Сочинение по картине Б. М.Кустодиева «Земская школа в Московской Руси» (6 класс)

3
0
Материал опубликован 21 September 2023 в группе

Тема: Сочинение по картине Б. М.Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»

Класс: 6, кол-во человек 6-7

Цель: написание сочинения по картине Б. М. Кустодиева «Земская школа в Московской Руси».

Задачи:

Способствовать развитию устной и письменной речи через построение последовательности высказываний (работа по плану, поиск главной мысли разделов плана), расширение активного словаря через знакомство с предметами быта Московской Руси.

Корректировать мыслительных процессов: элементы анализа, синтеза, умозаключений. Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе работы с картиной. Развитие логического мышления через умение рассуждать, отвечать на вопросы.

Создать условия для воспитания у детей интереса к уроку как процессу. Подвести учащихся к осознанию личностного отношения к описываемым событиям, к нравственно-этическим выводам о ценности учения через приобщение к историческим фактам существования школ на Руси.



Оборудование: проектор, ноутбук, репродукция (репродукции картины), портрет художника, лавки, половик, икона, декорация печки, корзины с «ладошками», чугунок, ковш, кадушка, перья-ручки, правила игр, монетка, толковый словарь, заготовки предложений, словарное слово, надпись темы урока, указка, влажные салфетки и разборник.

















Ход урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Сочинение писать на листочках

Примечание,

оборудование

1

Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Узнали свой класс? Где вы оказались?

Это тоже класс, но в прошлом - вы очутились в школе, которая почти так выглядела 100 лет назад. Садитесь на лавки, раньше не было стульев.

Я немного изменила ваш класс, чтобы вы окунулись в историю.

А как обучались на Руси 100 лет назад мы сейчас узнаем – об этом нам расскажет … , вы слушайте и сравните как учились раньше..


Входят ребята


Стоят


Садятся на лавки за стол


Рассказывает 1 ученик, приготовившийся заранее


2

Вступительная часть

Слушаем Ваню с сообщением.

Спасибо, Ваня, что ребята вас удивило в обучении в школах прошлого?



Ребята отвечают :

- не было перемен

- не было отдельных уроков



3

Постановка цели

Рассказ Ивана помог нам узнать, как обучали, а как же нам узнать, как выглядела школа, классы. Образы прошлого нам помогают узнать картины художников, которые в то время создали действительность своего времени.

Сегодня в этом нам поможет картина одного из художников прошлого века Бориса Михайловича Кустодиева, а называется она «Земская школа в Московской Руси» (открывает на доске тему урока и на слайде - картину).

Картина была написана в 1907 году (а сейчас) Сколько лет прошло?

На уроке мы постараемся создать сочинение для того, чтобы дома своим родителям вы могли прочитать и познакомить их как обучали в прошлом.

Борис Михайлович Кустодиев был увлечен своей историей и благодаря его произведениям мы узнаем быт и нрав русского народа.

?








110


4

Словарная работа

Ребята, скажите, пожалуйста, какое слово вам непонятно в названии картины?

Да (открывает слово на доске ЗЕМСКАЯ с ударением)

Открываем словарь и читаем – это … сельская школа

Давайте на картине найдем доказательства, что это сельская школа.

Верно.

земская



печь, котелок, деревянные стены, помещение избы (с помощью учителя)


5

Работа над планом

Обычно, чтобы написать сочинение требуется не один урок, но мы этот период сократим.

Готовясь приехать к вам, я уже создала план сочинения и предлагаю вам его разделы выстроить в нужную последовательность (учитель раздает разрезанные пункты плана)




Ребята выходят к доске, берут по 1-2 пункту и сообща вытаивают последовательность на магниты на доску.


6

Увлекательное занятие

Ну, вот план готов (если нужно, учитель корректирует последовательность и хвалит за выбор именно этой последовательности)

Можно приступать к написанию.

А вы знаете, чем писали на Руси?

Да макали их в чернила, взяв только, сколько нужно и не допускали клякс.

Я вам предлагаю тоже взять перья, но без чернил, и попробовать написать одно слово ЗЕМСКАЯ

Молодцы, ну что как впечатления?





Перьями





Трудно, неловко


7

Составление сочинения

Ну а мы возьмем свои ручки и будем писать.

Поставьте цифру 1. Обстановка класса. (название пункта плана не надо записывать)

Что вы видите на картине из предметов мебели и из чего она сделана.

