Сочинение по картине Б. М.Кустодиева «Земская школа в Московской Руси» (6 класс)
Тема: Сочинение по картине Б. М.Кустодиева «Земская школа в Московской Руси»
Цель: написание сочинения по картине Б. М. Кустодиева «Земская школа в Московской Руси».
Задачи:
Способствовать развитию устной и письменной речи через построение последовательности высказываний (работа по плану, поиск главной мысли разделов плана), расширение активного словаря через знакомство с предметами быта Московской Руси.
Корректировать мыслительных процессов: элементы анализа, синтеза, умозаключений. Коррекция слухового и зрительного восприятия на основе работы с картиной. Развитие логического мышления через умение рассуждать, отвечать на вопросы.
Создать условия для воспитания у детей интереса к уроку как процессу. Подвести учащихся к осознанию личностного отношения к описываемым событиям, к нравственно-этическим выводам о ценности учения через приобщение к историческим фактам существования школ на Руси.
Оборудование: проектор, ноутбук, репродукция (репродукции картины), портрет художника, лавки, половик, икона, декорация печки, корзины с «ладошками», чугунок, ковш, кадушка, перья-ручки, правила игр, монетка, толковый словарь, заготовки предложений, словарное слово, надпись темы урока, указка, влажные салфетки и разборник.
Ход урока
№ | Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учеников Сочинение писать на листочках | Примечание, оборудование |
1 | Оргмомент | Здравствуйте, ребята. Узнали свой класс? Где вы оказались? Это тоже класс, но в прошлом - вы очутились в школе, которая почти так выглядела 100 лет назад. Садитесь на лавки, раньше не было стульев. Я немного изменила ваш класс, чтобы вы окунулись в историю. А как обучались на Руси 100 лет назад мы сейчас узнаем – об этом нам расскажет … , вы слушайте и сравните как учились раньше.. | Входят ребята Стоят Садятся на лавки за стол Рассказывает 1 ученик, приготовившийся заранее | |
2 | Вступительная часть | Слушаем Ваню с сообщением. Спасибо, Ваня, что ребята вас удивило в обучении в школах прошлого? | Ребята отвечают : - не было перемен - не было отдельных уроков | |
3 | Постановка цели | Рассказ Ивана помог нам узнать, как обучали, а как же нам узнать, как выглядела школа, классы. Образы прошлого нам помогают узнать картины художников, которые в то время создали действительность своего времени. Сегодня в этом нам поможет картина одного из художников прошлого века Бориса Михайловича Кустодиева, а называется она «Земская школа в Московской Руси» (открывает на доске тему урока и на слайде - картину). Картина была написана в 1907 году (а сейчас) Сколько лет прошло? На уроке мы постараемся создать сочинение для того, чтобы дома своим родителям вы могли прочитать и познакомить их как обучали в прошлом. Борис Михайлович Кустодиев был увлечен своей историей и благодаря его произведениям мы узнаем быт и нрав русского народа. | ? 110 | |
4 | Словарная работа | Ребята, скажите, пожалуйста, какое слово вам непонятно в названии картины? Да (открывает слово на доске ЗЕМСКАЯ с ударением) Открываем словарь и читаем – это … сельская школа Давайте на картине найдем доказательства, что это сельская школа. Верно. | земская печь, котелок, деревянные стены, помещение избы (с помощью учителя) | |
5 | Работа над планом | Обычно, чтобы написать сочинение требуется не один урок, но мы этот период сократим. Готовясь приехать к вам, я уже создала план сочинения и предлагаю вам его разделы выстроить в нужную последовательность (учитель раздает разрезанные пункты плана) | Ребята выходят к доске, берут по 1-2 пункту и сообща вытаивают последовательность на магниты на доску. | |
6 | Увлекательное занятие | Ну, вот план готов (если нужно, учитель корректирует последовательность и хвалит за выбор именно этой последовательности) Можно приступать к написанию. А вы знаете, чем писали на Руси? Да макали их в чернила, взяв только, сколько нужно и не допускали клякс. Я вам предлагаю тоже взять перья, но без чернил, и попробовать написать одно слово ЗЕМСКАЯ Молодцы, ну что как впечатления? | Перьями Трудно, неловко | |
