Конспект урока истории «Смутное время в России. Борис Годунов. Лжедмитрий I» (10 класс)

3
1
Материал опубликован 12 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока истории

Автор: Ульянов И.А., учитель истории и обществознания.

УМК: Учебно-методический комплект А.А. Левандовского (Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Н.С. Борисов. – М.: Просвещение, 2009.)

Класс: 10.

Тема: «Смутное время (1598-1613 гг.): сущность, причины, события начального этапа»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Задачи:

Планируемый результат

Приоритетная: формирование представлений о причинах, сущности и содержании Смутного времени (начального этапа).

Раскрытие понятия «Смута»;

Сформированность представлений о закономерностях исторического процесса, его движущих силах, о месте личности в истории.

Выявление причин Смутного времени;

Характеристика деятельности Б. Годунова;

Определение сущности самозванства в России начала XVII века;

Анализ этапов прихода к власти и содержания политики Лжедмитрия I, причин возникновения недовольства им, его свержения.

Равноположные приоритетной:

Формирование умения работать с картой;

Развитие умения работы с историческим источником;

Активизация познавательной деятельности учащихся, через постановку проблемных вопросов и т.д.;

Развитие умения высказывать свое мнение, аргументируя его;

Формирование гражданской позиции.

Краткая пояснительная записка к конспекту:

Место урока в изучении темы, раздела: тема «Смутное время» занимает важное место в ходе изучения истории России, так как является связующим звеном между прекратившей свое существование в 1598 г. династией Рюриковичей и воцарившейся по завершении периода Смуты династии Романовых; события Смутного времени предопределили последующий ход истории нашего государства. Сложность и проблемность содержания материала требует глубокого его рассмотрения в течение не менее двух часов. Данный урок является вводным, основой для дальнейшего понимания событий Смутного времени.

Используемые формы работы и обоснование их целесообразности:

Используемые методы работы и обоснование их целесообразности (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину):

Система оценивания: положительные смайлики. За каждый правильный и полный ответ учащийся получает один смайлик. По окончании урока производится подсчет полученных смайликов. Разбаловка следующая:

Используемое на уроке оборудование:

Использованные для подготовки ресурсы:

  • Индивидуальная (доклад) – возможность для самостоятельного поиска и систематизации информации учащимся;

    Парная работа – для выявления и обсуждения основных положений анализируемого источника;

    Фронтальная работа – для обобщения итогов парной и индивидуальной работы, для активизации мыслительной деятельности учащихся.

    Объяснительно-иллюстративный – для доступности восприятия материала;

    Проблемный – активизация познавательной деятельности;

    Частично-поисковый – работа с различными видами источников для выявления сущности исторических событий и явлений.

    3 – «удовлетворительно»;

    4-6 – «хорошо»;

    7 и более – «отлично».

    Мульти-медиа проектор;

    Учебник – §§17-18, карта № 11 (Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Н.С. Борисов. – М.: Просвещение, 2009. – с. 192-201.).

    Раздаточный материал (см. Приложение).

    Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Н.С. Борисов. – М.: Просвещение, 2009. – 256 с

    Коваль Т. В. и др. История России с древнейших времен до конца XIX в. 10 кл. Поурочные рекомендации.

    Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. –Москва: Проспект, 2011. – 592 с.

    Материалы сайта: Материалы русской истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm

Ход урока.

Название этапа

Цель этапа

Форма работы

Методы и приемы работы

Описание содержания этапа

В деятельности учителя

В деятельности обучающихся

 

Организационный этап

Создание учебной атмосферы

Фронтальная

 

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся.

Включение в работу, самоопределение.

 

Актуализация знаний

Установление связи с ранее изученным (СЛАЙД №1)

Фронтальная

Опрос

Задает вопросы:

1. Какую тему мы закончили изучать на прошлых уроках?

2. Какое самое значимое в политической жизни событие вы можете выделить?

Учитель подводит обучающихся к пресечении династии Рюриковичей и подводит их к теме урока – «СМУТНОЕ ВРЕМЯ»

Предлагают варианты ответа.

 

Изучение нового материала

А) Раскрытие понятия «Смута»;

(СЛАЙД №2)

Фронтальная

Беседа

Постановка проблемного вопроса: как вы понимаете значение слова «смута»? Подберите несколько синонимов.

Предлагают варианты значения понятия,

 

Б) Выявление причин Смуты (СЛАЙД №3-7);

Парная работа

Частично-поисковый

Предлагает выявить причины Смутного времени, работая в парах с историческими источниками (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

На этапе обобщения материала задает вопросы для установления причинно-следственных связей:

Что такое «правило Юрьева дня»? Кем оно было установлено?

Что такое опричнина? Когда она существовала?

что такое интервенция?

