Занятие по Окружающему миру в старшей группе «Собаки — герои Великой Отечественной войны»

12
1
Материал опубликован 23 January 2021 в группе

Занятие по Окружающему миру в старшей группе

«Собаки – герои Великой Отечественной войны»

Воспитатель: Юлия Юрьевна Кокорина МБДОУ №19 «Снежинка»

Возрастная категория: Старшая группа (5-6 лет).

Цель: Знакомство с подвигами собак в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

- Способствовать развитию связной речи.

- Формировать представление детей о животных, которые участвовали в войне, через чтение литературы.

- Учить детей собирать медицинскую сумку.

- Познакомить детей с ролью животных на войне.

- Расширять знания детей о героизме в лице воинов и их помощников фронтовых собак;

-Воспитывать чувства гордости за подвиги, совершенные специально обученными собаками; чувства сострадания и уважительного отношения к животным.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, фотографии, медицинская сумка, бинт, вата, йод, зеленка, жгут.

Методические приемы: Беседа, показ, рассматривание иллюстраций, вопросы, поощрение, игровая ситуация.

Предварительная работа: Чтение стихов, рассказов о войне; Беседа о животных, помогавших людям на войне: лошадях, голубях, оленях и лосях. Выставка иллюстраций посвященных Дню Победы. Беседа о детях – героях войны: Павлик Морозов, Зина Портнова. Беседа о Великой Отечественной войне (дети рассказали, что знаю о своих родственниках, которые принимали участие в ВОВ).

ХОД НОД

Презентация (Слайд №1)

Музыка фоновая «Вальс фронтовых подруг»

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной Войне?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это война длилась долго – целых 4 года. Во время войны наши деды и прадеды отстояли свою Родину. Все как один встали на защиту родной земли. За свою Родину тогда стояли все. В трудное для страны время не только люди сражались с врагом, но и их преданные помощники. Кто это вы узнаете, отгадав загадку.

Воспитатель:

Я верный человека  друг.

Имею множество заслуг.

На цепь привязан во дворе.

Зимою сплю я в конуре.

Охочусь с другом на волков.

Пасу на пастбище коров.

Бегу по тундре вековой

в упряжке, снежною зимой. 

Я в мире лучшая служака.

Кто я? Ты угадал  (Собака)

Ответы детей.

Презентация (Слайд 2)

Воспитатель: Правильно. Какое значение имеют собаки в жизни человека?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы считаете, каким образом собаки помогали людям в войну?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно правильно. Во время войны на службу были призваны около шестидесяти тысяч собак. У собак на войне были профессии. Сегодня мы с вами узнаем, какие профессии были у собак во время Великой Отечественной войны.

Презентация (Слайд 3)

Санитарные собаки.

Воспитатель: Посмотрите на слайд и скажите, чем занимались эти собаки?

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно, эти собаки помощники врачей. Называли таких собак – санитары. Они подползали с медицинской сумкой к раненому, ждали, пока он себя перевяжет, а после ползли к следующему. Если боец был без сознания, лизали ему лицо, чтобы привезти в сознание раненного. Грели людей в морозы. Во время войны собаки вынесли в укрытие на себе около 700 тысяч раненых солдат, где им оказывали медицинскую помощь.

Воспитатель: Как вы думаете, что было в медицинских сумках у собак?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, поможете мне собрать медицинскую сумку? Что в нее необходимо положить?

(Дети проходят к столу, на котором разложены медикаменты. Собирают рюкзачок. Воспитатель наблюдает и при необходимости помогает.)

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Для чего нужен йод? Вата нужна? Жгут точно нужен?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Медицинская сумка собрана правильно.

Презентация (Слайд 4)

Собаки – связисты

Воспитатель: Как вы считаете, какая была профессия у этих собак?

Ответы детей.

Воспитатель: Собаки-связисты помогали доставлять важные боевые письма и прокладывать телефонные провода. Для чего это было нужно?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Благодаря этим собакам бойцы передавали важную информацию друг другу.

Презентация (Слайд 5)

Собаки - разведчики

Воспитатель: Ребята, у этих собак, какая была профессия?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, эти собаки сопровождали разведчиков в тыл врага для обнаружения засад и оказания помощи. Работали быстро. Таких собак называли разведчики.

Презентация (Слайд 6)

Сторожевые собаки

Воспитатель: Сторожевые собаки охраняли и сидели в засадах для обнаружения врага. Четвероногие помощники с помощью натяжения поводка и поворотом туловища могли указывать направление опасности.

Воспитатель: Кто такие собаки – разведчики и собаки сторожевые?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Собаки – миноискатели

Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать Вам интересный рассказ, про собаку. Послушайте пожалуйста.

Приложение 1

Презентация (Слайд 7)

Воспитатель: Как звали собаку? Чем она знаменита? Кто по профессии была собака Джульбарс? Какую помощь оказала Джульбарс во время войны? Как отметили ее заслуги?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Джульбарс искала мины. Профессия называлась у таких собак миноискатели.

