Урок по окружающему миру «Снежные загадки» (1 класс)

4
3
Материал опубликован 17 December 2016 в группе

Тема: Снежные загадки.

Цель и задачи урока:

Расширить представления учащихся о сезонных изменениях в природе – дать элементарное представление об образовании снежинок.

Развивать умение рассуждать, анализировать, обобщать свои знания.

На основании опытов установить, чем может быть загрязнен снег.

Воспитывать необходимость заботы о своем здоровье.

.

УМК: учебник «Наш мир», авт. Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов, О. Н. Федотова, тетрадь для самостоятельной работы «Наш мир» в вопросах и заданиях 1 класс, «Давай знакомиться, мир» учебник – хрестоматия, 1 класс, авт. Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов, О. Н, Федотова.

Оборудование: 6 стаканов со снегом, 6 пустых стаканов, 3 лупы, воронки с фильтром.

Подготовительный период: в начале учебного дня учитель готовит 6 стаканов со снегом, взятых, на дороге и на пришкольном участке.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1.

Организационный момент

Актуализация знаний

Послушайте стих

Серебро, огни и блески_

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно - белые вчера,

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены!

- Ребята, о каком времени года это стихотворение? (О зиме).

- Какие изменения происходят зимой в природе?

Учащиеся слушают.

Вспоминают время года. (Слайд1)

Называют какие изменения происходят зимой. ( 1 часть мультфильма)

 

2.

Постановка учебной цели.

Из мультфильма мы видим как много радости приносит приход зимы. Сегодня мы разгадаем снежные загадки, узнаем, где образуется снег, и можно ли его есть.

- На столе у меня 2 стакана со снегом. На уроке мы будем проводить опыт. Снег я взяла на дороге и на пришкольном участке.

Как вы думаете, для чего я взяла снег в разных местах? (Стаканы ставим в теплое место)

- Вот с утра подул сильный ветер и в класс залетели снежинки. Снежинки оказались не простые, в них вопросы. Очень интересно!

Давайте прочитаем.

- Вспомните приметы зимы. Отгадайте Загадки.

1 Скатерть бела - весь свет одела. ( Снег)

2.Ни в огне не горит , ни в воде не тонет. ( Лед)

3. И не снег, и не лед, а деревья снегом уберет.

( Изморось)

4. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.

(Снежинки)

 

А вот еще вопросы - эти от Миши. А кто такой Миша – это такой же любознательный ученик как и вы, который хочет знать все и является участником всех интересных событий наших уроков. А еще у него есть сестра Маша, с которой мы тоже познакомимся на уроке.

- Миша пишет, что хочет узнать:

1.Как рождаются снежинки?

2.Почему снег под ногами скрипит?

3.Зачем зимой на полях снег пашут?

- Поможем Мише? (Конечно.)

Ответы детей. Предположения, что снег на дороге может быть грязным, а на пришкольном участке – чистым.

( Слайд 2)

( Слайд 3)

( Слайд 4)

(Учитель вопросы прикрепляет к доске)

 

3.

Изучение нового материала.

Фронтальная беседа

Разворот учебника с. 34-35 «Снежные загадки».

-Снежная ли зима в этом году в поселке Мирном?

 

-Что делают Маша и Жучка?

-Зачем Маша сняла варежку?

-Чему так рада Жучка? (левая часть разворота).

-Почему так весело Мише? (правая часть разворота).

-Что чувствуете вы, когда идет снег, когда идете по первому снегу, когда снежинки падают на лицо?

-Что происходит со снежинкой, если поймать ее на ладонь?

-Удавалось ли вам рассмотреть когда - нибудь снежинку?

Рассмотрим в учебнике 6 моделей основных форм снежных кристаллов: запонка, столбик, еж, игла, звезда, пластинка.

- Рассмотрим фотографии снежинок на доске.

Зима снежная. Снег лежит сугробами на земле, на деревьях, на крышах домов.

Маша с Жучкой вышли погулять, покататься на санках. Идет снег. Маша сняла варежку, она хочет поймать на ладонь снежинку. Жучке весело, она рада снегопаду.

Миша тоже очень рад зимнему дню, снегу. Они с Машей слепили красивого снеговика.

Когда идет снег, дети чувствуют радость, восторг, желание поиграть в снежки, слепить снеговика.

Снежинки на ладони сразу тают, но их можно поймать на варежку и рассмотреть.

( Слайд 5)

 

4.

Физкультурная минутка.

- А теперь отдохнем. Встали все.

Выполняют движения вслед за учителем.

( Приложение 1)

 

5.

Изучение нового материала.

 

Опыт

Практическая работа.

 

Как вы думаете, от чего может зависеть форма снежинок?

Японский профессор Накайя всю жизнь посвятил изучению тайн снежинок.

Ему удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Самые красивые снежные кристаллы – звезды – появляются только при небольшом морозе (-14о – 17оС).

-Приходилось ли вам наблюдать красивые снежинки?

А где рождаются снежинки?

Чтобы узнать, как образуются снежинки, я прочитаю вам рассказ «Как рождаются снежинки». (Хр. с 24.)

Можно ли сказать, что снежинка – очень красивое изделие?

Как вы думаете, почему скрипит снег под ногами?

Где, по вашим наблюдениям, больше снега: в чистом поле или возле забора?

Как люди используют это?

Чтение рассказа «Зачем зимой люди на полях снег пашут?» (Хр. с.).

Подойдите к столу, посмотрите, растаял ли снег?

Определите на глаз, в каком стакане снег, взятый у дороги, у крыльца, на пришкольном участке. Почему так считаете?

 

Что видите на фильтре?

Помещает фильтры на доску.

Какой вывод можно сделать?

- А еще почему нельзя есть снег? Узнаем посмотрев конец нашего мультфильма.

Предположения детей.

Ответы детей:

Снежинки рождаются в небе, в облаках.

Дети внимательно слушают.

Нет, т. к. снежинка не сделана руками человека, она создана природой.

Это ломаются нежные лучики снежинок.

Возле забора всегда наметает большие сугробы.

Читают дети

Раздается на каждый ряд по одному комплекту для фильтрования жидкости, и стакану с растаявшим снегом.

Фильтруют жидкости. Рассматривают в лупу осадок, оставшийся на фильтре.

На одном фильтре – частицы земли, песка, соломинки. На другом – волосы, ворсинки, земля. Третий фильтр более чистый, но все равно на нем есть частицы грязи.

Более чистый снег – взятый на пришкольном участке. Снег белый, кажется чистым, а на самом деле в нем содержится много грязи. Снег есть нельзя.

(2 часть мультфильма)

 

Выполняют движения вслед за учителем.

( Музыкальное сопровождение)

6.

Закрепление.

Итог урока.

-Нужен ли природе снег?

-Кто ждет снега?

-Конечно же, снег зимой нужен всем.

-А теперь давайте нарисуем красивую снежинку.

-У нас сегодня в классе настоящий снегопад! Вы очень хорошо поработали. Всем спасибо.

-Какие снежные загадки мы разгадали сегодня на уроке?

-Молодцы детки, все активно работали. Урок окончен. До свидания.

Ответы учащихся:

Да, нужен.

Снега ждут дети, потому что можно кататься на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика. Так же ждут снега растения и животные.

Ответы детей.

Рисуют в альбоме снежинку, выставляют рисунки на доску – «в выставочный зал», оценивают их красоту.

( Музыкальное сопровождение)

Ответы детей.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная разработка.И возрасту соответствует

16 January 2017

Урок интересный, но является ли он вводным уроком по условию конкурса?

16 January 2017

Я согласна с Еленой Андреевной. Не могу определиться, соответствует ли он конкурсному заданию? Так то все хорошо.

29 January 2017