Применение технологий «Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ»

4
0
Материал опубликован 2 February 2021

«Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Модернизация системы дошкольного образования диктует необходимость повышения качества образовательного процесса в ДОУ и создание условий для самореализации личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

В современном обществе уделяется огромное внимание развитию, обучению и социализации детей с ОВЗ. С увеличением количества детей, имеющих нарушения в речевом развитии возникла необходимость в организации групп компенсирующей направленности.

В нашем дошкольном учреждении функционируют 16 групп, 2 из которых для детей с задержкой психического развития, 3 группы для детей с общим недоразвитием речи III уровня. В образовательном процессе дошкольной организации стоит задача создания условий, которые бы позволили сохранить мир детства и активизировать интерес взрослых к развивающей работе с детьми с ОВЗ, максимально реализующей интеллектуальный и личностный потенциала ребенка.

Перед учителями – логопедами нашей организации стоит непростая задача. Логопедическую группу посещают дети, имеющие недоразвитие всех компонентов языковой системы, что накладывают отпечаток на развитие интеллектуальной, психологической и социальной зрелости.

У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков; ряд психологических особенностей, таких как замкнутость, робость, нерешительность; трудности восприятия, специфические черты – ограниченная контактность, замедленная включаемость, заниженная самооценка – эти особенности развития ведут к социально-психологической неготовности ребенка к школе.







Трудности восприятия детей с ОВЗ, о которых я упомянула выше, затрудняют коррекционный процесс, возникает вопрос на что же ориентироваться, чтобы домиться положительнооой динамики?, почему дети со схожим нарушением воспринимают данную им информацию? Оказалось, что психологические особеннсти восприятия воспитанников различны. И мне хоелось бы бы поделиться с вами опытом использвания активных методов и форм использования особенностей восприятия.

Мастер-класс « Воспиательное 4D» на котором Вы были., нужно ли вставлять фрагмент занятия?)

- краткая характеристика категорий в зависимости от особенностей восприятия, с практическими опытами

- о том как работать с детьми аудиалами, визуалами, кинестетиками, о методах, приемах, используемых мною с этими детьми)

Таким образом, зная психологические особеннности восприятия, опираясь на его ведущую модальность , мы сможем общаться ребенком на его языке, развивать другие каналы восприятия и добиваться тем самыс наилучшего восприятия информации и более успешного обучения как результата.

Так же, мы не можем не сказать о трудностях социализации наших воспитанников и о том как мы в стенах нашего детского сада соместными усилиями специалистов и воспитателей решаем этот вопрос.

Обратив внимание на специфические особенности социализации детей, имеющих ОНР, которые включают данную категорию детей в так называемую группу социального риска, мы решили активно развивать различные формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, овладения ими коммуникативными умениями и навыками, приобретает особую значимость в обеспечении комфортного перехода на следующую ступень системы образования.

Развитие социальных навыков детей с ОНР. Результаты мониторинга. Сентябрь 2018 год

t1612259806aa.gif



Данная информация дает понять, что уровень социальных навыков дошкольников с ОНР настолько низкок, что по умолчанию предполагает трудности в процессах социальной адаптации воспитанников. Проанализировав затрудняющие внешние и внутренние факторы адаптации, мы решили, что подготовить наших детей к полноценной интеграции в обществе, нам поможет внедрение в коррекционно-образовательный процесс технологий эффективной социализации. Мы отчетливо понимаем, что усвоение ребенком с ОВЗ только коррекционной программы не дает ему полного ощущения успешности, социальной нужности и значимости, что необходимо для формирования полноценной личности.

В рамках работы инновационной площадки по разработке модели преемственности дошкольного и начального образования, в нашем дошкольном учреждении создана творческая группа инициативных педагогов, среди которых воспитатели, логопеды, дефектологи, люди, выстраивающие вектор дальнейших действий, анализирующие и обсуждающие, помогающие в выборе правильного решения выхода из сложившихся проблемных ситуаций в воспитктельно-образовательном процессе.

Механизм использования технологий эффективной социализации запущен нами определенными формами, реализуемыми в процессе специально организованной деятельности психолога, воспитателей, учителей-логопедов. В группе компенсирующей направленности, для детей с общим недоразвитием речи, была распределена зона ответственности и организации проведения определенных форм эффективной социализации следующим образом: такая форма как « Клубный час», - проводится воспитателями, а используемые формы «Проектная деятельность» и «Социальная акция» организуются узкими специалистами, работающими на группе (учитель-логопед, физ.инструктор, музыкальный руководитель)

Проектная деятельность как средство и способ развития творческих и речевых способностей детей, позволяет логопеду, активизировать связную речь ребенка, автоматизировать поставленные звуки. Эта технология включает в себя самостоятельную, исследовательскую, творческую, игровую деятельности, в которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания. В процессе такого сотрудничества, ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия, а становится активным участником активизации своих собственных ресурсов.

