские традиции проявились в создании ополчений времен Смуты? 6. В чем причины победы Нижегородского ополчения? Попытайтесь составить карту движения Нижегородского ополчения. 7. В чем заключалась значимость Земского собора 1613 года? 8. Почему был избран на царство Михаил Романов? 9. Какую роль в событиях конца XVI-начале XVII века сыграли главные герои Смутного времени: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? 10. Какую позицию в этом историческом событии занимали различные социальные группы? Почему? 11. Каковы были положительные и отрицательные результаты Смуты? |
||
Форма представления проекта, продукт проекта |
Сборник материалов студентов по теме «Смутное время в России. XVII век» (рефераты, сообщения, доклады, историческое эссе, синквейны, кроссворды, сценарий праздника «День народного единства» для студентов 1 курса, тематические материалы для радиопередачи «В эфире толерантное радио»). |
||
План оценивания в проекте |
|||
График оценивания |
|||
До работы над проектом |
Студенты работают над проектом, выполняют различные задания |
После завершения работы над проектом |
|
Стартовая презентация и показ фрагмента документального фильма для выявления первоначального опыта и интересов студентов «Мозговой штурм» Фронтальный опрос |
Листа планирования работы в группе Бланк самооценки Бланк самостоятельной работы по проекту Отчет по продвижению в проекте Обсуждаемые результаты в группе |
Представление результатов исследования в виде презентаций и др. Защита проекта Итоговое оценивание продуктов проектной деятельности |
|
Описание методов оценивания |
|||
В начале проектной деятельности была проведена оценка знаний и интересов студентов по изученной в основной школе теме. Был проведен фронтальный опрос по предыдущей теме и «мозговой штурм». Во время стартовой презентации студенты посмотрели презентации и обсуждали, что такое опричнина, причины Ливонской войны, последствия правления Ивана Грозного и Федора Ивановича, обсудили план проведения проекта, критерии оценивания работы групп. Студенты делятся на 3 группы, получают задания для выполнения презентаций и других заданий. Для организации работы внутри группы студенты создают листы планирования работы в группе, получают отчет продвижения по проекту, где отражается ход работы, организация исследовательской работы, бланк самооценки. После сбора необходимого исторического материала и исследования его студенты обсуждают результаты работы в группе и заполняют бланк самостоятельной работы по проекту, дают самооценку своей деятельности. В ходе исследования студенты создают презентацию по теме, над которой они работали. В конце проекта проводится самооценивание работы в группах. Лучшие исследования рекомендуются для дальнейшей исследовательской деятельности студентов. Студенты, делая самооценку своей деятельности, определяют какие новые знания, умения и навыки они получили. Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в виде выполненных группами дифференцированных заданий: презентаций и их защитой, рефератов, эссе, докладов, кроссвордов и т.д. |
|||
Сведения о проекте |
|||
Необходимые начальные знания, умения, навыки |
Знания курса истории России - период правления Ивана Грозного и Федора Ивановича. Пользовательские навыки работы на ПК (текстовый, табличный, графический редакторы, создание презентаций, публикаций). Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернет |
||
Учебные мероприятия |
Вводное занятие (1 неделя, 1 час) Проект начинается с обсуждения со студентами вопросов по теме проекта (для этого используется презентация преподавателя). Для студентов предлагается буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий проблемные вопросы, на которые студенты будут искать ответы. Студенты делятся на 3 группы по 5-6 человек. Преподаватель знакомит их с темами исследований. Студенты обдумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Студенты знакомятся с критериями оценивания их работ. Перед началом проведения исследований необходимо обсудить со студентами, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права. Преподаватель рекомендует список ресурсов по теме проекта. (1 неделя, 1 час) Обсуждение с каждой группой студентов целей и планов проведения исследований. Выполнение заданий по теме проекта. 2 неделя (1 час и 5-6 часов самостоятельной работы над исследовательскими заданиями в группах) Студенты проводят исследования, уточняются критерии оценивания студенческих работ, проводится их корректировка. Преподаватель консультирует группы, оказывает помощь в анализе полученных результатов. Выполнение творческих заданий по теме проекта. 3 неделя (1 час и 4-5 часов самостоятельной работы над исследовательскими заданиями в группах) Студенты оформляют результаты исследований, готовятся к итоговому уроку. Студенты защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос. Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих работах. |
||
Материалы для дифференцированного обучения (внеаудиторной самостоятельной работы) |
|||
Студенты с проблемами усвоения учебного материала |
В работе над проектом студенты выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с преподавателем. Такие студенты должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными. Были написаны дидактические материалы для студентов при планирование дополнительного времени для занятий, скорректированные цели обучения и задания. Предложена работа в группах, календари заданий, адаптированные технологии и поддержка. Студенты выражали результаты своего обучения (устные ответы вместо письменных тестов). |
||
Студент, для которого язык преподавания не родной |
Для группы обучающихся, имеющих языковые проблемы, в план проекта были внесены коррективы. Студентам было предложено составить глоссарий (справочник) тех основных понятий, знание которых необходимо для выполнения проекта. Этот справочник последовательно уточнялся и пополнялся. |
||
Одаренный студент |
Темы работ в каждой группе позволили одаренным студентам провести исследование достаточно глубоко, проявив навыки критического и системного мышления. Качественно выполненные работы будут представлены на студенческой научно-практической конференции. Материалы, включая самостоятельные исследования и другие виды деятельности, помогающие студентам показать или проявить то, что они изучили, будут внесены в Сборник студенческих работ по изученной теме. Примерами такой деятельности были усложненные задания, дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала, расширенные исследования на близкие темы по выбору и открытые задания для выполнения проекта (синквейны и др.) |
||
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
|||
Технологии - оборудование |
Компьютер, принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор |
||
Технологии - программное обеспечение |
Электронные таблицы, программы обработки изображений, программ, настольная издательская система, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM. |
||
Материалы на печатной основе |
Учебники, методические пособия, хрестоматии, практикум, лабораторные пособия, справочный материал и т.д. |
||
Другие принадлежности |
Выставочные стенды, портреты и др. |
||
Интернет-ресурсы |
ЭОР!!!!!! |
||
Другие ресурсы |
Посещение виртуальных музеев: http://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/ http://www.plyos.org/stat/stat09.html |