Методическая разработка «Алгоритм создания социального проекта»
Социальные проекты реализованные образовательными учреждениями Оричевского района
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
(по материалам методической литературы)
Проект — представляет собой описание конкретной ситуации, которая может быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Проект - это средство управления деятельностью, наиболее приемлемая, конкретная и выполнимая форма для учреждения, организации.
Проект, как правило, включает следующее:
I, Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной проблемы).
2.Постановка цели деятельности и конкретных задач.
3. Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала).
4. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий).
5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
6. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.
Основные требования к проекту
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:
этапы и конкретные сроки их реализации;
четкие и измеряемые задачи;
конкретные и измеряемые результаты;
планы и графики выполнения работ;
конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность - общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его| часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на неё.
5. Компетентность авторов и персонала - адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностям решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.
Основные разделы текста проекта
Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются строго в соответствии с указанными образцами формы заявок и информационных карт (паспортов и т.п.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования.
Организаторами различных конкурсов могут быть также предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.
Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.
Название проекта - должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.
Организация-исполнитель - название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель (если это не одна и та же организация), поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).
Руководители проекта - фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.
География - территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников.
Сроки выполнения - если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждого из них.
Учреждение/организация-исполнитель - указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.
Постановка проблемы (введение) - актуальность проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать ваш проект.
При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.
Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штампы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…»)
И этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, дается ответ на вопросы, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.
Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.
В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта,
его функциональное назначение, стратегию как основной способ решения проблемы. С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это - последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования.
Раздел «Постановка проблемы» можно считать качественно прописанным если:
он раскрывает необходимость выполнения проекта;
в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;
проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;
масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники;
проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов; написан кратко и интересно;
четко определен способ решения проблемы.
Цель проекта
Это осознанное представление результата деятельности по проекту.
Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.
Основные требовании к формулировке цели таковы:
• достижимость в рамках этого проекта;
• безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;
• предусмотрение итогового результата проекта;
• соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.
Определение цели - важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.
Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует следующим условиям:
описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточными, частными результатами;
из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;
цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.
Раздел Управление и кадры
В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и рост кадрового состава, необходимо прописать механизм и
тематику обучения.
Раздел можно считать достаточным, если:
четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;
ясно, кто кому подчиняется и кто несет ответственность за определенные виды работы;
персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалификацией или получает дополнительное обучение до или в процессе реализации;
механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;
описание четкое, краткое, содержание - ясное и понятное.
Раздел Содержание и механизм реализации
Основной компонент проектирования - выбор содержания, форм, методов деятельности. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.
Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достататочно подробно прописываете, в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.
Если содержание представляет собой монолит, не разделенный на части, то это затруднит работу по проекту, так как деятельность носит всегда разноплановый характер. Другими словами, нельзя действовать по принципу «вали все в кучу, потом разберемся».
Содержание проекта, как главы в книге, должно строиться из больших и малых элементов - частей. В качестве элементов структуры используются: блоки, направления, ступени, модули. Для небольших проектов такого деления можно и не делать (если проект состоит из одного модуля или направления).
Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала изобразить в виде схемы. Составление схем дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая информация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятиями в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:
четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;
доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;
из раздела понятно, как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект;
естественность логической цепочки: проблема - цель - задача - метод;
нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.
Раздел Планирование
Является самой важной частью механизма реализации.
План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме, например:
№ п\п |
Действия |
Сроки |
Ответственные |
Ресурсы |
Результаты |
Фактические исполнители |
Или:
Направление (блок, модуль) |
Задачи |
Действия, акции |
Сроки |
Ответственные |
Средства |
|||
начало |
окончание |
|||||||
План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.
Оценка результативности проекта
Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта
Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Когда в предполагаемых peзультатах мы говорим об «усилении», «улучшении» или «увеличении», то не совсем ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными и проект осуществленным. Для того, чтобы не быть голословными, нужны показатели.
Показатель - это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике показатели приобретают специфические черты.
Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально полезного деяния.
Абсурдно и смешно было бы утверждать, например, что «по итогам реализации проекта более милосердными стали 15%населения» или «население стало на 15% милосерднее».
Поэтому мы предлагаем примерные ориентиры для оценки выполнения проекта:
Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.).
Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций), характер реализованных инициатив и др.).
Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).
Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнёров, отклик в средствах массовой информации).
Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).
Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).
Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта.
Критерии эффективности призваны:
выражать действенность всех видов, форм и методов реализации
отражать качество управленческой и содержательной деятельности.
Можно также пользоваться следующей таблицей критериев.
Рекомендуемые критерии |
Да |
Скорее да |
Скорее нет |
Нет |
Проект отвечает концепции, программе, их приоритетам, его осуществление содействует становлению открытого общества в России, плюрализму, демократии |
||||
Проект новаторский, во многом уникален, мало кто пытался осуществить что-то подобное |
||||
Осуществление проекта существенно изменит ситуацию к лучшему или принесет пользу значительному числу людей |
||||
Четко показано, кем и как проект будет осуществляться, ясны обязанности и функции каждого участника проекта |
||||
Исполнители проекта достаточно опытны и квалифицированны, чтобы эффективно достичь поставленной цели |
||||
Бюджет проекта реален, сбалансирован, хорошо обоснован, нет завышенных требований ни по одной из статей бюджета |
||||
Вознаграждение, выплачиваемое участникам проекта, не чрезмерно и соответствует потраченному времени и квалификации исполнителей работы |
||||
Запрашиваемое оборудование в указанном количестве и заявленной спецификации действительно необходимо для осуществления проекта |
||||
Планируемые поездки действительно необходимы для осуществления проекта |
||||
Если бы я мог распоряжаться запрашиваемой суммой для поддержки проектов в данной области, я бы предпочел выделить средства именно в таком количестве на осуществление именно этого проекта |
||||
Авторы проекта сумели найти финансовую поддержку других фондов или организаций |
||||
После прекращения финансовой поддержки проект может развиваться дальше самостоятельно либо ясны будущие альтернативные источники финансирования |
||||
Проект не носит политического или коммерческого характера, он не направлен на поддержку одной из политических партий или на извлечение прибыли |
||||
В соответствии с предлагаемыми критериями, а также в связи с собственной экспертной оценкой данный проект должен быть поддержан |
Предполагаемые результаты
I Результаты проекта - это то, чего предполагалось достичь, воплотить проект в жизнь.
По объему раздел лаконичен, так как по существу результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи.Напомним, что цель -это образ предполагаемого результата.
При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».
Жизнеспособность проекта (перспективы)
Задача этого раздела - спрогнозировать возможный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности.
При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.
Раздел Финансовое обоснование проекта
Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:
Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?
Ни какие цели будут израсходованы средства?
Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?
Какая есть материально-техническая база?
Какие дополнительные источники финансирования можно найти (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов; бюджетные поступления; взносы (членские, родительские); средства учредителей; благотворительные пожертвования; спонсорские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; труд добровольцев; прочие, не запрещенные законом поступления)?
На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта?
Как правило, бюджет готовится после продумывания самого проекта. Бюджет должен содержать реальную финансовую информацию, если возможно, сделайте поправки на инфляцию, определите временные рамки бюджета.
Если вы представляете проект на конкурс или ищете социальных партнеров для софинансирования, то необходимо:
знать требования к бюджету, формы смет и отчетностей организации, софинансирующей проект или предоставляющей конкурсные средства, а также финансовые возможности и круг интересов данной организации;
дать перечень других источников финансирования и собственных затрат на данный проект;
закладывать реальные цены на те или иные товары и услуги по проекту (не завышать и не занижать их);
в смете запрашиваемых средств не учитывать интеллектуальный труд (авторские права) и не учитывать труд сотрудников организации или учреждения, ставших инициаторами проекта;
не бороться за благородную идею, которая неизвестно сколько стоит. Такой аргумент неубедителен. Если организаторы не могут оценить финансовые потребности проекта, то они не смогут эффективно распорядиться выделенными средствами. Бюджет проекта обязательно должен быть «трехколоночным», где в первой колонке указываются имеющиеся у заявителя средства, во второй — запрашиваемые средства, в третьей - общая сумма расходов. Как правило, соотношение между имеющимися и запрашиваемыми по проекту суммами должно быть 50% на 50%.
Требования к оформлению проекта
1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторе принадлежность учреждению и организации, год и место составления
3. Если проект больше 5 страниц по объему, то он имеет оглавление с указанием разделов и номеров страниц.
4. Если в проекте использованы цитаты, то есть сноски на источники, если авторы использовали литературу - в конце приложен список с указанием автора, названия книги, издательства, места издания и года издания.
5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы были бы разделены на смысловые абзацы.
6. Если не требует организатор конкурса или организация, куда вы подаете программу, - не нужно прилагать фотографии или приложения (сценарии, анкеты, социальные опросы, отзывы и др.); если это требуется - приложения аккуратно оформляются в формате А4 и нумеруются, после проекта прикладывается список приложений.
7. Если проект заявлен на конкурс, то при оформлении выполняются требования организаторов (заполняется информационная карта, образцы смет, приложений, соблюдается порядок построения разделов проекта согласно положению/аннотации к конкурсу).
8. Проекты в печатном виде оформляются в формате А4, в электронном варианте - дискета обязательно должна быть подписана.
9. Авторы обязательно оставляют у себя экземпляр проекта, так как проекты не рецензируются и не возвращаются.
10. Ясно излагается только до конца понятая мысль. В тексте программы употребляются только те понятия, которые можно однозначно вкопать, как можно меньше научных и профессиональных слов.
11. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц текста. Запомните, что ни одна уважающая себя организация не предоставит финансирование под неконкретный проект, если даже он будет состоять из трех томов.
12. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной тому, для кого мы готовим текст.
13. Аннотация проекта (как правило, она необходима) характеризует ваш проект с максимальной четкостью, содержит не более 200-230 слов (I страница), для коротких проектов один абзац (3-10 строк). В краткая информация о заявителе, описание проблемы, цель предполагаемый результат, прописана стратегия и механизмы, экономические аспекты и целесообразность финансовых затрат.
14.Финансовые документы прилагаются в конце проекта (сметы, бланки,описания, комментарии к бюджету и др.).
15.Заявки, официальные письма и прочее прилагаются в начале проекта (перед основным описанием).
Способы привлечения средств к реализации социальных проектов
Специфика социального маркетинга в сфере некоммерческой деятельности заключается в частичном финансировании минимума услуг государством посредством технологии социального заказа и одновременном поиске реальных и потенциальных потребностей общества в услугах, разработке новых форм их удовлетворения, аккумуляции ресурсов различных источников. Поэтому разработка многоканального финансирования и ресурсообеспечения проектов и программ осуществляется за счёт привлечения дополнительных средств и новых источников - это составляющая часть современного социального маркетинга.
Цикл фандрайзинговой деятельности состоит из следующих этапов:
1.Определение проблемы, выбор технологии для ее решения и представление на рынок инновационной услуги (продукта), определение ее стоимости.
2. Поиск ресурсов, определение потенциальных источников финансирования.
3. Установление контактов с вкладчиками и благотворителями, получение средств.
4. Благодарности, аналитические и финансовые отчеты.
В ходе разработки каналов привлечения ресурсов нужно помнить, что фандрайзинг предполагает:
1. Планомерный и систематический сбор средств.
2. Приобретение новых партнеров, друзей.
5. Возможность формирования положительного имиджа организации или учреждения, реализующего проект.
Организаторы проекта должны быть убеждены в его полезности, но нельзя автоматически ожидать, что любой человек разделит ваше мнение. Проектная группа выявляет потенциальный круг благотворителен выясняет кто они и чего хотят, готовит привлекательную информациюо проекте, убедительные аргументы в поддержку проекта и определяет адекватные способы привлечения ресурсов.
Эффективное общение и честность помогут привлечь средства, в этих целях вы можете воспользоваться фандрайзинговыми технологиями такими как: реклама, проведение мероприятий (презентаций, событий) почтовые письменные отправления, общение по телефону, личные беседы, сбор вкладов, создание фонда развития, заем (денег или времени), pабота со средствами массовой информации.
Наиболее эффективной технологией для получения средств от органов государственной власти или фондов является написание заявки ни грант либо участие в конкурсе проектов (по размещению средств).
Реклама эффективна, как правило, в отношении сочувствующих лиц и населения, ее преимущество в том, что можно быстро охватить большое количество людей.
Рассылка писем с предложениями о сотрудничестве считается малоэффективной, если впоследствии не состоится личная встреча. Беседы по телефону и личные беседы эффективны с теми, кто уже оказывал вам поддержку и был доволен результатами вашей деятельности.
Технологии вкладывания, займа, спонсорства эффективны в отношении предпринимателей, крупных промышленных и торговых организаций, которые также хорошо откликаются на предложения о сотрудничестве и социальной рекламы себя через ваш проект.
Рекламные брошюры, буклеты, другая представительская продукция необходимы для формирования положительного общественного мнения как среди потребителей услуг, так и среди благотворителей.
Современные технологии фандрайзинга насчитывают бесконечное число форм и методов привлечения партнеров и финансирования. Ясно одно - никто не даст деньги под пустые обещания потратить их на «благое дело», средства выделяются под конкретные проекты и программы, которые могут дать результаты.
Шишкина Анна Владиславовна
Панагушина Елена Аркадьевна