Понятие «Социализация» детей дошкольного возраста

2
0
Материал опубликован 13 January 2022

Понятие «социализация» детей дошкольного возраста


Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

А.С. Макаренко

П

ервое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и

причинно-следственными связями происходит в образовательной среде

детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли.

Это и родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника. В

детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный

мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных

человеком вещей, узнает об их свойствах и применении.

Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою

индивидуальность. Специально организованные формы взаимодействия с

детьми и педагогические приемы - направленно активизируют его

социальное познание.

Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является ключевым понятием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и определяется, как процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Понятие «социализация» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «коммуникация» - процесс обмена информацией между субъектами.

Важнейшей составляющей процесса социализации личности является усвоение разнообразных социальных ролей.

Коммуникативная деятельность имеет решающее значение в психическом развитии и в процессе социализации детей дошкольного возраста.

Синонимы к слову «социализация»

дифференциация

становление

самовоспитание

адаптация

научение

Ассоциации к слову «социализация»

социализм

адаптация

ассоциация

общество

Существуют ли временные рамки для процесса социализации личности? Когда начинается и когда заканчивается этот сложный, многогранный процесс? Да, конечно, едва родившись, человек начинает осваивать этот мир и продолжает это делать всю свою жизнь.

В самом широком смысле процесс социализации – это процесс вхождения в социальную среду и усвоение индивидом социального опыта. «Социализация (от лат. «общественный») – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него знаний об этих общественных отношений .

Что представляет собой процесс социализации дошкольника?

Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.

Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.

Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать ребенка от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, площадки, в детский сад, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.

Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие учёные. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б.П. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова – Славская, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и другие.

Главной целью социализации является - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

Процесс развития ребенка не мыслится без личностного развития ребенка, а значит, без усвоения им системы социальных связей, отношений.

Психологические особенности социализации раннего, среднего и старшего дошкольного возраста.

1. Младший дошкольный возраст

В этом возрастном периоде ребенок уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников, называет сверстников по имени, взрослых по имени отчеству. Понимает, кем он является (девочкой или мальчиком). Понимает оценку хороших и простых поступков. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее. И в этом возрасте является нормой, что ребенок может жадничать, брать чужие игрушки, обижаться и т.д.


2. Средний дошкольный возраст.

Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что дети начинают задавать бесконечно количество вопросов обо всём на свете!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь становится главным способом его общения. Трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими (упрямство, строптивость, конфликтность и др.) постепенно уходят. Принимает участие в играх с четкими правилами. Готов делиться игрушкой, угощениями. Проявляет чуткость к сверстнику и взрослому.


3. Старший дошкольный возраст.

Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь взрослый — образец для подражания. Глядя на взрослых, копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности. Высказывает свою точку зрения. Способен достичь конечного результата, довести дело до конца. Оценивает свои поступки и поступки сверстников. Понимает настроение и предлагает помощь.

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: общества, семьи, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его.

Виды социализации

Современные учёные говорят уже не о социализации в целом, а о том, что есть несколько её видов, каждый из которых обусловлен конкретными возрастными, бытовыми и прочими условиями.

Первичная — начинается с момента рождения ребёнка, происходит в семье и является основой для других видов.

Групповая — та, что происходит под влиянием конкретной социальной группы (детский сад, к примеру). Если ребёнок проводит больше времени в группе, чем с родителями, то основными социальными ценностями станут ценности именно групповые, а семейные будут нивелироваться, что может привести к конфликтам в семье в связи с непониманием и значительным расхождением жизненно важных ориентиров.

Гендерная начинается сразу, как только человек осознал свою принадлежность к определённому полу. Она очень важна для того, чтобы из девочки выросла женщина, а из мальчика — мужчина. Если рядом с маленьким ребёнком окажется авторитетный взрослый со свободными взглядами, то ориентиры могут сдвинуться и половая самодифференциация нарушиться.

Влияние семьи на процесс социализации каждого возрастного этапа дошкольника.

На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.

Как чрезмерная концентрация на ребенке, так и чрезмерное отдаление от него, отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка.

Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в социальной адаптации.

В дошкольном возрасте дети, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.


Младший дошкольный возраст показатели нормы социализации

Одним из основных показателей социального взросления маленького ребенка является его согласие ненадолго отпустить мать от себя, а также остаться в детском коллективе.

Не менее важным показателем развития социальных потребностей ребенка становится возникновение интереса к другим детям на улице или группе. Стремление к общению с другими детьми свидетельствует о том, что у малыша появляется свой круг интересов.

Владение ребенком основными навыками самообслуживания также свидетельствует о его готовности обходиться без посторонней помощи. Известно, что навыками самообслуживания быстрее овладевают именно социально активные дети, стремящиеся к самостоятельности и не испытывающие страха перед новым жизненным опытом.

В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения ребенка и полом.

В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи (они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски

У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.

Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом ( 5-6 лет), однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода (6-7).

Планирование работы по социально-коммуникативному развитию дошкольника

Основными формами работы в реализации рассматриваемой области являются: организованная образовательная деятельность, личный пример взрослого, игровые ситуации, беседа, этическая беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра, коммуникативная и словесная игра, наглядные методы, чтение и обсуждение художественной литературы.

Организованная образовательная деятельность (занятия). Реализация указанной цели не ограничивается данной областью, направления ее проникают в такие области, как познавательное и речевое развитие, тесно связаны с продуктивной деятельностью, перекликаются с задачами физического развития и воспитания. Исходя из этого, выделить задачи данной области для проведения отдельных занятий не представляется возможным. Поэтому занятия по данному направлению, как правило, интегрируются, с занятиями познавательного, художественно-эстетического цикла. Такие занятия имеют ряд преимуществ: способствуют развитию речи и формированию аналитико-синтетических функций в большей степени, чем обычные занятия; способствуют формированию познавательного интереса, рассмотрению изучаемой темы с нескольких сторон; дают возможность реализовать полученные умения в практической (трудовой, продуктивной) деятельности.

Личный пример – форма, на которой строится вся работа воспитателя с детьми. В сочетании с пояснениями, уточнениями, личный пример является одной из самых действенных форм усвоения материала, особенно это касается образцов поведения, коммуникативных, этических и нравственных норм.

Игровые ситуации – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивая новые знания, конструктивные приемы общения. Как гласит китайская пословица: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, но вовлеки меня, и я пойму».

Беседа – универсальная форма работы, в ходе которой педагог знакомит с новыми понятиями, разъясняет изученные, закрепляет пройденный материал. Беседа может быть основой организованной образовательной деятельности, может проводиться в режимные моменты, индивидуально и по подгруппам. Этическая беседа позволяет не только закрепить знания, с ее помощью педагог формирует и закрепляет морально-нравственные нормы поведения. Грамотно выстроенная этическая беседа способствует осознанию дошкольником поступков, явлений, ситуаций социально-нравственного характера.

Наблюдение также является одним из ведущих форм работы с детьми. Относительно рассматриваемой образовательной области, наблюдение может применяться при усвоении детьми норм поведения, норм общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, при ознакомлении с профессиями, овладении некоторыми видами труда.

Сюжетно-ролевая игра – одна из основных форм социализации ребенка, только в игре ребенок может взять на себя любую социальную роль, и следовательно, усвоить и ряд социальных, нравственно-этических норм.

Коммуникативная игра – игра, направленная на овладение навыками социального взаимодействия, нравственными и этическими нормами, конструктивными способами общения с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности. Словесная игра способствует совершенствованию речи, активизации словаря, позволяет закрепить усвоенные дошкольником коммуникативно-речевые нормы.

Чтение и обсуждение художественной литературы значительно расширяет арсенал форм и методов работы по социально-коммуникативному развитию дошкольника. Яркие примеры из жизни интересных дошкольнику литературных героев иллюстрируют нормы поведения, социально приемлемые способы общения, учат находить выход из различных ситуаций.

Наглядные методы - иллюстративный материал, помогающий ребенку рассмотреть изучаемое явление, ситуацию. К наглядным методам относится работа с фабульным сюжетом – серией сюжетных картинок, отображающих определенную ситуацию в динамике. Задача педагога направить ребенка, помочь ему, в случае необходимости, наводящими вопросами с тем, чтобы дошкольник проанализировал, что произошло с героями, что правильно, что неправильно в изображенной ситуации, как нужно поступить и почему.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Повседневная жизнь дошкольника насыщена различными видами детской деятельности.

Режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности.

Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на дошкольника: он учится подчиняться общим правилам, переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять просьбы и поручения воспитателя.

Кроме того, существуют формы, методы и приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

1) ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая это, иногда просто повторяя ритуал изо дня в день, пока дети не усвоят его.

