Организация дистанционной работы педагога-психолога детской дошкольной образовательной организации
Организация дистанционной работы педагога-психолога в детском саду.
Время диктует нам новые правила и подчас очень неожиданные для педагога-психолога формы работы. Работа психолога с детьми дошкольного возраста и особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна выстраиваться в зависимости от их индивидуальных особенностей, должна носить характер непосредственного общения, во время которого можно реагировать на изменения настроения ребенка и в зависимости от этого варьировать методы и приемы коррекционно-развивающей работы. Дистанционная форма работы не дает таких возможностей, но тем не менее может осуществлять довольно продуктивное психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Моя работа заключается в психолого-педагогическом сопровождении как нормотипичных детей, так и детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Работа в том объеме и качестве, в котором выполняется обычно стала невозможна, поэтому пришлось искать новые формы работы, о которых бы я хотела рассказать.
Наш детский сад организовал для детей занятия с воспитателями согласно календарно-тематическому плану c помощью платформы для организации видеоконференций. Цель работы педагога-психолога на время дистанционной работы образовательного учреждения: 1. Психологическая поддержка семьи в кризисной ситуации;
2. Профилактика стресса у участников образовательного процесса;
3. Повышение психологической компетенции у педагогов и родителей;
4. Снятие психоэмоционального напряжения у детей;
5. Развитие эмоционального интеллекта;
6. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление) у детей;
7. Развитие мелкой моторики.
Для организации эффективной работы я организовала две группы в Whatsapp, куда каждый день высылала занятия и задания. Я разделила свои занятия на несколько блоков. 1. Задания на развитие познавательных процессов. Для реализации этой задачи я снимала для детей видео-сказки с заданиями, предлагала родителям бланки с нелепицами, корректурными пробами, головоломками и пр. Здесь я использовала те игры, которые обычно используются во всех коррекционно-развивающих программах, и которые можно было реализовать в дистанционной форме.
2. Для развития эмоциональной сферы я снимала видео-сказки и мастер классы, в которых рассказывалось об основных эмоциях, о том как справиться со страхами, злостью, как подружиться с другими детьми.
3. Для развития мелкой моторики были предложены пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, игры с крупами, рисование нетрадиционными методами, бланки с графомоторными дорожкам, графическими диктантами.
4. В связи с ограничением двигательной активности, я рассказывала о подвижных и малоподвижных играх, играх на развитие внимания и снятия психоэмоционального напряжения.
5. Мною были предложены настольные игры для развития внимания, которые можно делать дома.
6. Для родителей были разработаны консультации о снятии психоэмоционального напряжения у взрослых и детей, сохранении психологического здоровья у детей в период дистанционного обучения, видеозанятия по арт-терапии и сказко-терапии.
Хотелось бы немного рассказать об организационных моментах. Мною было организовано две группы, в которые родители были приглашены по желанию. Некоторые родители отказались от работы с педагогом-психологом в такой форме в связи с загруженностью собственной дистанционной работой. В одной группе родители получали задания каждый день, но предпочитали пассивное участие, не выкладывали видео и фото результаты занятий. В другой группе родители предпочли более активное взаимодействие. Сложность работы заключалось в следующем:
разный уровень психолого-педагогической компетентности;
разная оснащенность материалами (цветной бумагой, пластилином, принтером, на котором можно распечатывать задания);
разный уровень занятости.
В связи с этим занятия и задания должны были быть максимально понятны родителям, предлагался разный уровень сложности для детей разного возраста, в том числе для детей с особыми познавательными потребностями, должны были соблюдаться рекомендации по пребыванию детей у монитора и нагрузке на зрение.
Таким образом работа педагога-психолога может осуществляться дистанционно даже с детьми дошкольного возраста, но традиционные формы работы, конечно же более продуктивные и личноориентированные.