Занятие по Окружающему миру в старшей группе «Собаки — герои Великой Отечественной войны»
Занятие по Окружающему миру в старшей группе
«Собаки – герои Великой Отечественной войны»
Воспитатель: Юлия Юрьевна Кокорина МБДОУ №19 «Снежинка»
Возрастная категория: Старшая группа (5-6 лет).
Цель: Знакомство с подвигами собак в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Способствовать развитию связной речи.
- Формировать представление детей о животных, которые участвовали в войне, через чтение литературы.
- Учить детей собирать медицинскую сумку.
- Познакомить детей с ролью животных на войне.
- Расширять знания детей о героизме в лице воинов и их помощников фронтовых собак;
-Воспитывать чувства гордости за подвиги, совершенные специально обученными собаками; чувства сострадания и уважительного отношения к животным.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, фотографии, медицинская сумка, бинт, вата, йод, зеленка, жгут.
Методические приемы: Беседа, показ, рассматривание иллюстраций, вопросы, поощрение, игровая ситуация.
Предварительная работа: Чтение стихов, рассказов о войне; Беседа о животных, помогавших людям на войне: лошадях, голубях, оленях и лосях. Выставка иллюстраций посвященных Дню Победы. Беседа о детях – героях войны: Павлик Морозов, Зина Портнова. Беседа о Великой Отечественной войне (дети рассказали, что знаю о своих родственниках, которые принимали участие в ВОВ).
ХОД НОД
Презентация (Слайд №1)
Музыка фоновая «Вальс фронтовых подруг»
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной Войне?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это война длилась долго – целых 4 года. Во время войны наши деды и прадеды отстояли свою Родину. Все как один встали на защиту родной земли. За свою Родину тогда стояли все. В трудное для страны время не только люди сражались с врагом, но и их преданные помощники. Кто это вы узнаете, отгадав загадку.
Воспитатель:
Я верный человека друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
в упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал (Собака)
Ответы детей.
Презентация (Слайд 2)
Воспитатель: Правильно. Какое значение имеют собаки в жизни человека?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы считаете, каким образом собаки помогали людям в войну?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно правильно. Во время войны на службу были призваны около шестидесяти тысяч собак. У собак на войне были профессии. Сегодня мы с вами узнаем, какие профессии были у собак во время Великой Отечественной войны.
Презентация (Слайд 3)
Санитарные собаки.
Воспитатель: Посмотрите на слайд и скажите, чем занимались эти собаки?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно, эти собаки помощники врачей. Называли таких собак – санитары. Они подползали с медицинской сумкой к раненому, ждали, пока он себя перевяжет, а после ползли к следующему. Если боец был без сознания, лизали ему лицо, чтобы привезти в сознание раненного. Грели людей в морозы. Во время войны собаки вынесли в укрытие на себе около 700 тысяч раненых солдат, где им оказывали медицинскую помощь.
Воспитатель: Как вы думаете, что было в медицинских сумках у собак?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, поможете мне собрать медицинскую сумку? Что в нее необходимо положить?
(Дети проходят к столу, на котором разложены медикаменты. Собирают рюкзачок. Воспитатель наблюдает и при необходимости помогает.)
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Для чего нужен йод? Вата нужна? Жгут точно нужен?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Медицинская сумка собрана правильно.
Презентация (Слайд 4)
Собаки – связисты
Воспитатель: Как вы считаете, какая была профессия у этих собак?
Ответы детей.
Воспитатель: Собаки-связисты помогали доставлять важные боевые письма и прокладывать телефонные провода. Для чего это было нужно?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Благодаря этим собакам бойцы передавали важную информацию друг другу.
Презентация (Слайд 5)
Собаки - разведчики
Воспитатель: Ребята, у этих собак, какая была профессия?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, эти собаки сопровождали разведчиков в тыл врага для обнаружения засад и оказания помощи. Работали быстро. Таких собак называли разведчики.
Презентация (Слайд 6)
Сторожевые собаки
Воспитатель: Сторожевые собаки охраняли и сидели в засадах для обнаружения врага. Четвероногие помощники с помощью натяжения поводка и поворотом туловища могли указывать направление опасности.
Воспитатель: Кто такие собаки – разведчики и собаки сторожевые?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Собаки – миноискатели
Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать Вам интересный рассказ, про собаку. Послушайте пожалуйста.
Приложение 1
Презентация (Слайд 7)
Воспитатель: Как звали собаку? Чем она знаменита? Кто по профессии была собака Джульбарс? Какую помощь оказала Джульбарс во время войны? Как отметили ее заслуги?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Джульбарс искала мины. Профессия называлась у таких собак миноискатели.
