Методические рекомендации «Составление индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей»

1
0
Материал опубликован 11 October 2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»


 

Методические рекомендации

«Составление и использование индивидуальных

образовательных маршрутов для одарённых детей».

 

                                                  Составитель:

Шухлина Людмила Александровна,

                                                                  Методист МБУДО «ДПШ»

 

Кувандык, 2019год

Актуальность.

Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Если учащийся, занимающийся в детском объединении, сможет само­реализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и про­фессиональному самоопределению.

Для развития одаренности учащимся необходимы как групповые, так и индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать образовательную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные образователь­ные маршруты для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных возмож­ностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ре­бенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образова­тельных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессио­нального самоопределения учащихся.

 

 

Методика построения

индивидуального образовательного маршрута.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или ино­го учащегося, должен опираться в первую очередь на содержание базовой про­граммы своего объединения.

Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута -как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального об­разовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.

t1570790229aa.png

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.

Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, та­ким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Ре­шение этих задач в рамках программы, основные требования которых систе­матичность и последовательность, довольно затруднительно.

Другой способ решения - структурирование учебного материала по ти­пу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой програм­мы обычно входят несколько более мелких подпрограмм. Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.

Второй принцип при разработке индивидуального образовательного мар­шрута возможен, но наиболее продуктивен - третий (Рис.3) - логарифмиче­ская спираль.

Благодаря такой структуре, один и тот же вид деятельности отрабаты­вается на занятиях периодически, многократно, причем содержание посте­пенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углуб­ленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской дея­тельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их ода­ренности.

Определив тип структуры образовательной программы можно присту­пить к разработке индивидуального образовательного маршрута.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли счи­тает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный мар­шрут должен действовать примерно по такой схеме:

-Определить уровень развития учащегося (в т.ч. его качества и
способности);

-Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
достижению;

-Определить время, которое должен затратить учащийся на ос­воение стандартной и специальной программы;

-Предусмотреть участие родителей;

-Определить способы оценки успехов учащегося.

Используя данную методику, была разработана схема построения индиви­дуального образовательного маршрута для одаренных детей в Доме пионеров и школьников.

 

Диагностика

уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных особенностей или одаренности.

 

t1570790229ab.gif

 

Определение целей и задач,

Которые должны быть достигнуты учащимся по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.

t1570790229ab.gif

 

Определение времени,

Который должен затратить учащийся на основание базовой и специальной программы.

t1570790229ab.gif

Определение роли родителей

в реализации маршрута.

t1570790229ab.gif

Разработка учебно-тематического плана (почасового)

 

t1570790229ab.gif

Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.

 

t1570790229ab.gif

Интеграция с другими специалистами.

 

t1570790229ab.gif

 

Определение способов оценки успехов учащегося на каждом этапе освоении маршрута.

 

 

Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.

Рассмотрим подробнее этапы:

- Диагностика уровня развития способно­стей учащегося и его индивидуальных особенностей. Очень важен и при­мечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической дея­тельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют боль­шое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у де­тей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.

Существует множество методик диагностики уровня развития способ­ностей и одаренности. Назовем несколько из них:

Методика использования личной карточки одаренного ребенка;

Методика «Карта одаренности»;

Характеристика воспитанника;

Анкета для родителей;

Пожелания воспитанника.

- Определение цели и задачи маршрута.

- Определение времени. Этот этап не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учащимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

- Определение роли родителей в реализации маршрута. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой дея­тельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступ­ления на концерте и др.)

-Разработка учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с учащимися и родителями подобрать темы заня­тий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

- Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определе­ния итогов. Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок непо­вторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и техноло­гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль­ного образовательного маршрута.

 

Качество личности

Характеристика качества личности

Методы и формы

Любопытство, любознательность, познавательная потребность.

Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

 

Исследовательская деятельность. (Например: реферат по истории фотографии, по истории музыкальной культуры, исследование народного песенного творчества родного края).

Сверхчувствительность к проблеме.

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.

Склонность к задачам дивергентного типа.

 

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.

Оригинальность мышления.

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве.

Работа по разработке новых идей или уже существующих. (Например: в хореографии игры и этюды на создание определенного образа).

Высокая концентрация внимания.

 

Сложные и сравнительно долговременные задания.

Отличная память.

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.

Задание по ведению летописи, собирание материала для музея.

Способность к оценке.

Производное критического мышления.

Задание по анализу собственной или чужой деятельности. (Например: педагог вместе с воспитанником посещает выставку известного художника и анализирует его творчество).

Широта интересов.

Одаренные дети могут если не все, то многое.

Развивать и поддерживать широту интересов (Например: добавить занятие с другими специалистами).


 

Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.

Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны (приложение 1).

Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны (приложение 2).

-Интеграция с другими специалистами. Разработ­чик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содер­жания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения по­ставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специа­листов. (Например: Если учащийся занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему не­обходимы занятия с психологом).

-Определение способов оценки и са­мооценки успехов учащихся. Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с учащимся.

Предлагается проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагно­стики.

Самооценку учащийся может провести по схеме самоанализа (приложение 3).

 

 

Приложение №1

 

Возможные формы занятий для одаренных учащихся, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту.

Игра.

Беседа.

Экскурсия.

Бенефис.

Наблюдение.

Практическое занятие.

Размышление.

Тренинг.

9.Творческий отчет.

10. Творческая мастерская.

11. Эксперимент.

12.Беда эвристическая.

13.Круиз.

14.Мозговой штурм.

15. «Фабрика».

16.Урок погружение.

 

 

 

Приложение№2

 

Схема самоанализа учащегося,

обучающегося по индивидуальному

образовательному маршруту.

 

Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)__________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?) ___________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

 

Приложение №3

Возможные формы подведения итогов.

Концерт.

Открытое занятие.

Показ достижений.

Зачетная работа.

Экзамен.

Тест.

Рефлексия.

Персональная выставка.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.