Презентация «Особенности социализации детей дошкольного возраста с синдромом Аспергера»
Особенности социализации детей дошкольного возраста с синдромом Аспергера
Синдром Аспергера Что такое синдром Аспергера? Синдром Аспергера — часть аутического спектра. Это пожизненное нейробиологическое расстройство, влияющее в первую очередь на социальные и коммуникативные Термин «аутизм» («autismus») происходит от греческого слова «сам» (αὐτός) и означает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. В 1910 году Ейген Блейлер использовал термин для описания одного из признаков шизофрении. Он трактовал аутизм как «ненормальное самолюбование», «уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость». Впервые аутизм как расстройство был описан одновременно австрийско-американским детским психиатром Лео Каннером (1943) и австрийским педиатром Гансом Аспергером (1944).
Синдром Аспергера Аутизм – состояние, при котором преобладает замкнутая внутренняя жизнь, активное отстранение от внешнего мира, бедность выражения эмоций. Ранний детский аутизм (синдром Каннера) дифференцируют от других расстройств, чаще – от аутистической психопатии (синдрома Аспергера). Синдром Аспергера очень похоже на обсессивно компульсивное расстройство (ОКР) или шизофрению. Оно тесно связано с аутизмом, но отличается тяжелыми и устойчивыми нарушениями в социальном взаимодействии, но без клинически значимой задержки в освоении языка, что характерно для аутизма. Лица с расстройством Аспергера, как правило, не страдают задержками в развитии речи, это отличает их от больных аутизмом. Мальчики, как правило, болеют в три раза чаще, чем девочки, расстройство Аспергера часто диагностируется в возрасте до 3 лет.
Социализация По данным Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями в Алтайском крае 10% от общего числа детей с ограниченными возможностями это дети, страдающие аутизмом Алтайская краевая общественная организация родителей детей-инвалидов с аутизмом «Ступени» Барнаул, Павловский тракт, 82. Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлики« Барнаул, ул.Тихонова,68., филиал ул. Профинтерна, 57.
Психологическая коррекция Дети нуждаются в пожизненном социально-психологическом сопровождении, частью которого является психологическая коррекция. Цель коррекции - помощь в адаптации к окружающему миру на основе развития имеющихся ресурсов психики. Особенно важны следующие направления: - развитие эмоциональной сферы; -коррекция нарушений общения; -коррекция нарушений поведения.
Направления коррекции смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, страхов, ориентация ребенка во внешний мир; активация взаимодействия с окружающими людьми; обучение ребенка простым навыкам контакта, обучение навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки; формирование целенаправленного поведения, преодоление отрицательного поведения (агрессии, негативизма, расторможенности влечений); исправление недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; развитие самосознания и личности ребенка.
Методы коррекции Использование методов в деятельности ДОО театрализованные игры, арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, сенсорные комнаты, центры эмоциональной разгрузки коррекция на основе совместной художественно деятельности (рисование, лепка,) конструктивная деятельность; игры, соответствующие возможностям ребенка, развитие речи Игры на классификации, повторение, воспроизведение.
Методы коррекции Арт-терапия, песочная терапия снижает напряжение, проявления агрессии, улучшает развитие речи. Активизирует мелкую моторику, память и внимание. Сказкотерапия оказывает эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, - учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, стимулирует к речевому контакту, развивает произвольное внимание. Театрализованные игры совершенствуют моторику рук, координацию движений, внимание, навыки общения. Управляя куклой, ребенок проявляет через нее эмоции, чувства, движения, которые в обычной жизни не может проявить. Игры малой подвижности хороводные игры, игры с правилами, игры с водой, мыльными пузырями. Конструирование плоскостное моделирование, складывание мозаик, пазл конструирование
Формы взаимодействия с ребенком Взаимодействие с ребенком, когда он к этому готов. Телесный контакт с ребенком, только по желанию, просьбе ребенка (когда он сам хочет этого (скажет, попросит). Постоянное обращение к ребенку по имени, с привлечением внимания окружающих людей, находящихся рядом: «Смотри, Арсений, рядом с тобой стоит Герман», «Привет». При этом нужно указать на детей. Использование знаковых форм общения вместе с обычным: пиктограммы, жесты, схемы, наглядные пособия. Поэтапное выполнение целей и задания. Отработка навыка до автоматизма, затем следующий навык. (деятельность состоящая из частей, постепенно объединяющая в целое) Длительная подготовительная подготовку к процессу изменения деятельности, переход на следующий этап
Стоит избегать: сюжетно-ролевых игр, особенно если это незнакомая игра (нужно снабдить ребенка набором поведенческих штампов для использования в различных игровых ситуациях); просмотра кинофильмов и телепередач, отражающих межличностные отношения; сложных формулировок в обращении к ребенку
Взаимодействие с родителями трехстороннее взаимодействие воспитатели-психолог- родители; информирование родителей о психических особенностях ребенка со стороны специалистов ДОО; составление программы воспитания и обучения ребенка в домашних условиях; обучение родителей адекватным методам воспитания ребенка; психотерапия членов семьи