Методические рекомендации «Составление годового плана работы дошкольной образовательной организации»
Составление годового плана работы
дошкольной образовательной организации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Авторы-составители:
Иванова С.В., Дихтярюк Н.А., методисты методического центра управления образования администрации города Макеевки.
Содержание
Введение |
2 |
Общие принципы |
3 |
Примерная структура годового плана ДОО |
5 |
Составление анализа роботы дошкольной организации за прошедший год: шаг за шагом |
7 |
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов |
11 |
Методическая работа с кадрами |
12 |
Изучение состояния образовательного процесса |
15 |
Организационно-педагогическая работа |
16 |
Работа методического кабинета |
17 |
Административно-хозяйственная деятельность. |
21 |
Форма годового плана работы ДОО |
22 |
Литература. |
24 |
Введение
Планирование - одна из ключевых управленческих функций. Полноценная ее реализация является одним из главных факторов, который обеспечивает эффективность деятельности руководителя и стабильное развитие образовательной организации. Рациональное планирование позволяет избежать неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, обеспечить эффективность функционирования организации и систематизировать управленческий контроль. Грамотное планирование предоставляет возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного работника и организации в целом.
Приемами работы по совершенствованию планирования являются следующие:
- изучение литературы по маркетингу и менеджменту в образовании;
- детальный анализ работы образовательной организации с последующей рефлексией;
- взвешенное определение целей - целеполагание, их иерархия;
- привлечение к процессу планирования педагогов и других специалистов;
- выработка умения прогнозирования.
Стоит помнить, что план - живой рабочий документ, который может поддаваться исправлению, коррекции в ходе выполнения.
Общие принципы
Планирование работы дошкольной образовательной организации должно осуществляться согласно инструктивно-методических рекомендаций МОН.
Адаптивное управление предусматривает координацию деятельности между всеми звеньями управленческой, методической работы в соответствии с Законом «Об образовании», согласно которому педагогические работники имеют право:
на свободный выбор форм, методов, средств обучения, проявление инициативы;
повышение квалификации, переподготовку, взвешенный, обоснованный выбор содержания, форм обучения, программ, форм обучения, организаций и учреждений, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку.
В то же время педагогические работники обязаны постоянно повышать профессиональный уровень, педагогическое мастерство, общую культуру, гражданское самосознание.
Таким образом, участие в методической работе, прежде всего, на уровне организации, должно быть профессиональным долгом каждого педагогического работника. Годовой план должен обеспечить возможность каждому педагогу проявить собственную профессиональную компетентность, мастерство, инициативу в решении актуальных задач.
Актуальность годовых задач обеспечивается:
учетом инструктивно-методических рекомендаций «Об организации работы в дошкольных образовательных организациях в _______ учебном году», которые ежегодно предоставляются в письме МОН;
учетом республиканских, городских Программ, касающихся развития образования; тенденций в образовательном пространстве республики, города;
учетом новейшего нормативно-правового, программно-методического обеспечения образовательной деятельности;
насущными потребностями в развитии, модернизации, оптимизации образовательного пространства организации.
В ходе планирования руководитель должен ставить перед собой задачи:
направить управленческую деятельность на контроль качества образования в соответствии с компетентностно ориентированным подходом и отработанной моделью контроля;
направить методическую работу в ДОО на овладение практическими умениями, нужными для реализации действующих образовательных программ;
спланировать методическую работу с педагогами на основании разноуровневой модели;
обеспечить системность и преемственность в работе с детьми разных возрастных групп (ранний возраст → младший дошкольный возраст → старший дошкольный возраст); сбалансированность, системность и качество работы по образовательным направлениям и областям;
предусмотреть реальные, действенные связи между ДОО и школой по обеспечению преемственности;
обеспечить высокий уровень просветительской работы с родителями, предусмотреть пространство для активного взаимодействия педагогов и родителей;
направить административно-хозяйственную и управленческую деятельность на содержание организации в соответствии с нормативными требованиями и удовлетворением потребностей в обновлении материально-технической базы.
Учитывая это, рекомендуем обратить внимание на примерную структуру плана работы ДОО, формы, преемственность в задачах, содержании методической работы.
Примерная структура годового плана ДОО
титульная страница;
содержание годового плана с нумерацией страниц;
анализ учебно-воспитательной работы;
основные задачи на текущий год;
повышение уровня профессионального мастерства педагогов:
курсовая переподготовка;
методическая работа на уровне округа, города, республики, в которой организация принимает активное участие;
самообразование педагогов;
аттестация педагогов;
методическая работа с кадрами:
педагогические советы;
работа по единой научно-методической теме;
семинары, семинары-практикумы, психологические семинары, семинары с элементами тренинга, проблемные семинары, ПДС и т.д
консультации;
МО, ТГ;
интерактивные формы работы (не отдельные мероприятия, а часть или форма перечисленных выше);
изучение состояния образовательного процесса:
комплексные, тематические, выборочные проверки (2-3), которые взаимосвязаны с актуальными задачами;
мониторинг качества образовательного процесса (если он цельный и единый для организации);
организационно-педагогическая работа:
устоявшиеся периодические организационные формы работы (общие праздники на уровне организации, округа, города; тематические дни и недели; конкурсы, соревнования, смотры, выставки и т.п.);
кружковая работа;
взаимодействие ДОО и школы (совместные совещания, педсоветы, консультации, родительские собрания, коллективные просмотры, праздники, экскурсии и т.п.);
взаимодействие с семьями воспитанников (общие и групповые родительские собрания, консультативная работа, распространение опыта семейного воспитания, кружки, другие активные формы работы с родителями);
работа консультационного центра;
работа методического кабинета:
моделирование, обобщение, распространение педагогического опыта:
работа по обобщению личного опыта педагогов или коллектива в целом;
подготовка педагогов к участию в профессиональных конкурсах на уровне организации, округа, города, региона;
обмен опытом (взаимопосещения, открытые просмотры, «мастер-классы», гостевой обмен опытом, творческие отчеты и т.п.);
работа с молодыми педагогами (школа, наставничество);
внедрение инноваций различного уровня:
госстандарт, новейшие действующие образовательные программы, новейшие парциальные программы;
новейшие республиканские, городские Программы, касающиеся развития образования;
участие в экспериментальной, научно-исследовательской работе на уровне организации, округа, города, республики;
новейшие образовательные подходы, технологии;
новейшее информативное и научно-методическое обеспечение и т.п.;
обеспечение литературой, пособиями; создание каталогов, банков данных, картотек; создание методических рекомендаций, кейсов; создание кейсов по материалам опыта работы учреждения, отдельных педагогов, издательская деятельность; оформление портфолио, стендов, методических выставок и т.п.
Кроме методической работы и плана работы ДОУ, бесспорно, включается управленческая и административно-хозяйственная работа.
Полный текст в прикрепленном материале
Литература.
Калужская Л.В. Научно-методическая работа в дошкольном учебном заведении:Практико-ориентированное пособие / Любомира Калужская, Мария Отрощенко, Ирина Вирстюк .-К.:Шк. мир, 2011
Крутий К.Л. Планирование работы современного дошкольного образовательного учреждения: понятие, особенности, условия эффективной реализации. - Запорожье: ООО «ЛИПС» ЛТД, 2005.
Морозова Л. Аналитические аспекты планирования работы дошкольного учебного заведения// Воспитатель-методист. - 2012. - № 4.
Романюк И.А. Анализ, планирование, контроль как функции управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. - Тернополь: Мандрівець, 2011.