Презентация (Слайд 8)
Во время войны данная собачья «профессия» считалась самой востребованной. Более шести тысяч собак служили миноискателями. Благодаря таким собакам было обезврежено четыре миллиона мин! Собаки-минеры разминировали многие города, такие как Белград, Киев, Одессу, Новгород, Витебск и многие другие.
Воспитатель: Ребята, скажите, любая собака могла выполнить такое сложное задание? Кто готовил собак к такой службе?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь предлагаю вам поиграть в игру. Моя профессия будет - кинолог, а вы будете собаками. Кинолог будет давать вам команды, а вы их за ним повторять.
Приложение 2
(Сыграть два раза)
(Перейти в уголок, где оформлена фотовыставка «Памятники собакам – помощникам войны») Приложение 3
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к фотовыставке. Собаки шли всегда с человеком бок о бок. Они трудились и гибли вместо человека. В благодарность за их подвиг собакам установлены памятники. В Волгограде на площади Чекистов был открыт памятник собакам-подрывникам, оборонявшим Сталинград в годы Великой Отечественной Войны. Уникальный памятник 150 пограничным псам, которые «порвали» целый полк фашистов в рукопашном бою. Эта единственная за всю историю мировых войн и конфликтов битва людей и собак произошла в самом центре Украины много лет назад. На Поклонной горе в Москве открыли памятник фронтовой собаке. «Военный инструктор с собакой». Памятник героям-медикам и санитарным собакам установлен в городе Ессентуки.
Воспитатель: Какие профессии осваивали собаки на войне? Почему люди поставили памятники фронтовым собакам?
Рефлексия: Ребята, какие чувства возникли у вас после нашей беседы? Что нового вы для себя узнали? Что больше всего запомнилось? Почему?
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что наравне с людьми воевали и собаки, которые внесли огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
Приложение 1
Джульбарс.
Наконец наступил долгожданный день моего рождения. Мне исполнилось семь лет. Целый год я мечтал, чтобы родители подарили мне щенка.
Родители были не против. Но мама хотела миниатюрную декоративную собачку для выставок, ведь это стало модно в последнее время. Она считала, что только маленькие собачки могут жить в квартире. Но я сразу маме заявил, что этот щенок для меня, а не для нее. А я мелкого пса не хочу. Папа же предложил купить бульдога или боксера. Но эти породы мне тоже не нравятся. Поэтому подарок я попросил выбрать старшего брата, который служил на границе и хорошо меня понимал.
На день рождения я пригласил своего друга Кольку и ребят, что гуляли во дворе со своими собаками. У Вовки был йоркширский терьер, а у Славки - ротвейлер, у Мишки-такса, и даже Кольке купили чау-чау. Они гордились своими собаками, ходили на выставки и получали награды. А я смотрел на их питомцев и представлял своего собственного, «родного» щенка. И считал дни до дня рождения.
И вот, наконец, приехал мой брат Митя и привез подарок! Это был щенок немецкой овчарки, и звали его Джульбарс. Ребята посмеивались: мол, имя странное и порода не модная, на выставку не возьмут. И тут брат спросил:
- А знаете ли вы, ребята, в честь кого я назвал этого щенка?
Мальчишки помотали головой.
- Тогда слушайте! Джульбарс-известная собака-герой. Этот пес в годы Великой Отечественной войны служил в армии. Есть такие собаки, которых тренируют искать взрывчатку, мины и снаряды. И вот Джульбарс умел это делать как никто другой! Он сумел обнаружить 7 тысяч мин и 150 снарядов. И за это его наградили медалью «За боевые заслуги». Это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды. В конце войны Джульбарс был ранен и не мог ходить. А впереди- Парад Победы в Москве. И тогда было принято решение - пронести боевого пса по Красной площади на руках, что и сделал командир 37-го отдельного батальона разминирования.
Ребят поразил рассказ, а я был счастлив и горд, потому что теперь у меня тоже есть свой Джульбарс! Я взял его лапу и подумал: «Когда мы с Джульбарсом вырастем, будем служить на границе».
Автор: Олеся Александровна Лопаткина (https://ped-kopilka.ru)
Приложение 2
Физическая минутка «Собака».
Собака по траве бежала (бегут на месте),
Весело хвостом виляла (помахивают воображаемым хвостиком),
Кость у дома отыскала (приседают, поднимают воображаемый предмет),
Всю погрызла, искусала (имитируют жевание),
И в землю закопала (сидя, «закапывают косточку»).
Приложение 3
Собаки-подрывники
150 пограничных псов
Фронтовой собаке
Военный инструктор с собакой
Героям-медикам и санитарным собакам
Бурых Елена Владимировна