Работают с источниками, формулируют на их основе причины Смуты, участвуют в обсуждении, фиксируют их в тетради; отвечают на вопросы.

 

В) Характеристика деятельности Б. Годунова;

(СЛАЙДЫ №8-11)

Фронтальная

Объяснительно-иллюстративный

Рассказ учителя, постановка вопроса: Оцените комплекс мер, предпринятых Б. Годуновым для борьбы с последствиями неурожаев.

Фиксируют основное в тетради; отвечают на вопрос.

     
 

Г) Определение сущности самозванства в России начала XVII века;

Индивидуальная

Объяснительно-иллюстративный

Резюмирует ответ учащегося.

Слушаю доклад одноклассника.

 

Д) Анализ этапов прихода к власти и содержания политики Лжедмитрия I, причин возникновения недовольства им, его свержения. (СЛАЙДЫ №12-20)

Фронтальная, индивидуальная.

Частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный; проблемный

Ставит вопросы для работы с картой:

1. Какой путь из Речи Посполитой на Москву являлся самым коротким?

2. Какой путь выбрал Г. Отрепьев? Как вы думаете, почему?

3. Поддержка, которой заручился Г. Отрепьев в южных землях, была массовой. Как вы думаете, почему?

4. Проследите путь отрядов Г. Отрепьева, назовите основные пункты маршрута. Как вы думаете, чем обусловлен маневр под Добрыничами?

Рассказывает о приходе к власти Г. Отрепьева;

Ставит вопросы:

1. Объясните, почему за Григорием Отрепьевым впоследствии закрепилось прозвище Лжедмитрия?

2. Большая часть народа видела в Лжедмитрии природного царя. Но обратите внимание на срок пребывания его у власти. В чем противоречие?

Организовывает обсуждение.

Рассказывает о свержении Лжедмитрия I

Работая с картой, отвечают на вопросы, выделяют причины свержения Лжедмитрия I, участвуют в обсуждении.

 

Закрепление изученного

Обобщение полученных знаний (СЛАЙД №21)

Фронтальная

 

Задает вопросы к кроссворду.

Отвечают на вопросы, заполняя кроссворд

 

Домашнее задание

Установка на самостоятельное повторение материала (СЛАЙД № 22)

   

§17-18 (стр. 192-201) – читать;

Поразмышляйте на тему:

1 вариант – Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»;

2 вариант – Б. Годунов - неумелый политик или заложник времени?

Записывают домашнее задание в дневник.

 

Рефлексия

Выявление результативности урока для субъектов учебной деятельности (СЛАЙД №23)

Индивидуальная

 

Учитель подсчитывает смайлики, выставляет отметки; дает оценочный анализ деятельности учеников.

Предлагает оценить урок по предложенным параметрам.

Оценивают урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Работа с документами.

ГРУППА №1. Прочтите текст. Сформулируйте причину Смутного времени, о которой идет речь в тексте.

Из работы С.М. Соловьева «История России с древнейших времен»:

… Никогда еще для Московского государства завещание, последняя воля царя, не имело такого важного значения, как при смерти Феодора Иоанновича, сходившего в могилу беспотомственно. На кого указал царь и указанием этим освободил народ от многотрудного дела избрания? Но Феодор умер, как жил: и в последние минуты жизни, как во все продолжение ее, он, избывая мирской суеты и докуки, не решил великого вопроса, предложенного ему патриархом и боярами: "Кому царство, нас, сирот, и свою царицу приказываешь?" Тихим голосом отвечал на это Феодор: "Во всем царстве и в вас волен бог: как ему угодно, так и будет; и в царице моей бог волен, как ей жить, и об этом у нас улажено"...

ГРУППА №2. Прочтите текст документа. Сформулируйте причину Смутного времени, о которой идет речь в тексте документа (подсказка – проследите, какие изменения произошли в положении крестьян в связи с принятием данного документа?)

Указ царя Федора Ивановича о беглых крестьянах, 1597 г. ноября 24

Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо владычних, и из монастырьских вотчин выбежали до нынешнего 106-го [т. е. до 1597] году за пять лет, — и на тех беглых крестьян в их побеге … давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил. А которые крестьяня выбежали до нынешнего 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, […] и государь указал на тех беглых крестьянех в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, выбежав, живут, суда не давати и назад им, где хто жил, не вывозити. А давати суд и иск в беглых крестьянех которые до нынешняго 106-го году выбежали за пять лет. А которые дела в беглых крестьянех засужены, а до нынешняго государева указу не вершены, — и государь указал те дела вершить по суду и по сыску. 

ГРУППА №3. Прочтите текст. Сформулируйте причину Смутного времени, о которой идет речь в тексте.

