Календарно-тематическое планирование по химии для 8 класса по УМК «Сферы» А.А. Журина
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС.
Поурочное тематическое планирование составлено для использования УМК по химии серии «Сферы» для 8 класса общеобразовательных учреждений. Поурочное планирование составлено согласно рабочей программе линии УМК «Химия» серия «Сфера» (8 класс). За счёт резервного времени увеличено количество часов темы 1(20 часов), темы 2 (24 часа), тема 3 (13 часов), тема 4 (8 часов) тема 5 (5 часов). Итого 70 учебных занятий.
Авторы УМК «Сфера»: учебник по химии 8 класс А. А. Журин
Тетрадь – тренажёр 8 класс Н.Н. Гара
Тетрадь – экзаменатор 8 класс О.Л. Бобылёва, Е.В. Бирюлина.
Учитель химии МАОУ СОШ № 20 И. В. Васильева
п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Химический эксперимент |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
|
план |
факт |
||||
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ (20 ч) |
|||||
1 |
Предмет химии |
Различать предметы изучения естественных наук |
|||
2 |
Химическая лаборатория |
Наблюдать манипуляции учителя Выполнять простейшие манипуляции с лабораторным оборудованием в ходе практического занятия. Фиксировать наблюдения в тетради |
|||
3 |
Оборудование химической лаборатории |
Практическое занятие № 1 |
|||
4 |
Чистые вещества и смеси |
Демонстрация: чистые вещества и смеси; сохранение свойств веществ в смесях; разделение гетерогенных и гомогенных смесей |
Наблюдать свойства чистого хлорида натрия и чистого оксида кремния; сохранение свойств компонентов в смеси; манипуляции учителя при разделении смесей. Описывать на естественном языке (русском и/или родном) наблюдаемые свойства веществ, используя общепринятые сокращения и обозначения Различать понятия «чистое вещество» и «смесь веществ». Выполнять манипуляции по раз- делению гетерогенной смеси в ходе практического занятия. Фиксировать наблюдения в тетради |
||
5 |
Разделение смеси |
Практическое занятие № 2 |
|||
6 |
Превращения веществ |
Демонстрация: физические явления; химические явления; признаки химических реакций |
Описывать на естественном языке (русском и/или родном) наблюдаемые свойства веществ, используя общепринятые сокращения и обозначения. Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций Наблюдать демонстрируемые учителем физические явления; химические реакции. Различать физические явления и химические реакции Объяснять признаки химических реакций как физические явления, сопровождающие превращения веществ друг в друга. Осуществлять химические реакции в ходе практического занятия. Фиксировать ход эксперимента и его результаты в тетради, используя естественный (русский и/или родной) язык |
||
7 |
Признаки химических реакций |
Практическое занятие № 3 |
|||
8-9 |
Химический элемент |
Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент». Объяснять необходимость использования знаков химических элементов; происхождение знаков химических элементов |
|||
10 |
Химические формулы |
Лабораторный опыт № 1 |
Наблюдать физические свойства веществ при выполнении лабораторного опыта. Составлять формулы веществ по известному их качественному и количественному составу |
||
11 |
Простые и сложные вещества |
Лабораторный опыт № 2 |
Различать понятия «простое вещество», «сложное вещество». Обобщать понятия «простое вещество» и «сложное вещество». Наблюдать физические свойства веществ при выполнении лабораторного опыта. Составлять названия бинарных соединений по известной формуле вещества |
||
12 |
Массовая доля химического элемента в сложном веществе |
Различать понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса». Обобщать понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса». Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле; массовую долю химического элемента в сложном веществе |
|||
13-14 |
Валентность |
Лабораторный опыт № 3 |
Моделировать молекулы бинарных соединений в ходе выполнения лабораторного опыта. Определять валентности атомов в бинарных соединениях. Описывать простейшие вещества с помощью химических формул. Описывать качественный и количественный состав простейших веществ по их химическим формулам |
||
15-16-17 |
Химические уравнения |
Демонстрации: опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ. Лабораторный опыт № 4 |
Наблюдать и описывать опыты, демонстрируемые учителем. Наблюдать и фиксировать в тетради средствами естественного (русского и/или родного) языка и с помощью химических уравнений изменения веществ в ходе выполнения лабораторного опыта. Различать понятия «индекс» и «коэффициент»; «схема химической реакции» и «уравнение химической реакции» |
||
18 |
Атомно-молекулярное учение в химии |
Обобщать изученные в теме 1 понятия в виде основных положений атомно- молекулярного учения |
|||
19 |
Повторение и обобщение |
Различать предметы изучения естественных наук; изученные понятия. Раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «мо- лекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность». Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов. Рассчитывать относительную молекулярную массу по формуле вещества; массовую долю химически элементов в сложном веществе. Участвовать в обсуждении проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения» |
|||
20 |
Контрольная работа № 1 |
Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач. Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с. 4–11 |
|||
Важнейшие классы неорганических веществ (24ч) |
|||||
21 |
Простые вещества металлы и неметаллы |
Демонстрации: вещества молекулярного и немолекулярного строения; металлы; неметаллы. Лабораторный опыт № 5 |
Различать существенные и несущественные основания классификации; названия простых веществ и химических элементов. Наблюдать физические свойства веществ, демонстрируемых учителем, и в ходе выполнения лабораторного опыта. Описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простого вещества — кислорода |
||
22 |
Кислород |
Демонстрации: получение из перманганата калия и собирание методом вытеснения воды. Лабораторный опыт № 6 |
Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем, и в ходе выполнения лабораторного опыта. Описывать превращения веществ с помощью уравнений химических реакций; физические свойства веществ по плану, предложенному учителем Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Сравнивать по составу оксиды металлов и неметаллов. Описывать превращения веществ с помощью уравнений химических реакций и общепринятых сокращений и обозначений Осуществлять превращения веществ по инструкции в ходе практического занятия |
||
23 |
Химические свойства кислорода |
Демонстрации: горение в кислороде магния, серы, фосфора |
|||
24 |
Химические свойства кислорода |
Практическое занятие № 4 |
|||
25 |
Оксиды |
Лабораторный опыт № 7 |
Фиксировать наблюдения в тетради, правильно выбирая средства естественного и искусственного языка Описывать внешний вид природных оксидов и составлять их формулы в ходе выполнения лабораторного опыта |
||
26 |
Простые вещества. Водород |
Демонстрации: работа аппарата Киппа; проверка водорода на чистоту. Лабораторный опыт № 8 |
Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Осуществлять проверку газа (водорода) на чистоту. Объяснять принцип действия аппарата Киппа и прибора Д.М. Кирюшкина. Сравнивать методы собирания кислорода и водорода Описывать свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простого вещества водорода. Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Описывать превращения веществ с помощью естественного языка и уравнений химических реакций Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из практического занятия |
||
27 |
Химические свойства водорода |
Демонстрации: горение водорода на воздухе, в кисло- роде; взаимодействие водорода с серой; восстановление водородом оксида меди(II) |
|||
28 |
Химические свойства водорода |
Практическое занятие № 5 |
|||
29 |
Оксид водорода — вода |
Демонстрации: неустойчивость пересыщенного раствора тиосульфата натрия; автоматический дистиллятор. Лабораторный опыт № 9 |
Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Объяснять принцип действия установки для перегонки воды; автоматического дистиллятора Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов Выдвигать гипотезы о возможности взаимодействия оксидов металлов с водой на основе данных таблицы растворимости. Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Осуществлять превращения веществ в ходе выполнения лабораторного опыта. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опыт Различать понятия «гидроксид», «кислота», «основание». Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Сравнивать поведение индикаторов в разных средах в ходе выполнения лабораторного опыта. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов |
||
30 |
Взаимодействие воды с металлами |
Демонстрации: отношение воды к натрию, магнию, меди |
|||
31 |
Взаимодействие воды с оксидами металлов |
Демонстрации: отношение воды к оксидам бария и железа; испытание индикаторами. |
|||
32 |
Взаимодействие воды с оксидами неметаллов |
Демонстрации: взаимодействие оксида углерода(IV) и фосфора(V) с водой и испытание полученных растворов индикаторами; отсутствие химической реакции воды с оксидом кремния. Лабораторный опыт № 11 |
|||
33-34 |
Состав кислот. Соли |
Демонстрации: серная, азотная, фосфорная кислоты как представители кислородсодержащих кислот; соляная кислота как представитель бескислородных кислот; образцы солей. Лабораторный опыт № 12 |
Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Сравнивать поведение индикаторов в растворах кислот в ходе выполнения лабораторного опыта. Исследовать растворимость разных солей в воде в ходе выполнения лабораторного опыта. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов Выдвигать гипотезы о возможности протекания химической реакции между растворами кислот и металлами на основе положения металлов в ряду активности. Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов. Представлять информацию о свойствах веществ в табличной форме Исследовать химические свойства кислот. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из практического занятия |
||
35 |
Свойства кислот |
Демонстрации: отношение металлов к раствору соляной кислоты; взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты; взаимодействие гидроксида меди(II) с раствором соля- ной кислоты; взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром; взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью |
|||
36 |
Химические свойства кислот |
Практическое занятие № 6 |
|||
37 |
Свойства оснований |
Демонстрация: взаимо- действие твёрдого гидроксида натрия с оксидом углерода(IV). Лабораторные опыты № 14, 15 |
Выдвигать и обосновывать предложения по выбору оснований классификации (по аналогии с классификацией кислот). Наблюдать опыты, демонстрируемые учителем. Проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторными опытами. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов Составлять алгоритм действий по определению кислотно-основного характера нерастворимого гидроксида. Проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторным опытом. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов |
||
38 |
Свойство амфотерных гидроксидов |
Лабораторный опыт № 16 |
|||
39-40 |
Генетический ряд типичного металла |
Лабораторный опыт № 17 |
Обобщать полученные знания об основных классах неорганических соединений. Составить уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов. Проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторным опытом. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов Обобщать полученные знания об основных классах неорганических соединений. Составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов. Проводить химический эксперимент, предусмотренный лабораторным опытом. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов Классифицировать изученные вещества по составу и свойствам. Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений. Участвовать в обсуждении проблем, предлагаемых в рубрик «Вопросы для обсуждения» |
||
41-42 |
Генетический ряд типичного неметалла |
Лабораторный опыт № 18 |
|||
43 |
Повторение и обобщение |
||||
44 |
Контрольная работа № 2 |
Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач |
|||
ТЕМА 3. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА (13 ч) |
|||||
45 |
Первоначальные представления о строении атома |
Определять понятия «химический элемент», «изотоп», «изотопия Определять понятия «электронная оболочка», «электронный слой», «ядро атома». Рассчитывать ёмкость электроного слоя по заданной формуле Различать понятия «электронный слой» и «внешний электронный слой». Моделировать строение атомов элементов малых периодов. Изучать закономерности изменения числа электронов на внешнем электронном слое на моделях атомов |
|||
46-47 |
Электронные оболочки атомов |
||||
48 |
Закономерности изменений в строении электронных оболочек атома |
||||
49 |
Естественнонаучная классификация химических элементов |
Определять существенные и несущественные основания классификации химических элементов. Различать понятия «периодическая система химических элементов» и «периодическая таблица химических элементов Сравнивать строение атома с положением химического элементов периодической таблице (по периодам). Различать понятия «малый период» и «большой период». Обобщать понятия «малый период» и «большой период» Разъяснять физический смысл Изучать изменение свойств гидроксидов некоторых химических элементов III периода в ходе практического занятия. Делать умозаключения о характере изменения кислотно-основных свойств гидроксидов, образованных химическими элементами одного периода. Фиксировать наблюдения и формулировать выводы из наблюдаемых опытов Различать понятия «главная подгруппа», «побочная подгруппа», «А-группа», «В группа». Обобщать понятия «главная подгруппа», «побочная подгруппа», «А-группа», «В-группа». Сравнивать физический смысл номера периода и номера группы (для элементов главных подгрупп). Определять положение химического элемента в периодических таблицах разных форм. Описывать и характеризовать структуру короткой и длинной форм периодической таблицы |
|||
50 |
Периоды |
||||
51 |
Изменение свойств гидроксидов с увеличением зарядов атомных ядер химических элементов |
||||
52 |
Группы |
||||
53 |
Периодический закон |
Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Сравнивать изменение свойств простых веществ и гидроксидов элементов в периодах и группах (для элементов главных подгрупп) Делать предположения о свойствах химических элементов и их соединений на основе положения химического элемента в периодической системе Структурировать материал о жизни и деятельности Д.И. Менделеева; об утверждении учения о периодичности |
|||
54 |
Предсказание свойств химических элементов и их соединений на основе периодического закона |
||||
55 |
Научный подвиг Д.И. Менделеева |
||||
56 |
Повторение и обобщение |
Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп. Различать периоды; главные и побочные подгруппы; А- и В-группы. Моделировать строение атома. Определять изученные понятия. Описывать и характеризовать структуры периодических таблиц разных форм. Делать предположения о свойствах химических элементов и их соединений на основе положения химического элемента в периодической системе |
|||
57 |
Контрольная работа № 3 |
Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе |
|||
ТЕМА 4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ХИМИИ (8 ч) |
|||||
58 |
Количество вещества |
Демонстрация: образцы твёрдых и жидких веществ количеством 1 моль |
Различать важнейшие характеристики вещества. Определять понятия «количество вещества», «моль». Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Описывать превращения веществ по уравнениям химических реакций. Проводить расчёты количества вещества по известному числу частиц; количества вещества по уравнению химической реакции Различать понятия «масса», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «молярная масса». Проводить расчёты массы вещества по известному его количеству и обратные расчёты |
||
59 |
Молярная масса |
||||
60 |
Расчёты по уравнениям химических реакций |
Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Описывать превращения веществ по уравнениям химических реакций средствами естественного (русского и/или родного) языка. Проводить расчёты массы одного из участников химической реакции по известной массе другого участника Различать понятия «объём», «молярный объём», «молярная масса». Разъяснять сущность закона Авогадро и изученного следствия из него. Проводить расчёты плотности газа по его молярной массе и молярную объёму Разъяснять физический смысл коэффициентов в уравнениях химических реакций. Проводить расчёты по химическим уравнениям массы одного из участников химической реакции по известному объёму другого участника, находящегося в газообразном состоянии Разъяснять сущность объёмных отношений газов как следствие из закона Авогадро. Проводить расчёты по химическим уравнениям с использованием объёмных отношений газов Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач |
|||
61 |
Закон Авогадро |
||||
62 |
Расчёты по уравнениям химических реакций |
||||
63 |
Объёмные отношения газов при химических реакциях |
||||
64 |
Решение расчётных задач |
||||
65 |
Контрольная работа № 4 |
Применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач. Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе |
|||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (5 ч) |
|||||
66 |
Предмет химической науки |
Лабораторные опыты № 19, 20 |
Обобщать полученные знания об объекте и предмете естественных наук. Разъяснять причины возникновения в обществе хемофобии. Структурировать материал об общих методах естествознания и специфических методах химии. Фиксировать ход выполнения и результаты, делать выводы из химических экспериментов в ходе выполнения лабораторных опытов Приводить аргументы за и против использования различных источников информации в качестве научного знания. Принимать участие в обсуждении вопросов, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения» |
||
67 |
Источники химической информации |
||||
68 |
Повторение, обобщение курса химии 8 класс |
||||
69 |
Итоговая контрольная работа |
||||
70 |
Анализ результатов итоговой контрольной работы |
||||
ИТОГО 70 часов |