7 | Составление сочинения | Ну а мы возьмем свои ручки и будем писать. Поставьте цифру 1. Обстановка класса. (название пункта плана не надо записывать) Что вы видите на картине из предметов мебели и из чего она сделана. (дети отвечают, а учитель показывает указкой) Все правильно, запишем на каждый пункт по 2-3 предложения. (начало предложений я буду помогать) Учитель на доску вывешивает напротив пункта 1
На картине изображена нехитрая мебель: … Все сделано из ... В классе находятся …, …, …. (вспомните однородные члены предложения) Переходим ко 2 пункту. Ученики. Расскажите, про учеников (дети рассказывают – учитель указкой) А в чем они провинились? Записываем далее В классе всего … Пятеро … Двое… Идем к следующему пункту 3 Образ учителя Итак, обратите внимание на возраст учителя и как он сидит Ребята, обратите еще внимание, что находится над учителем, в углу, где он сидит Правильно, изобразив учителя под иконами, Кустодиев хотел подчеркнуть роль учителя в Московской Руси – он сидит на почетном месте и учитель –это важная, главная фигура, значимость его велика своим опытом, знаниями. На Руси только учитель, книги на верхней полке и бог все знают. А в наше время, где можно добыть информацию? Правильно, в интернете есть много информации, но не забывайте, что взрослые люди, учителя всегда помогут всю информацию оценить как нужную или засоряющую мозг. Это было отступление, а теперь пишем: Учитель – это… Он сидит (где, как)… Образ учителя (значимость, важность)… Физ. минутка На физминутках обычно играют, разминаются и я вам приготовила сборник игр, в которые играли на Руси (чехарда, лапта, городки, …) А вот одно из тихих игр «Колечко, колечко, выйди на крылечко… И остался последний пункт 4 Впечатления от картины и художественные средства изображения А вот здесь надо подумать. Этот пункт плана очень трудный. Какие чувства вызывает эта картина? А что такое худож. Средства? Это цвет, краски, свет, предметы быта для создания правильного отношения к передаваемому замыслу художника: какого цвета здесь больше (зеленого), какие тона – теплые В классе много света, хоть и маленькие оконца В классе домашняя уютная обстановка, даже на окне лежит кошка как дома (все показать указкой). Я вам расскажу свои впечатления от картины. Я прочитаю вам, что я написала, а вы послушайте, согласитесь ли вы с этим (читает заготовку) У вас такие же чувства или что-то еще? Прочитайте еще раз мои мысли и выпишите 2 важных предложения отражающие главную мысль последнего пункта плана Худ. средства и впечатления. | Стол, лавки, пол, стены все сделано из дерева, кадушка, котелок Ребята записывают 3 предл. На картине 7 мальчиков, пятеро сидят и старательно пишут. Двое стоят на коленях перед учителем и читают книгу, они провинились За кляксу или непослушание По данному началу предложений записывают 3 предложения. Учитель –это пожилой человек, мудрый, много знает Сидит прямо и строго следит за детьми Иконы В интернете Ребята пишут 3 предложения Все становятся в кружок, учитель кладет старинную монетку Спокойствия, домашнего уюта, чистоты Смотрят на картину Раздать детям заготовки этого пункта (сначала слушают, потом находят главную мысль и выписывают) | |
8 | Подведение итогов | Наш урок подходит к концу, кто смелый и может прочитать свое сочинение. Все листочки оставьте на столе, я сейчас прочитаю, поставлю вам отметки и верну вам, чтобы вы унесли родителям и прочитали, как учились дети на Руси. А мне с вами приятно было работать, главный итог урока – это наши сочинения. Человеку всегда важно высказывать свои впечатления от пережитых событий и я хочу от вас услышать впечатления от урока- что понравилось, что бы можно было изменить и вообще, как вам урок? | 1 ученик читает Да Ребята высказываются. | |
9 | Дом. задание | В качестве д/з хочу предложить вам нарисовать ваш класс и еще раз сравнить с картиной Кустодиева. | | |
10 | Рефлексия | Возвращаемся на 110 лет обратно Все вы знаете, что 2017 год - Год экологии Наступила весна, и я хочу, чтобы еще больше оживить, и без того наш теплый класс, создать весеннее корзину с цветами из ладошек , которое скажет о вашем настроении от встречи со мной. | Из вырезанных ладошек (разных цветов) делают дерево | |
После урока угощение: сегодня мы говорили о сельской школе, я к вам приехала тоже из села Ножовка и хочу угостить всех неприхотливым деревенским лакомством: разборник, каравашки – кому как нравится.