Стартовым детско-родительским продуктом стал проект «Многонациональный мир детства», следует отметить, что вопросами социализации ребенка с нарушением речи стали изначально интересоваться родители детей разных национальностей. В нашей группе есть русские, удмурты, грузины, азербайджанцы, немцы и татары. Родители ребенка билингва недооценивают проблемы детей в нарушении речи. Поэтому для нас является хорошим показателем в работе инициатива самих взрослых в просьбе к сотрудничеству.

Идея о проекте была донесена до родителей, название ему было дано совместно, поэтому взрослые почувствовали ответственность за воплощение идеи уже во время собрания. В вечернее время родители приходили в группу, читали детям произведения поэтов и писателей своей национальности, проводили мастер-классы по приготовлению национального блюда, рисовали вместе с детьми коллективную работу «Ожерелье для Земли», где земной шар, держась за руки, обхватывают люди разных национальностей.

В ходе предварительной работы, мы заметили отстраненность Даниила Х, который сторонился родителей и детей, не разговаривал с ними, не принимал участие в организованных мероприятиях, игнорировал приглашения принять участие в продуктивных видах деятельности, хотя во взгляде была явная заинтересованность, он подглядывал из укромного места за происходящим вокруг. Нужно отметить, что заключение общее недоразвитие речи II уровня, отягощал неврологический статус, двуязычие в семье, соц.пед запущенность. В других видах деятельности: непосредственно-образовательной, самостоятельной совместной, Данил тоже не отличался общительностью, речевой активностью, желанием контактировать со сверстниками, но на этих проводимых мероприятиях, он проявлял негативизм, отрицал намерения детей и взрослых вступить с ним в контакт. Выйти из этой ситуации помогла сплоченность и заинтересованность специалистов и воспитателей, анализ сложившейся ситуации и принятое решение: психолог пригласила Данила Х. в свой кабинет, где они целенаправленно играли, по «Волшебному телефону» мальчику звонил «Супер Кот», воспитатели лично беседовали с мальчиком, играли в сюжетно-ролевые игры, обыгрывали схожие ситуации. В итоге, мы пришли к выводу, что такое отстраненное поведение – результат неприятия мамой идеи проекта, которое она высказала дома, в присутствии ребенка, свой категорический отказ принимать участие в проекте. Нам она объяснила свой отказ в ограниченном свободном времени и желанием уделять нам больше времени логопедическим занятиям «Год проходит, а ребенок до сих пор лепечет как ребенок». На ответ специалиста о том, что коррекционная работа - это совместный труд, в котором и родители должны принимать непосредственное участие, а результативность этого труда зависит от сплоченности и единых требований, предъявляемых ребенку дома, в детском саду и досуговых мероприятиях, родительница отвернулась и сказала «Это Ваша работа, у меня своя, и мне некогда участвовать в Ваших мероприятиях. Я не думаю, что Даниилу это будет интересно». Мы донесли до мамы результаты наших наблюдений поведения, психо-эмоционального состояния мальчика на подготовительном этапе проектной деятельности, ознакомили с выводами и рекомендациями психолога, говорили о важности активного участия в коллективной жизни для развития речевых способностей и закрепления навыков правильного звукопроизношения. Этот неприятный разговор дал почву для размышления о том, как ненавязчиво показать и доказать маме Данила, что включение ее сына в творческую проектную деятельность даст новый виток в развитии ребенка, снимет эмоциональную зажатость и поможет ребенку быть в ситуации успеха, и она должна помочь ребенку сделать первый шаг.

Для этого мы, перенесли мастер-класс по изготовлению национального азербайджанского блюда в более удобное для мамы мальчика время,. В тот момент, когда мама Давида Г. рассказывала об особенностях национальной кухни, угощала сладостями детей и родителей, Даниил Х. подошел к столу и взял кусочек чурчхеллы и вновь спрятался в свой уголок, наблюдая за происходящим. Его мама, которая, стояла в дверях все это видела, но не планировала войти, пока к ней не подошел сын и не взял ее за руку: «Мама пойдем, там интересно и вкусно». Мама решила забрать Даниила прямо сейчас, и он со слезами ушел домой. Мы обсудили эту ситуацию с родителями Данила на следующий день, предложили маме принять активное участие в мастер-классе, совместно выбрали тему.