Примеры:

- символика группы: это могут быть эмблема, гимн, флаг, отличающие ее от других групп детского сада;

- правила группы;

- утро радостных встреч, когда в группе принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

- «минутка шалости» и «минутка тишины».

- читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу, все вместе ее читают и обсуждают;

- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома;

2) условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

- воспитатель звонит (или поручает дежурному) в звонок, когда начинаются занятия;

- воспитатель или дежурный стучат в бубен, когда пора идти на утреннюю зарядку;

- фраза воспитателя, сообщающая детям о том, что начинается интересная игра, например, «Я ребят своих зову в интересную игру» и т.д.

3) социальные дистанции:

- повязка у дежурного по столовой, по занятиям;

- руль (любая другая игрушка) тому, кто ведет строй на физкультуру, на прогулку;

- флажок у того, кто замыкает строй.

Таких примеров можно привести немало, каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения, но и помогают педагогу в непосредственной организации жизнедеятельности детей.

Игра и социализация дошкольников каждого возрастного этапа.

Дети младшего дошкольного возраста чаще проводят время в одиночной игре это норма. В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трёхлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.

В то же время дети – среднего дошкольного возраста чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений. Дети среднего дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочные. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.

Дети старшего дошкольного возраста способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий. Учатся сотрудничать, договариваться, а также распределяют социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие).

Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.

Самостоятельность самоконтроль, правила поведения

Дети младшего дошкольного возраста - усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерётся»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребёнку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому

Дети среднего дошкольного возраста социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца.

Одновременно в старших группах продолжается воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 6—7 лет. Внимание педагога направляется на развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми .

Социально-коммуникативное развитие в организованной образовательной деятельности

1. Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий происходит образовательное взаимодействие, при котором его участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся применять полученные знания на практике.

2. Опытно-экспериментальные методы (технология ТРИЗ, метод проектов) – такие методы позволяют ребенку включиться в определенную систему получения знаний, и ведут к появлению новых типов отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь организовать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта, где ребенок рассказывает: что изучали, где находили информацию, что и как сделано, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети, увлеченные познавательной и опытно-экспериментальной деятельности, тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, находят ответы на вопросы, вместе переживают радости и неудачи.

3. Коллективная деятельность сама по себе решает задачи, обеспечивающие успешную социализацию, формирование коммуникативных навыков, ведь дети учатся выполнять деятельность, направленную на достижение общей цели, договариваются между собой и распределяют обязанности; учатся помогать сверстнику в случае необходимости, проводить анализ результатов совместной деятельности.

4. Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе чего осуществляется непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

В заключении важно отметить, что реализация всех указанных форм и методов должна базироваться на следующих основных позициях:

1 позиция: дошкольная организация функционирует как «открытая система», следовательно, социализация осуществляется за счет непосредственного участия в нем семьи, общественных организаций;

2 позиция: дошкольник как индивидуальность гармонично развивается только при одновременном удовлетворении потребностей в игре, общении и познании;

3 позиция: дошкольник развивается как интегральная индивидуальность, поэтому социализирующее влияние воспитателя должно осуществляться на основе индивидуально-комплексного подхода;

4 позиция: дошкольник испытывает потребность быть, с одной стороны, не похожим на других сверстников, а с другой – быть значимым, эмоционально «созвучным» со сверстниками, т.е. быть членом своего коллектива;

5 позиция: поведение дошкольника – система поступков, которые он совершает в ходе выполнения деятельности, а выбор поступков определяется знаниями и направленностью поведения;

6 позиция: решающую роль играют формы работы, позволяющие дошкольнику проявить собственную активность и наиболее полно самореализоваться в родственных ему видах деятельности.

Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он активно взаимодействует с социумом. Основным способом усвоения ребенком социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, в которое он вступает в процессе общения и деятельности. В процессе социализации ребенок входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Социализация ребенка осуществляется на основе освоения им социальных ролей. При этом доминирующее влияние на ребенка оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое существенное влияние на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном, а в общении со сверстниками ребенок апробирует присвоенные в общении со взрослыми способы деятельности, нормы человеческих отношений, особые формы взаимодействия.

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Макаренко А. С.

Таким образом, социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями.

Заключение


Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни
человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то,
что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с
бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи
ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти
психологические достижения позволяют старшим дошкольникам не только
эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать
выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому
взрослому, социальной роли.
Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир.




12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации