
Особенности социализации детей дошкольного возраста с синдромом Аспергера

Синдром Аспергера
Что такое синдром Аспергера? Синдром Аспергера — часть аутического спектра. Это пожизненное нейробиологическое расстройство, влияющее в первую очередь на социальные и коммуникативные
Термин «аутизм» («autismus») происходит от греческого слова «сам» (αὐτός) и означает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.
В 1910 году Ейген Блейлер использовал термин для описания одного из признаков шизофрении. Он трактовал аутизм как «ненормальное самолюбование», «уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость».
Впервые аутизм как расстройство был описан одновременно австрийско-американским детским психиатром Лео Каннером (1943) и австрийским педиатром Гансом Аспергером (1944).

Синдром Аспергера
Аутизм – состояние, при котором преобладает замкнутая внутренняя жизнь, активное отстранение от внешнего мира, бедность выражения эмоций.
Ранний детский аутизм (синдром Каннера) дифференцируют от других расстройств, чаще – от аутистической психопатии (синдрома Аспергера).
Синдром Аспергера очень похоже на обсессивно компульсивное расстройство (ОКР) или шизофрению. Оно тесно связано с аутизмом, но отличается тяжелыми и устойчивыми нарушениями в социальном взаимодействии, но без клинически значимой задержки в освоении языка, что характерно для аутизма. Лица с расстройством Аспергера, как правило, не страдают задержками в развитии речи, это отличает их от больных аутизмом. Мальчики, как правило, болеют в три раза чаще, чем девочки, расстройство Аспергера часто диагностируется в возрасте до 3 лет.

Социализация
По данным Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями в Алтайском крае 10% от общего числа детей с ограниченными возможностями это дети, страдающие аутизмом
Алтайская краевая общественная организация родителей детей-инвалидов с аутизмом «Ступени» Барнаул, Павловский тракт, 82.
Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлики« Барнаул, ул.Тихонова,68., филиал ул. Профинтерна, 57.

Психологическая коррекция
Дети нуждаются в пожизненном социально-психологическом сопровождении, частью которого является психологическая коррекция.
Цель коррекции - помощь в адаптации к окружающему миру на основе развития имеющихся ресурсов психики.
Особенно важны следующие направления:
- развитие эмоциональной сферы;
-коррекция нарушений общения;
-коррекция нарушений поведения.

Направления коррекции
смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, страхов,
ориентация ребенка во внешний мир;
активация взаимодействия с окружающими людьми;
обучение ребенка простым навыкам контакта,
обучение навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
формирование целенаправленного поведения,
преодоление отрицательного поведения
(агрессии, негативизма, расторможенности влечений);
исправление недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи;
развитие самосознания и личности ребенка.

Методы коррекции
Использование методов в деятельности ДОО
театрализованные игры, арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, сенсорные комнаты, центры эмоциональной разгрузки
коррекция на основе совместной художественно деятельности (рисование, лепка,)
конструктивная деятельность;
игры, соответствующие возможностям ребенка, развитие речи
Игры на классификации, повторение, воспроизведение.

Методы коррекции
Арт-терапия, песочная терапия
снижает напряжение, проявления агрессии, улучшает развитие речи. Активизирует мелкую моторику, память и внимание.
Сказкотерапия
оказывает эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, - учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, стимулирует к речевому контакту, развивает произвольное внимание.
Театрализованные игры
совершенствуют моторику рук, координацию движений, внимание, навыки общения. Управляя куклой, ребенок проявляет через нее эмоции, чувства, движения, которые в обычной жизни не может проявить.
Игры малой подвижности
хороводные игры, игры с правилами,
игры с водой, мыльными пузырями.
Конструирование
плоскостное моделирование,
складывание мозаик, пазл
конструирование

Формы взаимодействия с ребенком
Взаимодействие с ребенком, когда он к этому готов.
Телесный контакт с ребенком, только по желанию,
просьбе ребенка (когда он сам хочет этого (скажет, попросит).
Постоянное обращение к ребенку по имени, с привлечением внимания окружающих людей, находящихся рядом: «Смотри, Арсений, рядом с тобой стоит Герман», «Привет». При этом нужно указать на детей.
Использование знаковых форм общения вместе с обычным: пиктограммы, жесты, схемы, наглядные пособия.
Поэтапное выполнение целей и задания. Отработка навыка до автоматизма, затем следующий навык. (деятельность состоящая из частей, постепенно объединяющая в целое)
Длительная подготовительная подготовку к процессу изменения деятельности, переход на следующий этап

Стоит избегать:
сюжетно-ролевых игр, особенно если это незнакомая игра (нужно снабдить ребенка набором поведенческих штампов для использования в различных игровых ситуациях);
просмотра кинофильмов и телепередач, отражающих межличностные отношения;
сложных формулировок в обращении к ребенку

Взаимодействие с родителями
трехстороннее взаимодействие воспитатели-психолог- родители;
информирование родителей о психических особенностях ребенка со стороны специалистов ДОО;
составление программы воспитания и обучения ребенка в домашних условиях;
обучение родителей адекватным методам воспитания ребенка;
психотерапия членов семьи