12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Иванова16
Методист по дошкольному образованию методического центра, г.Макеевка, ДНР
Украина
1

Методические рекомендации «Составление годового плана работы дошкольной образовательной организации»

Составление годового плана работы

дошкольной образовательной организации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Авторы-составители:

Иванова С.В., Дихтярюк Н.А., методисты методического центра управления образования администрации города Макеевки.

 

Содержание

Введение

2

Общие принципы

3

Примерная структура годового

плана ДОО

5

Составление анализа роботы дошкольной организации за прошедший год:

шаг за шагом

7

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов

11

Методическая работа с кадрами

12

Изучение состояния образовательного процесса

15

Организационно-педагогическая работа

16

Работа методического кабинета

17

Административно-хозяйственная деятельность.

21

Форма годового плана работы ДОО

22

Литература.

24

Введение

Планирование - одна из ключевых управленческих функций. Полноценная ее реализация является одним из главных факторов, который обеспечивает эффективность деятельности руководителя и стабильное развитие образовательной организации. Рациональное планирование позволяет избежать неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, обеспечить эффективность функционирования организации и систематизировать управленческий контроль. Грамотное планирование предоставляет возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного работника и организации в целом.

Приемами работы по совершенствованию планирования являются следующие:

  • изучение литературы по маркетингу и менеджменту в образовании;
  • детальный анализ работы образовательной организации с последующей рефлексией;  
  • взвешенное определение целей - целеполагание, их иерархия;
  • привлечение к процессу планирования педагогов и других специалистов;
  • выработка умения прогнозирования.
Относительно привлечения педагогов к процессу планирования или делегирование собственных полномочий заметим следующее. Сущность управленческой деятельности зачастую не понятна воспитателю (психологу, другому специалисту). Поэтому мы настаиваем на приоритете руководителя в составлении плана работы организации.

Стоит помнить, что план - живой рабочий документ, который может поддаваться исправлению, коррекции в ходе выполнения.

Общие принципы

Планирование работы дошкольной образовательной организации должно осуществляться согласно инструктивно-методических рекомендаций МОН.

Адаптивное управление предусматривает координацию деятельности между всеми звеньями управленческой, методической работы в соответствии с Законом «Об образовании», согласно которому педагогические работники имеют право:

на свободный выбор форм, методов, средств обучения, проявление инициативы;

повышение квалификации, переподготовку, взвешенный, обоснованный выбор содержания, форм обучения, программ, форм обучения, организаций и учреждений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку.

В то же время педагогические работники обязаны постоянно повышать профессиональный уровень, педагогическое мастерство, общую культуру, гражданское самосознание.

Таким образом, участие в методической работе, прежде всего, на уровне организации, должно быть профессиональным долгом каждого педагогического работника. Годовой план должен обеспечить возможность каждому педагогу проявить собственную профессиональную компетентность, мастерство, инициативу в решении актуальных задач.

Актуальность годовых задач обеспечивается:

учетом инструктивно-методических рекомендаций «Об организации работы в дошкольных образовательных организациях в _______ учебном году», которые ежегодно предоставляются в письме МОН;

учетом республиканских, городских Программ, касающихся развития образования; тенденций в образовательном пространстве республики, города;

учетом новейшего нормативно-правового, программно-методического обеспечения образовательной деятельности;

насущными потребностями в развитии, модернизации, оптимизации образовательного пространства организации.

В ходе планирования руководитель должен ставить перед собой задачи:

направить управленческую деятельность на контроль качества образования в соответствии с компетентностно ориентированным подходом и отработанной моделью контроля;

направить методическую работу в ДОО на овладение практическими умениями, нужными для реализации действующих образовательных программ;

спланировать методическую работу с педагогами на основании разноуровневой модели;

обеспечить системность и преемственность в работе с детьми разных возрастных групп (ранний возраст → младший дошкольный возраст → старший дошкольный возраст); сбалансированность, системность и качество работы по образовательным направлениям и областям;

предусмотреть реальные, действенные связи между ДОО и школой по обеспечению преемственности;

обеспечить высокий уровень просветительской работы с родителями, предусмотреть пространство для активного взаимодействия педагогов и родителей;

направить административно-хозяйственную и управленческую деятельность на содержание организации в соответствии с нормативными требованиями и удовлетворением потребностей в обновлении материально-технической базы.