В тот день, когда было намечено это мероприятие, мама Даниила пришла пораньше, она готовила материал, Даниил с гордостью ей помогал. Мы выучили с мальчиком закличку, отработав звукопроизношение, которой он пригласил ребят за столы, он сел вместе с ними, помогал им правильно расположить орнамент костюма в аппликации. Даниил не отличался многословием, но он был рад быть участником этих событий, ему было приятно, что к нему обращаются дети за помощью, он гордо ходил между столов и говорил «ПРРРРРавильно, молодец». Взрослому человеку, в данном случае маме, необходимо было помочь своему ребенку элементарным присутствием, одобрением во взгляде, участием, для того, чтобы мальчик преодолел страх общения со взрослыми, боязнь быть непринятым в коллективную работу сверстниками и испытал чувство гордости за маму, В последующем, мама Даниила присутствовала не на всех мероприятиях, но мальчик самостоятельно включался в процесс, задавал вопросы без помощи взрослого, было заметно, что у Даниила повысилась самооценка и он уже не стеснялся, не прятался по уголкам, понял, что его присутствие никого не пугает и что его помощь тоже очень важна. Мы обсудили и пришли у выводу о том чтобы семья Данила сделала тоже выступление. Мама мальчика согласилась.

Таким образом, трудности, которые встречаются в работе, они преодолимы совместными усилиями, и если в следующий раз мы столкнемся с проблемами в осуществлении намеченных целей, мы будем вместе искать пути ее решения.

На итоговом мероприятии проекта «Многонациональный мир детства», который длился четыре месяца, собиралось очень много людей, родственники также принимали участие в представлении своей национальности. Надо отметить, что Даниил, преодолевший свои страхи читал стихи, водил хороводы, провел игру. Мальчик раскрылся с другой стороны, с той, о которой, нам кажется и даже мама не догадывалась. Даниил самостоятельно строил фразы и предложения, следил за звукопроизношением, был активным, деятельным и готовым к новым вершинам. По окончанию проекта, за круглым столом взрослые и дети всех национальностей объединились.

Следующий, но не последний, сделанный шаг - реализация проекта «Я люблю театр», где дети в совместной деятельности с родителями, воспитателями и специалистами групп изготавливали атрибуты, декорации к спектаклю «Глупый мышонок», разучивали текст ролей персонажей спектакля, рисовали своих героев, посещали драматический театр с целью экскурсии и просмотра разнообразных спектаклей, «гастролировали» по группам детского сада. После такой деятельности педагоги совместно с детьми обсуждали свой новый опыт. Надо сказать, что при распределении ролей, после «режиссерских проб», дети утвердили на главную роль Мышонка –Даниила.

На очередной встрече творческой группы, в конце учебного года, мы обсудили результаты нашей совместной работы, каждый специалист делился опытом внедрения технологий эффективной социализации. Проанализировав полученные результаты, мы отметили положительный результат. Дети стали более открытыми, без стиснения высказывали свои мысли, отстаивали свою точку зрения, внимательно выслушивали собеседника, в самостоятельной речи следили за произношением звуков. Совместные досуги позволили взрослым увидеть проблемы поведения и развития ребенка как: повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, агрессия. Вместе Нам, педагогам интересен и полезен опыт проектной деятельности, так как он достаточно эффективен в приобретение доверительных отношением ребенок-взрослый, выражение творческих способностей каждого ребенка, предоставление свободы выбора, самостоятельности. Дети испытывают массу положительных эмоций, овладевают определенными коммуникативными умениями, осваивают правила поведения, повышается самооценка, развивается связная речь. Существующие проблемы в социализации детей с общим недоразвиттием речи не разрешатся сами собой, поэтому мы приняли решение продолжать работу по внедрению технологий социализации, разрабатывать новые методы и приемы формирования социальных навыков.

Развитие социальных навыков детей с ОНР. Результаты мониторинга. Сентябрь 2020год

t1612259806ab.gif

Таким образом, сотрудничество воспитателей и узких специалистов, закрепленных на группе, их творческое взаимодействие, объединенное одной целью, обеспечивает формирование личностной готовности к школьному обучению, успешной социализации и адаптации детей с общим недоразвитием речи, позволяет вывести ребенка за искусственно созданные, его специфическими особенностями, рамки.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации