Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Собаки — герои Великой Отечественной Войны»

3
0
Материал опубликован 4 April 2020

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в подготовительной к школе группе.


Тема «Великая Отечественная Война»

«Собаки-герои Великой Отечественной Войны»


Казаринова-Докучаева Екатерина Дмитриевна


Задачи:

Образовательные:

Познакомить с подвигами собак в годы Великой Отечественной войны;

Расширять знания детей о героизме в годы Великой Отечественной войны в лице воинов и их помощников фронтовых собак.

Развивающие:

Развивать вариативное мышление, речь, память, внимание, воображение, умение анализировать.

Воспитательные:

воспитывать чувства гордости за подвиги, совершенные специально обученными собаками;

воспитывать чувства сострадания и уважительного отношения к животным.

Речевые:

Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.

Словарь: предметный – собака, герой, война; качественный храбрые, умные, героические; глагольный – помогать, служить, защищать, спасать.

Грамматика: продолжать учить детей согласовывать слова друг с другом в роде, числе и падеже.

Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.

Индивидуальная работа: Поощрять использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, элементарных способов словообразования.

Методы и приёмы:

Практические: сюрпризный момент – аудиозапись «лай собаки», игра малой подвижности «Собака».

Наглядные: картинки собак.

Словесные: беседа.

Материалы: картинки собак, мольберт.


Ход занятия.

Аудиозапись «лай собаки».

Воспитатель: ребята, вы слышите? Что это?

Ответы (лай собаки)

Воспитатель: Верно. Садитесь полукругом на стулья.

Дети садятся полукругом на стулья перед мольбертом.

Воспитатель: Во время Великой Отечественной Войны, в трудное для страны время не только люди сражались с врагом. Им помогали преданные, умные четвероногие друзья – собаки.

В годы Великой Отечественной войны в армию были призваны около шестидесяти тысяч собак. Призваны были не только овчарки, но и другие породы, вплоть до крупных дворняжек.
Собаки на войне.
Сколько сказано слов
Может чья-нибудь муза устала.
Говорить о войне
И тревожить солдатские сны.
Только кажется мне
До обиды написано мало
О собаках - бойцах
Защищавших нас в годы войны!
Стерлись в памяти клички,
Не вспомнить теперь и мордашку.
Мы, пришедшие позже,
не знаем совсем ничего!
Лишь седой ветеран
Еще помнит собачью упряжку
В медсанбат дотащивщую
С поля боя когда-то его.

-Вспомните и скажите, какие вы знаете военные профессии.

Ответы детей (сапер, пехота, пограничник, моряк…)

Воспитатель: молодцы. У собак тоже были свои профессии на войне.

Картинка - Ездовые и санитарные собаки
Воспитатель: Собаки-санитары отыскивали в лесах и болотах раненых бойцов и приводили к ним медпомощь. К тому же они таскали на себе небольшие рюкзачки с медикаментами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи. В период Великой Отечественной войны собаки-санитары вытащили на себе с поля боя более 700 тысяч раненых бойцов. Собачьи упряжки доставляли раненых солдат в укрытие, где им оказывали срочную медицинскую помощь. 

Как помогали ездовые и санитарные собаки воинам?

Ответы детей (помогали доставлять раненых в медсанчасть, таскали большие рюкзаки с медикаментами)

Картинка - Собаки-связисты.
Воспитатель: Собаки-связисты в непроходимых для человека местах доставляли боевые донесения и прокладывали телефонные провода. Даже тяжелораненая собака доползала до места назначения и выполняла свою боевую задачу. Связной собаке Альме немецкий снайпер первым выстрелом прострелил оба уха, вторым – раздробил челюсть. И все же Альма донесла пакет. Знаменитая собака Норка и легендарный пес Рекс доставили несколько тысяч донесений. Рекс был несколько раз ранен, трижды переплывал Днепр, но всегда добирался до своего поста.

Какую помощь оказывали собаки- связисты?

Ответы детей (доставляли боевые донесения и прокладывали телефонные провода)

Картинки - Собаки разведывательной службы.

Воспитатель: Собаки разведывательной службы сопровождали разведчиков в тыл врага для обнаружения огневых точек, засад и оказания помощи при захвате «языка», работали быстро, четко и беззвучно. Пёс Джек и его проводник, ефрейтор Кисагулов, были разведчиками. На их совместном счету более двух десятков захваченных «языков». Уйти мимо многочисленных засад и постов охраны ефрейтор смог лишь благодаря чутью собаки.

Чем помогали людям собаки разведывательных войск?

Ответы детей (они сопровождали разведчиков в тыл врага для обнаружения огненных точек, засад и оказания помощи при захвате врага)

Картинки - Сторожевые собаки.

Воспитатель: Сторожевые собаки работали в боевом охранении, в засадах для обнаружения врага ночью и в ненастную погоду. Эти четвероногие умницы только натяжением поводка и поворотом туловища указывали направление грозящей опасности. Сторожевая овчарка по кличке Агай, находясь в боевом охранении, 12 раз обнаруживала гитлеровских солдат, которые пытались скрытно подобраться к позициям наших войск.
Собаки служили живыми талисманами, помогали солдатам преодолевать тяготы войны и просто воевали вместе с ними.

Как помогали воинам сторожевые собаки?

Ответы детей (работали в боевой охране и в засаде для обнаружения врага ночью)

Физическая минутка «Собака».
Собака по траве бежала (бегут на месте),
Весело хвостом виляла 
(помахивают воображаемым хвостиком),
Кость у дома отыскала 
(приседают, поднимают воображаемый предмет),
Всю погрызла, искусала 
(имитируют жевание),
И в землю закопала 
(сидя, «закапывают косточку»).


Картинка - Собаки – истребители танков. 

Воспитатель: Не самая приятная собачья профессия, появившаяся в период войны. Этих собак готовили к одному-единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков. Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки. Перед заданием на них одевали специальные мешки с минам. И как только собака оказывалась под бронетехникой, мина взрывалась. Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков.

Незаурядные способности проявила овчарка Дина, которая успешно освоила профессию диверсанта. Она подорвала вражеский поезд. Дина выскочила на рельсы перед приближающимся немецким воинским эшелоном, сбросила вьюк с зарядом, зубами выдернула чеку капсюля-воспламенителя, скатилась с насыпи и умчалась в лес. Дина была уже рядом с минерами, когда прогремел взрыв, взорвавший эшелонТак успешно закончилась уникальная и пока единственная в боевой практике операция с применением собаки-диверсанта. В конце войны Дина еще дважды отличалась при разминировании города Полоцка, где в одном из случаев нашла в кроватном матрасе в немецком госпитале мину-сюрприз. После войны Дину прикомандировали к музею боевой славы. Здесь она и дожила до глубокой старости. В музее военной славы висят фотографии всех участников операции, включая Дину.

Чем знаменита собака Дина?

Ответы детей (она была диверсантом. Смогла взорвать немецкий эшелон; отыскала мину в матрасе).

Картинка - Собаки-миноискатели.
Воспитатель: Собаки-миноискатели обнаружили, а вожатые саперы обезвредили 4 млн. мин, фугасов и других взрывчатых веществ. Знаменитая собака колли по кличке Дик была призвана на службу из Ленинграда и обучена минно-розыскному делу. За годы войны пес обнаружил более 12 тысяч мин, принимал участие в разминировании городов. Главный подвиг Дика был в том, что за час до взрыва Дик обнаружил в фундаменте дворца в Ленинграде фугас с часовым механизмом. После Великой Победы легендарный пес, несмотря на множественные ранения, был неоднократным победителем выставок собак. Пес-ветеран дожил до глубокой старости и был похоронен с воинскими почестями, как и подобает герою.

Какую помощь оказывали собаки-миноискатели?

Ответы детей (помогали находить замаскерованные взрывчатые вещества)

Воспитатель: Немецкая овчарка Джульбарс – участник Великой Отечественной войны. Единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги». Благодаря его отличному чутью было разминировано около 7 тысяч мин и снарядов, спасены от взрывов памятники культуры.
На историческом Параде Победы 24 июля 1945 года были представлены все фронты Великой Отечественной войны, все рода войск. Но далеко не все знают, что на том параде вслед колоннами боевой техники по Красной площади шли …собаки со своими проводниками.

В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года. Сталин приказал нести этого пса по Красной площади на своем кителе. И в день Великого Парада вслед за строем солдат с собаками-миноискателями шел главный кинолог страны подполковник Александр Мазовер. Ему было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь главнокомандующему, поскольку он нес Джульбарса с забинтованными лапами и гордо вскинутой мордой на кителе генералиссимуса.

Расскажите о собаке Джульбарсе. Почему его наградили медалью «За боевые заслуги»?

Ответы детей (он помог разминировать 7 тысяч мин и снарядов. Он был ранен и не смог идти, поэтому во время Парада его несли на руках).


Воспитатель: Собаки шли всегда с человеком бок о бок, а в трудные времена выходили вперед. Они делили с человеком окоп и паёк. Они трудились и гибли вместо человека. В благодарность за их подвиг собакам установлены памятники.
28 мая 2011 года в Волгограде на площади Чекистов был открыт памятник собакам-подрывникам, оборонявшим Сталинград в годы Великой Отечественной Войны.
Уникальный памятник 150 пограничным псам, которые «порвали» целый полк фашистов в рукопашном бою. Эта единственная за всю историю мировых войн и конфликтов битва людей и собак произошла в самом центре Украины много лет назад.
На Поклонной горе в Москве открыли памятник фронтовой собаке.

Воспитатель: Какие профессии осваивали собаки на войне?

Почему люди поставили памятники фронтовым собакам?

Ответы детей (ездовые и санитарные, связисты, разведчики, истребители танков, миноискатели. Чтобы помнить подвиги собак.)

Воспитатель: Ребята, какие чувства возникли у вас после нашей беседы?

Как бы вам хотелось относиться к собакам?

Ответы детей (Собаки были героями. Они умные. Я горжусь собаками. Мне их жалко.)

Воспитатель: предлагаю встать и почтить память этих героических собак минутой памяти.

Минута памяти

Воспитатель: предлагаю вам нарисовать собаку-героя.

Далее – изобразительная деятельность – рисунок «Собака-герой»


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.