Презентация (Слайд 8)

Во время войны данная собачья «профессия» считалась самой востребованной. Более шести тысяч собак служили миноискателями. Благодаря таким собакам было обезврежено четыре миллиона мин! Собаки-минеры разминировали многие города, такие как Белград, Киев, Одессу, Новгород, Витебск и многие другие.

Воспитатель: Ребята, скажите, любая собака могла выполнить такое сложное задание? Кто готовил собак к такой службе?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь предлагаю вам поиграть в игру. Моя профессия будет - кинолог, а вы будете собаками. Кинолог будет давать вам команды, а вы их за ним повторять.

Приложение 2

(Сыграть два раза)

(Перейти в уголок, где оформлена фотовыставка «Памятники собакам – помощникам войны») Приложение 3

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к фотовыставке. Собаки шли всегда с человеком бок о бок. Они трудились и гибли вместо человека. В благодарность за их подвиг собакам установлены памятники. В Волгограде на площади Чекистов был открыт памятник собакам-подрывникам, оборонявшим Сталинград в годы Великой Отечественной Войны. Уникальный памятник 150 пограничным псам, которые «порвали» целый полк фашистов в рукопашном бою. Эта единственная за всю историю мировых войн и конфликтов битва людей и собак произошла в самом центре Украины много лет назад. На Поклонной горе в Москве открыли памятник фронтовой собаке«Военный инструктор с собакой». Памятник героям-медикам и санитарным собакам установлен в городе Ессентуки.

Воспитатель: Какие профессии осваивали собаки на войне? Почему люди поставили памятники фронтовым собакам?

Рефлексия: Ребята, какие чувства возникли у вас после нашей беседы? Что нового вы для себя узнали? Что больше всего запомнилось? Почему?

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что наравне с людьми воевали и собаки, которые внесли огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Приложение 1

Джульбарс.

Наконец наступил долгожданный день моего рождения. Мне исполнилось семь лет. Целый год я мечтал, чтобы родители подарили мне щенка.

Родители были не против. Но мама хотела миниатюрную декоративную собачку для выставок, ведь это стало модно в последнее время. Она считала, что только маленькие собачки могут жить в квартире. Но я сразу маме заявил, что этот щенок для меня, а не для нее. А я мелкого пса не хочу. Папа же предложил купить бульдога или боксера. Но эти породы мне тоже не нравятся. Поэтому подарок я попросил выбрать старшего брата, который служил на границе и хорошо меня понимал.

На день рождения я пригласил своего друга Кольку и ребят, что гуляли во дворе со своими собаками. У Вовки был йоркширский терьер, а у Славки - ротвейлер, у Мишки-такса, и даже Кольке купили чау-чау. Они гордились своими собаками, ходили на выставки и получали награды. А я смотрел на их питомцев и представлял своего собственного, «родного» щенка. И считал дни до дня рождения.

И вот, наконец, приехал мой брат Митя и привез подарок! Это был щенок немецкой овчарки, и звали его Джульбарс. Ребята посмеивались: мол, имя странное и порода не модная, на выставку не возьмут. И тут брат спросил:

- А знаете ли вы, ребята, в честь кого я назвал этого щенка?

Мальчишки помотали головой.

- Тогда слушайте! Джульбарс-известная собака-герой. Этот пес в годы Великой Отечественной войны служил в армии. Есть такие собаки, которых тренируют искать взрывчатку, мины и снаряды. И вот Джульбарс умел это делать как никто другой! Он сумел обнаружить 7 тысяч мин и 150 снарядов. И за это его наградили медалью «За боевые заслуги». Это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды. В конце войны Джульбарс был ранен и не мог ходить. А впереди- Парад Победы в Москве. И тогда было принято решение - пронести боевого пса по Красной площади на руках, что и сделал командир 37-го отдельного батальона разминирования.

Ребят поразил рассказ, а я был счастлив и горд, потому что теперь у меня тоже есть свой Джульбарс! Я взял его лапу и подумал: «Когда мы с Джульбарсом вырастем, будем служить на границе».

Автор: Олеся Александровна Лопаткина (https://ped-kopilka.ru)

Приложение 2

Физическая минутка «Собака».

Собака по траве бежала (бегут на месте),

Весело хвостом виляла (помахивают воображаемым хвостиком),

Кость у дома отыскала (приседают, поднимают воображаемый предмет), 

Всю погрызла, искусала (имитируют жевание),

И в землю закопала (сидя, «закапывают косточку»).





Приложение 3


t1611394531aa.png

Собаки-подрывники


t1611394531ab.jpg

150 пограничных псов


t1611394531ac.jpg

Фронтовой собаке


t1611394531ad.jpg

Военный инструктор с собакой






t1611394531ae.jpg

Героям-медикам и санитарным собакам













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Классная тема! Возьму на вооружение!

23 January 2021