(дети отвечают, а учитель показывает указкой)

Все правильно, запишем на каждый пункт по 2-3 предложения. (начало предложений я буду помогать)

Учитель на доску вывешивает напротив пункта 1

На картине изображена нехитрая мебель: …

Все сделано из ...

В классе находятся …, …, ….

(вспомните однородные члены предложения)

Переходим ко 2 пункту. Ученики.

Расскажите, про учеников (дети рассказывают – учитель указкой)

А в чем они провинились?



Записываем далее

В классе всего …

Пятеро …

Двое…

Идем к следующему пункту 3 Образ учителя

Итак, обратите внимание на возраст учителя и как он сидит


Ребята, обратите еще внимание, что находится над учителем, в углу, где он сидит

Правильно, изобразив учителя под иконами, Кустодиев хотел подчеркнуть роль учителя в Московской Руси – он сидит на почетном месте и учитель –это важная, главная фигура, значимость его велика своим опытом, знаниями. На Руси только учитель, книги на верхней полке и бог все знают.

А в наше время, где можно добыть информацию?

Правильно, в интернете есть много информации, но не забывайте, что взрослые люди, учителя всегда помогут всю информацию оценить как нужную или засоряющую мозг.

Это было отступление, а теперь пишем:

Учитель – это…

Он сидит (где, как)

Образ учителя (значимость, важность)


Физ. минутка

На физминутках обычно играют, разминаются и я вам приготовила сборник игр, в которые играли на Руси (чехарда, лапта, городки, …)

А вот одно из тихих игр «Колечко, колечко, выйди на крылечко…


И остался последний пункт 4 Впечатления от картины и художественные средства изображения


А вот здесь надо подумать. Этот пункт плана очень трудный.


Какие чувства вызывает эта картина?

А что такое худож. Средства? Это цвет, краски, свет, предметы быта для создания правильного отношения к передаваемому замыслу художника: какого цвета здесь больше (зеленого), какие тона – теплые

В классе много света, хоть и маленькие оконца

В классе домашняя уютная обстановка, даже на окне лежит кошка как дома (все показать указкой).


Я вам расскажу свои впечатления от картины. Я прочитаю вам, что я написала, а вы послушайте, согласитесь ли вы с этим (читает заготовку)


У вас такие же чувства или что-то еще?

Прочитайте еще раз мои мысли и выпишите 2 важных предложения отражающие главную мысль последнего пункта плана Худ. средства и впечатления.



Стол, лавки, пол, стены все сделано из дерева, кадушка, котелок





Ребята записывают 3 предл.






На картине 7 мальчиков, пятеро сидят и старательно пишут.

Двое стоят на коленях перед учителем и читают книгу, они провинились

За кляксу или непослушание


По данному началу предложений записывают 3 предложения.


Учитель –это пожилой человек, мудрый, много знает

Сидит прямо и строго следит за детьми


Иконы


В интернете







Ребята пишут 3 предложения




Все становятся в кружок, учитель кладет старинную монетку









Спокойствия, домашнего уюта, чистоты


Смотрят на картину







Раздать детям заготовки этого пункта (сначала слушают, потом находят главную мысль и выписывают)


8

Подведение итогов

Наш урок подходит к концу, кто смелый и может прочитать свое сочинение.


Все листочки оставьте на столе, я сейчас прочитаю, поставлю вам отметки и верну вам, чтобы вы унесли родителям и прочитали, как учились дети на Руси.

А мне с вами приятно было работать, главный итог урока – это наши сочинения.

Человеку всегда важно высказывать свои впечатления от пережитых событий и я хочу от вас услышать впечатления от урока- что понравилось, что бы можно было изменить и вообще, как вам урок?

1 ученик читает







Да


Ребята высказываются.


9

Дом. задание

В качестве д/з хочу предложить вам нарисовать ваш класс и еще раз сравнить с картиной Кустодиева.



10

Рефлексия

Возвращаемся на 110 лет обратно

Все вы знаете, что 2017 год - Год экологии

Наступила весна, и я хочу, чтобы еще больше оживить, и без того наш теплый класс, создать весеннее корзину с цветами из ладошек , которое скажет о вашем настроении от встречи со мной.


Из вырезанных ладошек (разных цветов) делают дерево






После урока угощение: сегодня мы говорили о сельской школе, я к вам приехала тоже из села Ножовка и хочу угостить всех неприхотливым деревенским лакомством: разборник, каравашки – кому как нравится.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации