Урок истории по теме «Смутное время в искусстве» (9 класс)
 
                                Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Смутное время (Смутное время в искусстве) в искусстве.
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: познакомить учеников с основными событиями борьбы русского народа с польскими интервентами в начале XVI века и их отражением в русской живописи и архитектуре.
Задачи урока:
· сформировать целостное представление о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
· научить применять исторические знания для осмысления событий и явлений смутного времени в прошлом и современном мире;
· познакомить учеников с историей русского народа через памятники культуры;
· выработать навыки работы с письменными, изобразительными и историческими источниками;
· уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
Ученик научится:
· осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
· раскрывать достижения российского народа;
· описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
· характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Средства обучения и оборудования:
· доска
· мультимедийный проектор
· экран
· бумага, карандаши, фломастеры
Режим работы
- групповой
- индивидуальный
Структура урока. Распределение времени на каждый его этап.
| № | Этап урока | Расчет времени | 
| Организационный. | 1 мин. | |
| Формулирование темы, цели, задач урока, правил игры. | 3 мин. | |
| 3. | Изучение нового материала. | 30 мин. | 
| 4. | Подведение итогов. Закрепление пройденного материала | 4 мин. | 
| 5. | Завершение урока. | 2 мин. | 
Действия ученика и учителя на уроке.
| № п/п | Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | 
| 1. | Организационный. | Приветствие учеников. Учитель предлагает ученикам выбрать из коробки листок бумаги с номером команды (несколько человек становятся судьями). Проверка подготовленности учащихся к уроку. Организация внимания. | Приветствие учителя. Ученики вытягивают номер команды и рассаживаются по местам. Ученики достают ручки, карандаши, фломастеры. | 
| 2. | Формулирование темы, цели, задач урока, правил игры. | На экране появляется тема урока «День народного единства в искусстве». Учитель называет цель урока: познакомиться с основными событиями борьбы русского народа с польскими интервентами в начале XVI века и их отражением в русской живописи и архитектуре. Учитель напоминает ученикам, что День народного единства - государственный праздник, отмечаемый каждый год 4 ноября, начиная с 2004 года. Правила игры. Команды выполняют задания игры, набирая очки за правильные ответы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем игры. | 
 Ученики самостоятельно формулируют задачи урока. 
 
 
 
 
 
 
 
 Ученики вспоминают, что именно 4 ноября 1612 года Москва была освобождена ополчением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от интервентов. 
 | 
| 3. | Изучение нового материала. I Раунд | Раунд I. Назовите автора картины. В первом раунде ученики получают список художников и названия картин. Ученики должны описать, что изображено на картине и отгадать автора. Учитель перелистывает слайды и следит за работой в группе. | Команды по очереди называют свои варианты правильного ответа, жюри подсчитывает баллы. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает права первого ответа на следующий. | 
| 4. | Изучение нового материала. II Раунд | Раунд II. Сложите пазл и назовите памятник. Учитель раздаёт конверты с пазлами памятников архитектуры. | 
 Ученики собирают пазлы на время. | 
| 5. | Подведение итогов. Закрепление пройденного материала | Учитель объявляет окончание игры. Учитель предлагает ученикам составить синквейны по итогам урока. | Ученики индивидуально составляют синквейны на тему «День народного единства в искусстве». Ученики-судьи подсчитывают баллы и подводят итоги игры. | 
| 6. | Завершение урока. | Учитель возвращается к цели урока и обращает внимание на значимость объединения народа для борьбы с врагом. Учитель выставляет оценки за урок. | Ученики зачитывают синквейны и получают отметки за урок. | 
Приложение 1.
Список картин.
| № п/п | Автор | Название | 
| 1. | Васнецов А. | Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. | 
| 2. | Верещагин В. | Осада Троице-Сергиевой лавры | 
| 3. | Волков А. | Смерть Ивана Сусанина. 1855 | 
| 4. | Каштанов Ю. | Польская Шляхта в русской деревне | 
| 5. | Кившенко А. | Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. | 
| 6. | Лисснер Э. | Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. | 
| 7. | Маковский К. | Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. | 
| 8. | Милорадович С. | Оборона Троице-Сергиевой лавры. | 
| 9. | Мясоедов Г. | Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. | 
| 10. | Неврев Н. | Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. | 
| 11. | Песков М. И. | Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. | 
| 12. | Репин И. | Кузьма Минин | 
| 13. | Савинский В. | Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. | 
| 14. | Скотти М. | Минин и Пожарский. | 
| 15. | Хориков Б. | Начальники народного ополчения | 
 
                                    


















 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                         
                         
                        