Вводный урок по окружающему миру в 1 классе
Технологическая карта урока по окружающему миру
Тема урока |
Задайте вопросы |
Цели педагогической деятельности |
формирование представлений об изучаемом предмете; знакомство с героями учебника Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой; развивать интерес к окружающему миру. |
Тип урока |
Вводный урок |
Планируемые образовательные результаты |
Научатся: задавать вопросы об окружающем мире. Получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом-определителем. |
Универсальные |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). Коммуникативные: ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю. |
Образовательные |
Карта Российской Федерации, примерная карта «Путешествие в страну знаний» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие |
Деятельность |
Деятельность учащихся |
Формы совзаимо-действия |
Универсальные |
Промежу-точный контроль |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Учитель приветствует детей, с улыбкой принимает их приветствия и с помощью небольшого дыхательного упражнения снимает возможное напряжение. Готовит детей к работе |
Проверяет готовность обучающихся к уроку, приветствует первоклассников. Здравствуй, год учебный, школьный! В добрый путь, ученики! Перезвоном колокольным Пусть звенят, звенят звонки! Окружает вас, ребята, Мир невиданных чудес, Изучить все в школе надо! Поторопимся скорей! Давайте с Вами вместе приготовимся к уроку – поднимем руки вверх, сделаем при этом глубокий вдох, подержим руки несколько секунд вверху, а потом резко опустим их вниз, сделаем при этом небольшой наклон вперед и глубокий выдох. А теперь каждый сядет так, как ему удобно будет работать на уроке. |
Дети радостно приветствуют учителя, делают дыхательное упражнение и рассаживаются по своим рабочим местам. При этом занимают удобную, но приемлемую для учебы позу. |
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
Устный опрос |
II. Актуализация знаний |
Учитель вовлекает обучающихся в диалог, составляет с ними беседу |
Ребята! Сегодня у нас с Вами необычный урок – урок-знакомство. -Как вы думаете, с кем или с чем мы будем знакомиться? -Сколько у Вас разных предположений! Давайте сделаем так: я вам буду говорить небольшие подсказки, а вы будете называть наших новых знакомых! -Вот помощник самый первый: Он и умный, он и верный На урок на парту ляжет Полистай, он все расскажет! Все согласны, ребята? -Кто согласен – поднимите верный ответ над головой! -Вот второй помощник славный, В кабинете в этом главный. Есть процессор, монитор, Смотрит он на Вас в упор! Поиграть с ним успевай, Да гулять не забывай! – Что удивительного и интересного окружает нас? Всё ли мы можем объяснить? Хватит ли нам знаний? Что мы должны делать для того, чтобы получить знания? С каких слов мы начинаем задавать вопросы? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте узнаем, кто это? |
Отвечают на вопросы учителя. Учебник Учащиеся поднимают учебники Компьютер Отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальная |
Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, фильмов). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий |
Устные ответы. |
Разгадать загадки Читает загадки о муравье и черепахе и показывает их, вывешивает изображение на доску |
Её мудрость не забудешь: «Тише ходишь – дальше будешь», «Костяна» её рубаха, Ползёт без страха ... Не найдешь у нас пилы, Не рубили мы стволы Не стучали топором, А под елью вырос дом. |
Черепаха Муравьи |
Фронтальная |
Регулятивные: оценивают результат своих действий |
Устные ответы |
|
III. Изучение нового материала |
Чтение сказки Физкультминутка (Приложение 2). Познакомить с учебными пособиями, необходимыми в первом классе Научить задавать вопросы по картинке учебника (с. 3) |
Настраивает на знакомство с муравьем и черепахой: «Вы правильно отгадали загадки. А теперь послушайте сказку о том, как муравей и черепаха попали на страницы вашего учебника». Читает сказку и проводит беседу по вопросам: – Кто запомнил, как зовут Муравья? Зачем Муравьишка и Черепаха пришли в школу? Ребята, а вы сможете ответить на вопросы, которые задавал Муравей Вопросик в сказке? – Вот видите, очень многого вы еще не знаете. Проводит физкультминутку. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. |
Слушают сказку, пытаются ответить на вопросы Муравья Вопросика из сказки, осознают, что их знаний недостаточно для ответов. Выполняют упражнения. Слушают, рассматривают учебные пособия. |
Фронтальная |
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанной сказки; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания. |
Устные ответы. Устные ответы |
Показывает учебные пособия, объясняет, как ими пользоваться. Объясняет задание, помогает составлять вопросы и формулировать на них ответы |
Составляют вопросы, формулируют ответы |
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год. Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме при составлении вопросов по картинке; логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) |
||||
Изучение карты (Приложение 3) |
- А теперь посмотрите на нашу карту. Это карта путешествий по которой мы с вами будем передвигаться от одной станции к другой. -Как вы думаете, где мы сейчас находимся? -А где окажемся на следующем уроке? -Установим изображения муравья на станцию, где мы сейчас и будем ее передвигать на другие станции при смене места |
Изучают карту, отвечают на вопросы Ученик ставит муравья на первую станцию |
Фронтальная Индивидуальная |
Познавательные: логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год. |
||
IV. Первичное осмысление и закрепление |
Выполнить задание 1 в рабочей тетради |
Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради |
Выполняют задания в рабочих тетрадях |
Индивидуальная |
Познавательные: общеучеб- Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради |
Задание в рабочей тетради |
V. Итоги |
Обобщить полученные на уроке сведения |
Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? Как называется наше государство? Какие города вы знаете? Как называется столица нашей Родины? |
Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Приложение 1
СКАЗКА
Жил-был в одном муравейнике очень любознательный Муравей. Вот он (показать на иллюстрации в учебнике). И был он такой любознательный, что друзья-муравьи прозвали его Вопросиком.
С утра до вечера, а иногда и ночью Вопросик спрашивал обо всем на свете.
– А почему днем светло, а ночью темно?
– А зачем дует ветер?
– А кто носит в своей сумке детенышей?
– А когда почки распускаются?
– А откуда появляются тучи?
– А зачем на небе много звезд?
– А какие бывают камни?
– А из каких частей состоит растение?
– А куда улетают птицы осенью?
– А где всегда бывает тепло?
И так он приставал со своими вопросами к друзьям до тех пор, пока они не посоветовали ему пойти учиться в 1 класс. Вместе с вами, ребята.
«Но как узнать дорогу в школу?» – спросил Вопросик у Мудрой Черепахи, которая жила уже триста лет в озере, неподалеку от его родного муравейника (показать на иллюстрации в учебнике).
Взяла Мудрая Черепаха Вопросика за руку и отвела в школу. Мудрая Черепаха тоже решила приходить к вам на уроки, ребята, чтобы помогать Муравьишке учиться. Да и вы, ребята, узнаете от нее много интересного об окружающем мире.
Возьмем Вопросика учиться с собой?
Приложение 2
Физкультминутка (выполнить упражнения по тексту)
Стали мы учениками, Для здоровья, настроенья То присели, то нагнулись А потом мы умывались,
Соблюдаем режим сами: Делаем мы упражненья: И опять все улыбнулись. Аккуратно одевались.
Утром мы, когда проснулись, Руки вверх и руки вниз, Повернулись влево–вправо – Завтракали не торопясь,
Улыбнулись, потянулись. На носочки поднялись. Получается на славу! В школу, к знаниям, стремясь.
Приложение 3
КАРТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ»
Елена Владимировна