Из работы С.М. Соловьева «История России с древнейших времен»

Все лето [1601 г.] были дожди великие по всей земле и не давали хлебу созревать, стоял он, налившись, зеленый, как трава. На праздник Успения богородицы был мороз великий и побил весь хлеб, рожь и овес. В этом году люди еще кормились с нуждою старым хлебом и что собрали нового. Новым же хлебом посеяли; но он весь погиб в земле, и тогда-то сделался голод, купить стало негде, отцы покидали детей, мужья - жен, мерли люди, как никогда от морового поветрия не мерли. Видали людей, которые, валяясь по улицам, щипали траву, подобно скоту, зимою ели сено; у мертвых находили во рту вместе с навозом человеческий кал; отцы и матери ели детей, дети - родителей, хозяева - гостей, мясо человеческое продавалось на рынках за говяжье в пирогах, путешественники боялись останавливаться в гостиницах. […] К голоду присоединилось моровое поветрие, холера. […] наконец урожай 1604 года прекратил бедствие.

За голодом и мором следовали разбои: люди, спасавшиеся от голодной смерти, составляли шайки, чтобы вооруженною рукою кормиться на счет других.

ГРУППА №4. Прочтите текст. Сформулируйте причину Смутного времени, о которой идет речь в тексте.

Из работы В.О. Ключевского «Курс русской истории»:

… бояре, много натерпевшиеся при Грозном, теперь при выборном царе из своей братии не хотели довольствоваться простым обычаем, на котором держалось их политическое значение при прежней династии. Они ждали более прочного обеспечения этого значения, т. е. ограничения его власти формальным актом, "чтобы он государству по предписанной грамоте крест целовал" [присягал]. как говорит известие, дошедшее от того времени в бумагах историка XVIII в. Татищева. Царь поступил с обычным своим двоедушием: он хорошо понимал молчаливое ожидание бояр, но не хотел ни уступить, ни отказать прямо, и вся затеянная им комедия упрямого отказа от предлагаемой власти была только уловкой с целью уклониться от условий, на которых эта власть предлагалась. […] Когда бояре увидали, что их надежды обмануты, что новый царь расположен править так же самовластно, как правил Иван Грозный, они решили тайно действовать против него.

ГРУППА №5. Прочтите текст. Сформулируйте причину Смутного времени, о которой идет речь в тексте.

Из работы В.О. Ключевского «Курс русской истории»:

Глубоко пониженным, сдержанно негодующим тоном повествуют современники о смуте, какую внесла опричнина в умы, непривычные к таким внутренним потрясениям. Они изображают опричнину как социальную усобицу. Воздвигнул царь, пишут они, крамолу междоусобную, в одном и том же городе одних людей на других напустил, одних опричными назвал, своими собственными учинил, а прочих земщиною наименовал и заповедал своей части другую часть людей насиловать, смерти предавать и домы их грабить. И была туга и ненависть на царя в миру, и кровопролитие, и казни учинились многие. Один наблюдательный современник изображает опричнину какой-то непонятной политической игрой царя: всю державу свою, как топором, пополам рассек и этим всех смутил, так, божиими людьми играя, став заговорщиком против самого себя. […] Современники … поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой крамолы, она подготовляла действительную.


СМУТНОЕ ВРЕМЯ (10 класс)
PPTX / 6 Мб

Предварительный просмотр презентации

Смутное время (1598 – 1613 гг.)

Смута – «возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью» (В.И.Даль). Смута – «возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью» (В.И.Даль). Смута – эпоха социально-экономического, политического и династического кризиса. Вопрос: как вы понимаете значение слова «смута»? Подберите несколько синонимов.

Причины смуты 1. Смерть Федора Ивановича – династический кризис: Иван Грозный (1530-1584) Дми́трий (Старший;1552 —1553) Иван (1554-1582) Федор (1557-1598) Анастасия Романова (Захарьина) Дмитрий (1582-1591) Мария Нагая

2. Ухудшение положения крестьян в следствие закрепощения. 2. Ухудшение положения крестьян в следствие закрепощения. Вопросы: Что такое «правило Юрьева дня»? Кем оно было установлено? С.И. Иванов. «Юрьев день»

3. Стихийные бедствия (неурожаи) голод; 3. Стихийные бедствия (неурожаи) голод; 4. Эгоизм правящего класса; 5. Последствия опричного разорения; Вопросы: Что такое опричнина? Когда она существовала? М.И. Авилов. Опричники в Новгороде.

6. Интервенция. 6. Интервенция. Сигизмунд III . Портрет работы Яна Матейко Внутренняя слабость государства Привлекательность для внешнего вмешательства Вопрос: что такое интервенция?

Анастасия (ум. 1560) Иван Грозный (1530-1584) Федор (1557-1598) Царица Ирина (ум. 1603) Борис Годунов Иван (1554-1582) брат Подумайте: 1. Где можно найти достойного кандидата на престол в случае отсутствия природного царя? 2. Был ли подходящий кандидат на престол после смерти Федора Ивановича в 1598г.?

Федор Иванович – природная династия, «царь от бога». Борис Годунов – шурин Федора, избран Земским собором. Падение авторитета власти

Правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.) Избран Земский собором (с подачи патриарха Иова); Расправы с Романовыми (родственники Федора по женской линии); Способствовал градостроительству, торговле, образованию. Борису Годунову сообщают об его избрании на царство

1601-1603 гг. – неурожаи, голод: 1601-1603 гг. – неурожаи, голод: Твердые цены на хлеб; Хлебные раздачи; Денежные раздачи; Борьба со спекулянтами; Организация общественных работ; Восстановлен Юрьев день. НО! Кризис остановить не удалось. Возведение самого высокого здания – объект общественных работ. Оцените комплекс мер, предпринятых Б. Годуновым для борьбы с последствиями неурожаев.

Последствия: Последствия: Погибло до 1/3 всего населения; Народные волнения. 1603-1604 гг. – восстание Хлопка Косолапа Великий голод в Москве 1601 года Борис Годунов

Октябрь 1604 г. – вторжение Григорий Отрепьев из Польши. Октябрь 1604 г. – вторжение Григорий Отрепьев из Польши. Его поддерживали: Король Сигизмунд, т.к. ему обещаны русские земли; Польская шляхта и магнаты, т.к. хотели обогатиться; Католическое духовенство, т.к. стремились обратить русских в католичество. Григорий Отрепьев Первый самозванец

Г. Отрепьев выбрал длинный путь, т.к. здесь его потенциальные союзники: Казаки; Беглые; Холопы; Служилые дворяне. Продвижение Г. Отрепьева Работа с картой! Ответьте на вопросы: 1. Какой путь из Речи Посполитой на Москву являлся самым коротким? 2. Какой путь выбрал Г. Отрепьев? Как вы думаете, почему? Поддержка, которой заручился Г. Отрепьев в южных землях, была массовой. Как вы думаете, почему?

Работа с картой! Проследите путь отрядов Г. Отрепьева, назовите основные пункты маршрута. Как вы думаете, чем обусловлен маневр под Добрыничами?

Апрель 1605 г. – смерть Бориса Годунова. Царская армия переходит на сторону самозванца. Приход к власти Апрель 1605 г. – смерть Бориса Годунова. Царская армия переходит на сторону самозванца. Престол наследует Федор Борисович. Убит сторонниками Г. Отрепьева. Лето 1605 г. – Г. Отрепьев становится русским царем. «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». Картина Константина Маковского, 1862

Лжедмитрий I (1605-1606 гг.) Лжедмитрий I Проблема! Большая часть народа видела в Лжедмитрии природного царя. Но обратите внимание на срок пребывания его у власти. В чем противоречие? Вопрос: объясните, почему за Григорием Отрепьевым впоследствии закрепилось прозвище Лжедмитрия?

Ошибки Лжедмитрия: Ошибки Лжедмитрия: Не выполнил обещания, данные полякам; Нецарское поведение: Гулял без охраны; Не любил долгих обсуждений гос. дел; Склонен к кутежам и разгулу; Поздно ложился спать и рано вставал; Не ходил в баню; Ел вилкой (завезла – М. Мнишек). Лжедмитрий I и Марина Мнишек Гравюра Г. Ф. Галактионова (начало XIX века).

Большое польское окружение (вели себя оскорбительно по отношению к русским); Большое польское окружение (вели себя оскорбительно по отношению к русским); слух о том, что Лжедмитрий готовит обращение в католичество. Портрет Лжедмитрия I работы П. Иоде. Амстердам, 1606 год.

Май 1606 г. – восстание против самозванца во главе с Василием Шуйским. Лжедмитрий убит. Его тело сожгли, зарядили им пушку и выстрелили на запад. Свержение Лжедмитрия I Василий Шуйский

С. А. Кириллов. «Смутное время. Лжедмитрий». Эскиз к картине. 2013 г.

Закрепим пройденное! Б О Р И С Л Ж Е Д М И Т Р И Й Ш У Й С К И Й И Н Т Е Р В Е Н Ц И Я К О С О Л А П Вопросы: Имя правителя, занявшего престол после Федора Ивановича в 1598 г. Прозвище Григория Отрепьева. Организатор заговора против Лжедмитрия I. Вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Фамилия организатора восстания 1603-1604 гг. 1. 2. 3. 4. 5.

Домашнее задание: §17-18 (стр. 192-201) – читать; Поразмышляйте на тему: 1 вариант – Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве». 2 вариант – Б. Годунов - неумелый политик или заложник времени?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

На уроке мало методов позволяющих действительно раскрыть мыслительный потенциал. Все завязано на воспроизведении информации, ее поиске, частично-анализе.

8 April 2018