Учитывая это, рекомендуем обратить внимание на примерную структуру плана работы ДОО, формы, преемственность в задачах, содержании методической работы.

Примерная структура годового плана ДОО

титульная страница;

содержание годового плана с нумерацией страниц;

анализ учебно-воспитательной работы;

основные задачи на текущий год;

повышение уровня профессионального мастерства педагогов:

курсовая переподготовка;

методическая работа на уровне округа, города, республики, в которой организация принимает активное участие;

самообразование педагогов;

аттестация педагогов;

методическая работа с кадрами:

педагогические советы;

работа по единой научно-методической теме;

семинары, семинары-практикумы, психологические семинары, семинары с элементами тренинга, проблемные семинары, ПДС и т.д

консультации;

МО, ТГ;

интерактивные формы работы (не отдельные мероприятия, а часть или форма перечисленных выше);

изучение состояния образовательного процесса:

комплексные, тематические, выборочные проверки (2-3), которые взаимосвязаны с актуальными задачами;

мониторинг качества образовательного процесса (если он цельный и единый для организации);

организационно-педагогическая работа:

устоявшиеся периодические организационные формы работы (общие праздники на уровне организации, округа, города; тематические дни и недели; конкурсы, соревнования, смотры, выставки и т.п.);

кружковая работа;

взаимодействие ДОО и школы (совместные совещания, педсоветы, консультации, родительские собрания, коллективные просмотры, праздники, экскурсии и т.п.);

взаимодействие с семьями воспитанников (общие и групповые родительские собрания, консультативная работа, распространение опыта семейного воспитания, кружки, другие активные формы работы с родителями);

работа консультационного центра;

работа методического кабинета:

моделирование, обобщение, распространение педагогического опыта:

работа по обобщению личного опыта педагогов или коллектива в целом;

подготовка педагогов к участию в профессиональных конкурсах на уровне организации, округа, города, региона;

обмен опытом (взаимопосещения, открытые просмотры, «мастер-классы», гостевой обмен опытом, творческие отчеты и т.п.);

работа с молодыми педагогами (школа, наставничество);

внедрение инноваций различного уровня:

госстандарт, новейшие действующие образовательные программы, новейшие парциальные программы;

новейшие республиканские, городские Программы, касающиеся развития образования;

участие в экспериментальной, научно-исследовательской работе на уровне организации, округа, города, республики;

новейшие образовательные подходы, технологии;

новейшее информативное и научно-методическое обеспечение и т.п.;

обеспечение литературой, пособиями; создание каталогов, банков данных, картотек; создание методических рекомендаций, кейсов; создание кейсов по материалам опыта работы учреждения, отдельных педагогов, издательская деятельность; оформление портфолио, стендов, методических выставок и т.п.

Кроме методической работы и плана работы ДОУ, бесспорно, включается управленческая и административно-хозяйственная работа.

Полный текст в прикрепленном материале

Литература.

Калужская Л.В. Научно-методическая работа в дошкольном учебном заведении:Практико-ориентированное пособие / Любомира Калужская, Мария Отрощенко, Ирина Вирстюк .-К.:Шк. мир, 2011

Крутий К.Л. Планирование работы современного дошкольного образовательного учреждения: понятие, особенности, условия эффективной реализации. - Запорожье: ООО «ЛИПС» ЛТД, 2005.

Морозова Л. Аналитические аспекты планирования работы дошкольного учебного заведения// Воспитатель-методист. - 2012. - № 4.

Романюк И.А. Анализ, планирование, контроль как функции управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. - Тернополь: Мандрівець, 2011.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.