Методические рекомендации «Составление индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Методические рекомендации
«Составление и использование индивидуальных
образовательных маршрутов для одарённых детей».
Составитель:
Шухлина Людмила Александровна,
Методист МБУДО «ДПШ»
Кувандык, 2019год
Актуальность.
Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Если учащийся, занимающийся в детском объединении, сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.
Для развития одаренности учащимся необходимы как групповые, так и индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать образовательную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
Методика построения
индивидуального образовательного маршрута.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного учащегося, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.
Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута -как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.
Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.
Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм. Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.
Второй принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен - третий (Рис.3) - логарифмическая спираль.
Благодаря такой структуре, один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.
Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
-Определить уровень развития учащегося (в т.ч. его качества и
способности);
-Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
достижению;
-Определить время, которое должен затратить учащийся на освоение стандартной и специальной программы;
-Предусмотреть участие родителей;
-Определить способы оценки успехов учащегося.
Используя данную методику, была разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей в Доме пионеров и школьников.
Диагностика
уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных особенностей или одаренности.
Определение целей и задач,
Которые должны быть достигнуты учащимся по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.
Определение времени,
Который должен затратить учащийся на основание базовой и специальной программы.
Определение роли родителей
в реализации маршрута.
Разработка учебно-тематического плана (почасового)
Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.
Интеграция с другими специалистами.
Определение способов оценки успехов учащегося на каждом этапе освоении маршрута.
Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.
Рассмотрим подробнее этапы:
- Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных особенностей. Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:
Методика использования личной карточки одаренного ребенка;
Методика «Карта одаренности»;
Характеристика воспитанника;
Анкета для родителей;
Пожелания воспитанника.
- Определение цели и задачи маршрута.
- Определение времени. Этот этап не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учащимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
- Определение роли родителей в реализации маршрута. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)
-Разработка учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с учащимися и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
- Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов. Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Качество личности |
Характеристика качества личности |
Методы и формы |
Любопытство, любознательность, познавательная потребность. |
Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.
|
Исследовательская деятельность. (Например: реферат по истории фотографии, по истории музыкальной культуры, исследование народного песенного творчества родного края). |
Сверхчувствительность к проблеме. |
Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. |
Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания. |
Склонность к задачам дивергентного типа. |
|
Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов. |
Оригинальность мышления. |
Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве. |
Работа по разработке новых идей или уже существующих. (Например: в хореографии игры и этюды на создание определенного образа). |
Высокая концентрация внимания. |
|
Сложные и сравнительно долговременные задания. |
Отличная память. |
Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию. |
Задание по ведению летописи, собирание материала для музея. |
Способность к оценке. |
Производное критического мышления. |
Задание по анализу собственной или чужой деятельности. (Например: педагог вместе с воспитанником посещает выставку известного художника и анализирует его творчество). |
Широта интересов. |
Одаренные дети могут если не все, то многое. |
Развивать и поддерживать широту интересов (Например: добавить занятие с другими специалистами). |
Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны (приложение 1).
Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны (приложение 2).
-Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если учащийся занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).
-Определение способов оценки и самооценки успехов учащихся. Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с учащимся.
Предлагается проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
Самооценку учащийся может провести по схеме самоанализа (приложение 3).
Приложение №1
Возможные формы занятий для одаренных учащихся, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту.
Игра.
Беседа.
Экскурсия.
Бенефис.
Наблюдение.
Практическое занятие.
Размышление.
Тренинг.
9.Творческий отчет.
10. Творческая мастерская.
11. Эксперимент.
12.Беда эвристическая.
13.Круиз.
14.Мозговой штурм.
15. «Фабрика».
16.Урок погружение.
Приложение№2
Схема самоанализа учащегося,
обучающегося по индивидуальному
образовательному маршруту.
Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)__________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?) ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение №3
Возможные формы подведения итогов.
Концерт.
Открытое занятие.
Показ достижений.
Зачетная работа.
Экзамен.
Тест.
Рефлексия.
Персональная выставка.